Кыргызстанцы до сих пор и не знают, вступит ли их страна в Таможенный союз. Теперь кроме министров, депутатов, экономистов и политологов, заявляющих, что у ТС намного больше плюсов, чем минусов, родилась новая инициативная группа активистов, яро выступающих против вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Активисты решили не ограничиваться несколькими пресс-конференциями и интервью, а провести масштабную работу – они проведут акцию-выставку «За свободный Кыргызстан! Против Таможенного союза». Организаторы мероприятия обещают выставить большое количество товаров, чтобы сравнить цены до и после вступления в объединение с Россией, Беларусью и Казахстаном.
POLIT.KG выслушал аргументы организаторов мероприятия - председателя партии «Реформа» Мирбека Асангариева и президента Центральноазиатского института свободного рынка (CAFMI) Мирсулжана Намазалиева и прокомментировал их.
Почему против?
«Прежде чем объединиться в большую команду, мы – организаторы - просчитали все плюсы и минусы вхождения КР в ТС и пришли к выводу, что минусов гораздо больше, и поэтому будем настаивать на том, чтобы власти отказались от этой идеи. Мы считаем, что руководство страны должно продумать альтернативные пути интеграции в мировое пространство, - отвечает на главный вопрос президент CAFMI Мирсулжан Намазалиев. - При вступлении в Таможенный союз Кыргызстан не сможет экспортировать больше товаров в страны ТС из-за отсутствия лабораторий и высоких требований качества организации. Экспортировать больше товаров из Кыргызстана в союз благодаря отсутствию пошлин организации не удастся. Чтобы распространять свою продукцию, Кыргызстану придется соответствовать высоким требования качества стран ТС, которые даже строже стандартов Европейского союза. До сих пор у нас не было адекватных лабораторий. А в Таможенном союзе требования выше, чем везде. Даже Евросоюз признает, что техрегламент Таможенного союза ставит слишком высокую планку. Если бы сейчас у нас была возможность экспортировать все в страны ТС, то мы могли бы с легкостью делать это и на весь мир", - прокомментировал он.
Глава CAFMI также подчеркнул, что в Беларуси и Казахстане уже сталкиваются с тем, что их предприниматели не могут отправить свою продукцию в Россию. В то же время он добавил, что рост импортной пошлины в случае присоединения КР к союзу сильно ударит по карманам потребителей и предпринимателей.
Хотите третью революцию?
«Уже ни для кого не секрет, что вступление Кыргызстана в Таможенный союз приведет к резкому росту цен на товары широкого потребления, - заявил председатель партии «Реформа» Мирбек Асангариев. - В будущем, когда начнут подниматься цены на товары широкого потребления, что подтверждают все стороны, в Кыргызстане неизбежны волнения. Это ухудшит и без того тяжелое социально-экономическое положение граждан страны, где около 38% населения живет за чертой бедности. Мы смеем предположить, что войдя в ТС, Кыргызстан ждет очень сложное положение - две предыдущих революции покажутся нам невинной прогулкой», - заявил активист.
По его словам, членство в Таможенном союзе негативно отразится и на развитии малого и среднего бизнеса, который по поставкам оборудования и сырья в основном зависит от стран, не входящих в ТС.
Главный вопрос – ГСМ
Когда активистам был задан вопрос о будущих поставках ГСМ, в случае не вхождения в ТС, они заявили, что этот аспект не является частью ТС. Одним словом, не обратили должного внимания активисты на него. Видимо, в Бишкеке начисто забыли о том, что не так давно Россия простила Кыргызстану долг на более чем $500 млн, что "Газпром" чуть ли не содержит "Кыргызгаз", и что Москва очень серьезно помогает нам с поставками нефтепродуктов и вооружения плюс обеспечивает нашу безопасность.
«Шантаж России в отношении Кыргызстана, может, и будет присутствовать, но не в вопросах ГСМ и мигрантов, - продолжает активист Намазалиев. – Мне часто задают подобный вопрос, и меня всегда удивляет, почему люди до сих пор не поймут, что Москва может изменить договор о поставках ГСМ, будучи Кыргызстан и в ТС и вне. Вопрос ГСМ не является частью ТС и предметом торга, это отдельный вопрос наших двусторонних экономических соглашений. А по поводу мигрантов скажу так: уже 2 миллиона кыргызов получили российское гражданство. Ну что, их обратно выгонят?»
Альтернатива
«От Таможенного Союза наши граждане пострадают больше, чем приобретут, - отвечает Намазалиев. - Мы предлагаем использовать опыт Исландии, Норвегии, Лихтенштейна и Швейцарии, которые входят в единое экономическое пространство с Европейским Союзом, но не вошли в Таможенный Союз ЕС. Или, по крайней мере, учесть все риски при присоединении, и выторговать как можно больше преференций. А о рисках простому народу ведь никто не говорит! Вот я приведу вам простой пример: я объездил много сельхозугодий Кыргызстана. Колхозники рассказывали мне о том, как работает техника. Новый белорусский трактор стоит 15,000 долларов. Немецкий, бывший в употреблении – 15,000 евро. Разница в том, что белорусский окупится за 3 года, а прослужит год . А немецкий – будет еще лет 20 пахать. Та же ситуация и с машинами. Сейчас Казахстан закупает «Ладу Калину», корыто, простите, которое даже у Путина не завелось, за 17 тысяч долларов. Ну, разве мы этого хотим?»
Альтернативой Таможенному союзу директор института свободного рынка видит создание в Кыргызстане лабораторий, отвечающих европейским требованиям. «С 1998 года мы являемся членами ВТО, но до сих пор у нас нет лабораторий, чтобы выйти на рынки этих стран. Если мы создадим условия, то сможем выйти на рынки развитых стран. Тем более, есть программы, когда развитые страны позволяют развивающимся ввозить на их территорию товары либо совсем без пошлин, либо с минимальными ставками», - добавил он.
Что сказал президент?
Практически весь прошлый год Кыргызстан рассматривался в качестве чуть ли не основного кандидата на вступление в Таможенный Союз в ближайшей перспективе, и Евразийская Экономическая Комиссия уже даже разработала соответствующую «дорожную карту». Однако, в конце года процесс евразийской интеграции среднеазиатской республики начал заметно пробуксовывать. Президент Алмазбек Атамбаев довольно жёстко заявил, что «мы будем вступать в Таможенный Союз только при условии, что будут выполнены наши требования. По «дорожной карте», которую кто-то утвердил, мы вступать не будем». И за словами последовали поступки — 24 декабря на заседание Высшего евразийского экономического совета он действительно отказался подписывать «дорожную карту» присоединения к Таможенному Союзу. «Пока Кыргызстан отказался вступать в Таможенный союз на предложенных Кремлем условиях. Мы пойдем путем, который отвечает интересам граждан Кыргызстана». Так прокомментировал президент страны Алмазбек Атамбаев принятие «дорожной карты» по присоединению республики к Таможенному союзу.
Справка и Реплика POLIT.KG
Начнем с простого. Наши граждане очень пугаются «Лады-Калины» - это такая страшилка, против которой даже зараженные радиацией япошки – мелочь. Спешим успокоить: этот «шедевр» российского автопрома стоит не 17 тысяч долларов, как утверждают противники вступления КР в ТС, а:
«Стоимость Лада-Калина как в Москве, так и в других городах России зависит от её комплектации.
Самая дешёвая модель в серии хэтчбек - "Стандарт" LADA 11193-31-040 - стоит от 276 900 рублей; более дорогая модель, например - "Стандарт" LADA 11193-41-040 – стоить будет уже от 287 900 рублей; а самая дорогая в серии хэтчбек - "Люкс" LADA 11196-47-038 - от 390 400 рублей.
Самая дешёвая модель в серии универсал - "Стандарт" LADA 11173-31-040 - стоит от 281 900 рублей; более дорогая модель, например - "Стандарт" LADA 11173-40-041 – стоить будет уже от 292 900 рублей; а самая дорогая в серии хэтчбек - "Люкс" LADA 11176-48-038 - от 400 900 рублей.
В серии спорт только 4 модели, их цены таковы:
"СПОРТ" - LADA 11196-35-494 - 391 100 рублей;
"SPORT" - LADA 11194-32-096 - 353 100 рублей;
"SPORT" - LADA 11194-42-096 - 381 100 рублей;
"СПОРТ" - LADA 11196-42-494 - 402 400 рублей».
Кого не устраивает эта «погремушка», могут выбирать недорогие Рено в таком же примерно ценовом коридоре, КИА, Тойоты и еще массу других вариантов. Да, машины в ТС дороже, чем бывшие в употреблении иномарки, заполонившие Кыргызстан. Но ведь это не принципиально! Почему «эксперты» умалчивают о том, что Кыргызстан с растаможкой автотранспорта легко мог бы работать по примеру некоторых российских регионов (Калининградская обл., г.Владивосток), где существует одна ставка таможенного платежа при эксплуатации автомашины только в данном регионе, а при продаже машины в другие регионы взымается другая, более высокая ставка? То есть, Кыргызстан может и в составе ТС по-прежнему пользоваться нынешней ставкой таможенной пошлины, если машина предназначена для эксплуатации внутри республики (зарегистрирована в КР). Ну, а зарабатывать на перепродаже б/у машин, используя разницу в таможенных платежах, просто неприлично в цивилизованном обществе.
Продолжая автотракторную тему, следует предупредить «экспертов-активистов», что Беларусь может подать в суд за оскорбление и унижение ее чести и достоинства в лице трактора «Беларусь», который, к сведению неспециалистов, работает не год, и не 2-3 года, а 20-30 лет! И это подтвердят все аграрии. Непонятно, где Намазалиев нашел в нашей республике «колхозников», которые снабдили его столь недостоверной информацией, потому как самих колхозов давно нет…
Что касается технологического оборудования, которое не производится в странах ТС, то эта категория поставок вполне может быть принята членами ТС как льготная позиция. Подобная практика широко применяется в других экономических союзах. Эти льготы не наносят ущерба экономике других членов объединения и потому как правило не вызывают возражений.
Плоховато с логикой не только у наших «экспертов»: одни говорят о том, что в Кыргызстан хлынет недоброкачественная продукция из России, и при этом жалуются на высокие техрегламенты, требования которых выше, чем в европейских странах! Кто не знаком с системой стандартизации и метрологии в бывшем СССР, и в нынешней России, тому, конечно же, неведомо истинное качество и высочайшие требования по безопасности, надежности.
Да и в целом с экономикой у «экспертов» большие проблемы. Если бы дело было только в отсутствии лабораторий, которые могли бы сертифицировать кыргызстанский продукт для продвижения его на внешние рынки! Беда в том, что нечего нам сертифицировать, нечего нам предложить на внешние рынки. И что-то никто не пускает нашу республику на свои рынки без пошлин, и не спешит ВТО протягивать нам руку помощи, хотя мы давно состоим в этой организации. Более того, именно членство в ВТО практически уничтожило отечественную промышленность Кыргызстана, которая не выдержала конкуренции с отлаженными производствами западных стран и дешевыми китайскими товарами. И никто не подумал о сотнях тысяч рабочих нашей республики, оставшихся без средств к существованию.
Никто Кыргызстан не тянет в Таможенный союз! Это было политическое решение руководства Кыргызстана, и именно с этой позиции и надо рассматривать все последующие шаги. Роль нашей страны для стран ТС – ничтожно мала. Тем более, что далеко не все члены этого объединения поддерживают эту идею – кому вообще нужен депрессивный регион, страдающий хронической революционностью и не вылезающий из кризиса?
Единственное, в чем можно согласиться с нашими «экспертами» - это в изучении и применении опыта «Исландии, Норвегии, Лихтенштейна и Швейцарии», которые сами выживают. Да что там эта четверка – в мире немало стран, которые нашли свой путь развития и достигли немалых успехов! А чем Кыргызстан хуже?
Чего реально опасается Кыргызстан, вступая в ТС? По неофициальной информации, бунта бизнеса, занятого в теневых поставках дешевой китайской продукции в республику, а из нее — в другие государства Центральной Азии и в Россию. Сейчас на китайской и иной контрабанде в Кыргызстане (а далее – с выходом на Казахстан и Россию) кормится целая армия таможенников, чиновников, владельцев рынков и торговцев.
Со вступлением в ТС границы будут укреплены, пошлины на товары, импортируемые из государств, не являющихся членами союза, увеличатся. Насколько? В процентном отношении не на много, логично предположить, что цены по ряду товаров будут на уровне российских. Но Кыргызстан и сегодня получает немало товаров первой необходимости из той же России, Казахстана. Что изменится после вступления нашей республики в ТС? Продовольственный сектор останется практически без изменений: мы и сегодня получаем зерно из Казахстана, сахар из Болоруссии, растительное масло, рыбные консервы и мороженую рыбу, и массу других продуктов из России. Напротив, эта группа товаров станет дешевле.
Что станет дороже после увеличения ввозных пошлин? Естественно, группа непродовольственных товаров, в основном ассортимент «Дордоя»: швейные изделия, обувь, предметы роскоши. Насколько? Опять же где-то на 10-20 процентов. Но эту группу товаров легко может заменить местная промышленность, для которой таможенные пошлины на импорт станут своеобразным стимулом для развития.
На каком основании нефтепродукты выводят из условий нашего будущего членства в Таможенном союзе? Не ради красивых глаз президента Атамбаева Россия отпускает нашей республике бензин и дизтопливо по ценам, которых нет даже в самой России! Разве это не преференция, разве это не кредит доверия?
В целом подобные экспертные оценки служат лишь одной цели – запудрить мозги людям, которые и без того запутались в потоках откровенной дезинформации, демагогии, а то и откровенного дилетантства.
Аналитики и кыргызские, и российские давно говорят, что не нужно политизировать вопрос вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Это чисто экономическое объединение, которое, конечно же, косвенно отражается на социальных и политических условиях. Возможно, что после того, как все кыргызстанцы примут российское гражданство (как утверждают наши «эксперты», уже 2 миллиона из 5-миллионного населения страны стали россиянами), или хотя бы половина электората (имеющие право голоса) получат российские паспорта, проблема вступления или невступления Кыргызстана в ТС отпадет сама собой. Любое государство – это прежде всего народ, населяющий определенную территорию! Ст.2 «Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике». При сохранении нынешних темпов бегства коренного населения из страны и принятия им подданства другого государства есть все основания опасаться потери реального суверенитета Кыргызстана! И именно в этом контексте целесообразно не только членство в экономическом союзе с более сильными государствами, которые будут не столько донорами, сколько гарантами нашего развития, но более тесная политическая интеграция с более сильными соседями послужит гарантией сохранения нашего суверенитета. По большому счету выбор у Кыргызстана невелик: или страны Таможенного союза, или Китай со своим проектом «Великого Шелкового пути».
Может, целесообразно провести референдум, чтобы потом не было политических спекуляций?
Правила комментирования
comments powered by Disqus