90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Спас ли Ленин кыргызов после 1916 года (об одном укоренившемся советском мифе)

21 января этого года партия коммунистов нашей республики выступила с заявлением в связи с отменой праздников 23 февраля, 1 мая, 7 ноября, которое было обнародовано 21 января – в день смерти В.И. Ленина. В заявлении в частности говорилось:

«Не менее преступным шагом является отмена Дня Великой Октябрьской революции. Неужели члены правительства забыли, что именно Великий Октябрь спас кыргызский народ от геноцида, вернув сотни тысяч семей из Китая, куда они бежали после восстания 1916 года? Неужели чиновники не знают, что благодаря революции Кыргызстан получил государственность? Неужели в правительстве не помнят, что именно Великому Октябрю мы должны быть благодарны за промышленность, современную инфраструктуру, за грамотность, культуру, национальную интеллигенцию?»

Но здесь интересно другое, миф о том, что не Октябрьская революция вообще, а сам товарищ Ленин спас кыргызов (или қазақов) от гибели после 1916 года весьма распространен в наших обществах и поговаривают даже, что были выделены деньги на выкуп кыргызов и казаков попавших в рабство в Китае, на помощь беженцам возвратившимся из Китая. Так ли это было на самом деле?

Вообще любая эпоха порождает свою мифологию, и практически любой значимый деятель своей эпохи может быть мифологизирован и даже стать персонажем сказки. Большевики четко понимали, что такое идеология, и внедряли сказки про вождей в народное сознание. Любой букварь начинался с портретов вождей (Ленина и/или Сталина), а такие книги для чтения как «Родная речь» или «Книга для чтения» были полны текстов где описявались справедливые честные поступки вождей в детстве и зрелости. «Когда Владимир Ильич Ленин был маленьким его звали Володя» - кто из рожденных в СССР не помнит этого?

Вожди красных присутствовали во всех сказках народов СССР от Чукотки до границ с Польшей. Вот например чукотская сказка о Ленине

«Сказка про Ленина

Рассказана мастером Вукволом

Когда в России произошла революция, собрались береговые чукчи у старого китового черепа, где решались все важные дела, и стали думать, как сделать жизнь счастливее. Бедняки хотели выйти к черепу и рассказать, как построить жизнь, но богатые и шаманы запретили говорить – не надо другой жизни. Разгневаете духов, и они отберут у вас даже то, что есть.

Вдруг небо осветилось сполохами, и рядом с черепом появился большой и сильный человек из Москвы. Звали его Ленин.

– Не слушайте шаманов и богачей. Они хотят, чтобы у вас ничего не было, и вы всегда работали на них.

Испугались шаманы и богачи Ленина, разбежались и попрятались. А он продолжал:

– Вы должны собраться вместе и дружно работать. И богатство ваше будет расти день ото дня. И будут у вас винтовки и лодки моторные.

Послушались береговые чукчи Ленина и сделали так, как он говорил. И было им счастье.

Дошла новость о Ленине и до оленных чукчей, взяли они газеты, увидели там портрет Ленина, и стали они на него долго смотреть. Ожил Ленин и говорит им:

– Вы будете пасти своих оленей, будете жить в хороших, просторных ярангах, если с такими же бедняками, как вы сами, будете честно и дружно работать, стадо большое колхозных оленей пасти. А русские люди вам помогут.

Сделали оленные чукчи все, что сказал им Ленин. И стала совсем другой жизнь в тундре. Вместе с колхозами светлая жизнь пришла, и крепко полюбили чукчи колхозы. И когда в тундру приезжал Ленин или Сталин, чукчи встречали их, точно брата родного, давали лучшую еду и теплую одежду, а если поехать куда надо – запрягали лучших оленей. Потому что они любят Ленина».

Из следующей книги, напечатанной в известном издательстве «Молодая гвардия» в 1930 году видно, что коммунисты отслеживали, изучали и распространяли сказки про своих вождей.

Снимок-4

Образ сказочного справедливого, доброго, честного Ленина формировался в кыргызской среде акынов. Наиболее известным и как сегодня бы сказали раскрученным акыном формировавшим почти сказочный образ Ленина стал Токтогул, который создал ряд поэм прославляющих Советскую власть, такие как «Замана», «Да здравствует Советская власть», «Ленин открыл дорогу». «Выше держи своё знамя». Его эпическая поэма «Какая женщина родила такого сына как Ленин» (1919) была переведена на 18 языков. К сожалению, я не знаю кыргызских сказок о Ленине, однако я слышал сказку от многих о кыргызе и Сталине (из чего можно предположить, что существовали и сказки о кыргызах и Ленине), которая возможно сформировалась и сохранилась под влиянием отголосок 1916 года и межнациональных трений в советской армии, которые существовали на протяжении всего советского периода.

«Во время войны с немцами русские ставили вперед кыргызов, и они гибли тысячами. Один кыргыз не выдержал оскорблений своего командира, угнал мотоцикл и поехал к Сталину. Сталин принял его, выслушал, наказал командира и стал формировать национальные части, где у каждого народа был свой командир, который хорошо относился к своим».

И все же миф о том, что Ленин спас кыргызов существует, несмотря на то, что во дворе 29 год перестройки. Нам пережившим две революции очень хорошо известно, что такое постреволюционный хаос. Поэтому очень трудно предположить, что Ленин мог организовать подобную помощь, даже если бы не думал, как удержать власть, как отбиться от немцев и эстонцев в Петрограде, белофиннов наседавших с севера, бороться с разложением армии и мародерством в столице, организовать вообще Красную армию, днем рождения которой было 23 февраля 1918 года, празднование которого было отменено нашим правительством. Кто-нибудь вообще может вспомнить воспоминания своих предков, переживших 1916 год, когда бы они говорили о добром красном комиссаре, который бы давал кыргызам мешок муки и землю в конце 1917 года или начале 1918-го и говорил: «Вот держи, киргиз, это тебе от Ленина»?

Никто этого не помнит – потому что этого не было. Есть ли упоминания о такой помощи у Жусупа Абдлахманова или Турура Рыскулова, которые были коммунистами и писали на тему 1916 года? Нет, таких фактов они не приводят, у них всего лишь общие слова, что Великая Октябрьская революция дала кыргызам шанс для поступательного развития на пути к прогрессу и народному счастью. Да в июне 1918 ЦК РКП(б) и правительство РСФСР послало в Ташкент, который был тогда центром недавно созданной Туркестанской АССР, 70 млн руб. (доставил коммунист М. С. Качуринер) и из Царицына доставлено 115 вагонов хлеба (уже летом 1918 года Советский Туркестан был отрезан от центра кольцами фронтов гражданской войны и никакой помощи не мог получать). Но поделились ли большевики этим хлебом и деньгами с кыргызами, дали ли они хотя бы часть денег на спасение кыргызов? Нет, не давали. Миф о том, что Ленин спас кыргызов – это очередная сказка в народно-большевистском стиле о добром царе или хане, который заботится о каждом своем подданном, образ которого формировался веками придворными поэтами. Конечно же, Октябрьский большевистский переворот изменил расклад сил не только в самой России, но и в тогдашней Семиреченской области, наиболее пострадавшей от событий 1916 года, но ведь он был сделан не для того, чтобы спасти кыргызов.

В первую очередь стоит отметить, что кыргызы стали возвращаться сразу же после свержения царя еще в марте и Временное правительство осудило события 1916 года и на родине их ждали голод, унижения, смерть. Сам будущий глава Временного правительства А.Ф. Керенский будучи еще в царской Думе посетил Туркестан в как председатель думской комиссии созданной для расследования произошедших трагический событий. Изучив события на месте, он возложил вину за происшедшее на царское правительство, обвинил министра внутренних дел в превышении полномочий, потребовал привлечения к суду коррумпированных местных чиновников. Чтобы понять, почему обе революции не привели к быстрому улучшению положения кыргызов следует рассмотреть что происходило в Семиречье и Туркестане в тот период, ведь Туркестанская АССР была фактически автономна от центра вплоть до 1920 года.

Это была борьба за власть – нам ли не знать этого? Куропаткин, несмотря на критику со стороны Керенского в 1916 году, сохранил свой пост генерал-губернатора Туркестана, до того как был смещен 31 марта 1917 года Куропаткин со своего поста Ташкентским Советом солдатских и рабочих депутатов, помещён под домашний арест и отправлен в Петроград. Нельзя полагать, что Советы формировались исключительно из большевиков даже после Октябрьского большевистского переворота, – там были представители левых эсеров и беспартийных, причем большевиков было меньшинство, как бы странно это ни звучало. Туземное население фактически не было представлено в органах власти Туркестана вплоть до 1920-х годов. Нельзя забывать, что Туркестан был типичным колониальным обществом, где имперское меньшинство обладало властью над туземным меньшинством и эта власть держалась силой оружия. Недаром видный политический деятель того времени назвал эти события колониальной революцией (Г. Сафаров. Колониальная революция: опыт Туркестана. М. 1921). Того же мнения придерживался и Т. Рыскулов (Революция и коренное население. Ташкент, 1925).

Особой классовой борьбы здесь не было. Врагами революции сразу же стало туземное население, которого в первую очередь коснулись реквизиции продовольствия в связи с голодом, вызванным разрушением экономики в годы Первой мировой войны и последующего революционного хаоса. Коренное население стало контрреволюционным сразу же после подавления Кокандской автономии, мирной попытки местных элит вернуть себе свои права. В Семиречье реквизиции продовольствия также касались коренного населения, хотя их экономика была подорвана событиями 1916 года.

Здесь следует также упомянуть другой миф о том, что большинство кыргызов, қазақов и других народов, пострадавших в 1916 году, погибло от голода в Китае. Вернувшиеся на родину беженцы также подвергались такому же геноциду (так оценивают события 1916 года наши коммунисты), что и в 1916 году со стороны уже советской власти. Только изменились методы, точнее акцент с физического уничтожения переместился на голодомор. Так, например, тему голода в Средней Азии хорошо исследовал итальянский исследователь М. Буттино, по мнению которого голод в регионе играл центральную роль в социальном и межэтническом конфликте (Политика и социальный конфликт во время Голода. Politics and Social Conflict during a Famine: Turkestan immediately after the Revolution // In a Collapsing Empire: Underdevelopment, Ethnic Conflicts and Nationalisms in the Soviet Union. Milan, 1993). Другой зарубежный исследователь А. Халиб отмечает, что «колониальное неравенство затемняло классовое сотрудничество» (Туркестан в 1917-1922 годах: борьба за власть на окраине России // Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. М., 2005. С. 189–226). Он отмечает также, что в этнических грабежах, например в Фергане, кроме европейского были также и армяне, бежавшие из Османской империи и военнопленные из Австро-Венгрии и Германии и приводит слова меньшевик-интернационалист Х.Л.Вайнштейна на заседании Турксовета во время обсуждения похода на Кокандскую автономию: «Куда девалась классовая борьба, во имя которой мы подняли свое красное знамя? Из доклада мы слышали о вражде между русскими и сартами, армянами, персами. Мы слышали о том, как бы защитить себя от мусульман. Вместо классовой борьбы, таким образом, мы имеем борьбу национальную».

В Семиречье коренное население, состоявшее главным образом из кыргызов и қазақов после событий 1916 года в политическом отношении не имело никакой силы и подвергалось не только грабежу, но и конфискации земель. Адиб Халиб отмечает: «… революционные лозунги «Власть - на места!» и «Земля - тем, кто ее обрабатывает!» были чрезвычайно выгодны для крестьян, и до лета 1919 г. они старались избегать прямого конфликта с советским правительством. Земельные комитеты и «социализация» земли были лишь средством, с помощью которых переселенцами конфисковывались земли, принадлежащие кочевникам, особенно - в Семиречьe».

На третьем съезде компартии Туркестана один из выступавших отмечал, что были «случаи, что в наших партийных организациях находились бывшие чины полиции, жандармы и много другого преступного элемента… Вследствие этого многие ответственные посты занимались хулиганами, взяточниками и пьяницами, должностными спекулянтами, которые грабили население, терроризовали его и этим создали врагов Советской власти» (Труды 3-го съезда Коммунистической партии Туркестанской республики Российской Советской Федерации, 1-15 июня 1919 года. Ташкент, 1919). Конечно же и без этих слов понятно, что колониальное сознание европейского населения не могло измениться в одночасье, тот же самый Жусуп Абдрахманов в своих дневниках часто жалуется на великорусский шовинизм, а ведь его дневники относятся к 1930-м годам. Недоверие коммунистов к национальным лидерам отразилось например в действиях уроженца Бишкека М.В. Фрунзе, который препятствовал созданию национальных мусульманских частей в Красном Туркестане. Фрунзе также до конца защищал своих земляков в Семиречье. Адиб Халиб приводит интересные факты о его взглядах на будущее Семиречья и Туркестана:

«В начале 1920 г. заведующий Отделом внешних сношений Турккомиссии Г.И.Бройдо (известный нам по докладу касающемуся 1916 года), с мнением которого тогда еще считались Элиава и Куйбышев, резко критиковал местных русских крестьян. Он указывал, что они, особенно в Семиречье, были типичными «кулаками, многоземельными, с большими стадами» и не испытывали никаких симпатий к революции, из-за чего «нормы советской конституции и декретов в руках этого звероподобного кулака превращались в могучее орудие в совершение разграбления киргиз». Но и местные рабочие были немногим лучше крестьян-кулаков, поскольку созданные им привилегированные «материальные условия (домик, корова, а также земельный участок) пропитали эту массу духом мелко-буржуазных предрассудков, в условиях Туркестана проявляющуюся к трудящимся туземцам». Но Фрунзе придерживался иного мнения и, хотя соглашался с тем, что почти все русские крестьяне в Туркестане - кулаки, полагал, что их вполне можно интегрировать в советский строй».

Турккомиссия распустила местные Советы и заменила их ревкомами, но это было сделано конечно же из соображений централизации власти и упразднения фактической автономии Советского Туркестана. И лишь после того как Фрунзе выехал за пределы Туркестана воевать с Врангелем и другими врагами Советской власти (а также в потребности еще больших реквизиций продовольствия для голодающей России) Турккомиссия взялась за Семиречье. И тут конечно же большевики из центра столкнулись с противодействием местных революционеров. Последовал мятеж в Алматы (тогда Верный), у нас вспыхнуло сразу 3 мятежа – Беловодский, Тюрский, Нарынский, которые были подавлены. Следует сказать, что и здесь не особо разбирались в классах. Вначале врагами революции оказались семиреченские казаки, а затем и так называемые «старожилы». Семиреки – так называли себя европейские поселенцы, сами делились на три главные соперничающие группы – казаки, старожилы и новоселы. И хотя и среди новоселов было много зажиточных крестьян, но врагами революции становились в большинстве своем именно по этому групповому признаку. После подавления этих мятежей завершилась земельно-водная реформа в Семиречье, которое тогда включало части нынешней Кыргызской Республики и Қазақстана. Конечно же Ленин сыграл определенную роль в улучшении положения коренного населения, однако главной целью Турккомиссии была централизации власти Москвы над Туркестаном и защита прав коренного населения была только поводом, ведь при советском режиме трудно говорить о каких-либо правах человека вообще. К тому же нет никаких фактов о том, что Ленин помог вернуться или поддержал вернувшихся беженцев. Конечно же, если бы у него была такая возможность, он бы сделал это, ведь из детских книжек и сказок советского времени мы знаем, каким добрым и заботливым он был, но у него, к сожалению, не было такой возможности.

Трудно говорить о положении кыргызов и қазақов (и других представителей народов пострадавших в событиях 1916 года, например озерных дунган) в Семиречье после возвращения из Китая. Скорее всего, они были поставлены на грань выживания, а многие из них погибли уже после у себя на родине. Особой помощи от советских властей возвратившиеся на родину беженцы не получали и подвергались притеснениям вплоть до по крайней мере 1921 года, когда они получили назад свои земли, отнятые впоследствии во времена коллективизации уже через 7 лет.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://akipress.org/kgcode/news:13799/

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Осмонбек Мамбетжанович Артыкбаев

Артыкбаев Осмонбек Мамбетжанович

Министр энергетики и промышленности КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
3,6%

рост ВВП Кыргызстана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31