90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Ислам Каримов урезает собственные полномочия. В Конституцию Узбекистана готовятся внести изменения

18.03.2014 18:18

Политика

Ислам Каримов урезает собственные полномочия. В Конституцию Узбекистана готовятся внести изменения

В Узбекистане по инициативе президента Ислама Каримова будут внесены изменения в Конституцию. Они предусматривают сокращение части полномочий президента и передачу их премьер-министру и парламенту. По оценкам наблюдателей, перемены могут быть связаны с выборами: парламентские состоятся в декабре 2014 года, а президентские – спустя 90 дней после объявления итогов выборов в парламент.

В экспертном сообществе выдвигаются две версии того, что побудило президента Узбекистана инициировать поправки в Конституцию. Одни предполагают, что Каримов воздержится от участия в выборах 2014 года и готовится к уходу на покой. Другие, анализируя юридическую сторону, пытаются получить доказательства того, что Каримов ищет основу быть избранным еще раз, поскольку, согласно Конституции, возглавлять Узбекистан можно только в течение двух 5-летних президентских сроков.

«На мой взгляд, в Узбекистане происходит трансформация политической системы от жесткой президентской власти к тому стилю управления, который можно назвать коллегиальным. В целом все движется к двум константам. Во-первых, сближению позиций президента, правительства и парламента. Во-вторых, с расширением полномочий парламента заметно повышается роль политических партий», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, существующие в Узбекистане партии пока далеки от классических партийных институтов, и, что важно, ни одна из них не является партией лидерского типа – это принципиальное отличие партийной системы Узбекистана от систем Казахстана, Киргизии, Таджикистана. «Партии лидерского типа не бывают долгожителями, они, как правило, не имеют программных основ, заточены под конкретные персоналии и с уходом из политики последних партии прекращают свое существование. У партий в Узбекистане есть шанс пойти по другому пути с прицелом на установление реальной парламентской многопартийной системы», – полагает Князев.

24 марта 2014 года исполнится 24 года с того дня, когда ВС Узбекской ССР проголосовал за введение института президентства и избрал главой государства Ислама Каримова. За это время он еще трижды избирался президентом Узбекистана – в 1991, 2000 и 2007 годах. Следующие выборы главы государства состоятся в 2015 году. Вопрос о том, будет ли баллотироваться Ислам Каримов, остается открытым.

«Времени до выборов достаточно, чтобы спокойно определиться. Важно, что сейчас мы встали на путь формирования независимых ветвей власти, включая исполнительную... Сегодня, надо признать, все замыкается на мне, и это не случайно: мы прошли через весьма непростой период развития, приходилось отвечать на многие нелегкие вызовы времени, и я просто вынужден был брать все на себя. Постепенно ситуация будет меняться. Нужно генерировать то поколение, которое придет после нас. Очень важно, чтобы пришли достойные люди», – эти слова Каримов произнес почти десять лет назад в интервью «НГ», отвечая на вопрос о преемнике. Судя по всему, они остаются актуальными и сегодня с той разницей, что за это время Каримов не раз инициировал сокращение президентских полномочий в пользу правительства и парламента.

Так в 2007 году из 89-й статьи Конституции Узбекистана была изъята формулировка о том, что президент является главой исполнительной власти. В 2010 году в Основной закон также были внесены поправки о порядке исполнения обязанностей президента в том случае, если глава государства не сможет выполнять свои обязанности в силу, например, болезни. Президентский срок был сокращен с семи до пяти лет. Кроме этого, Конституция Узбекистана ограничивает время пребывания одного человека на посту президента двумя сроками.

Пресс-служба нижней палаты Законодательного собрания сообщила, что депутаты приступили к рассмотрению изменений в ряде законов страны. В частности, поправки коснутся статей 78 (о полномочиях парламента), 93 (о полномочиях президента), 98 (о деятельности правительства), а также 103 (о деятельности местных органов власти) и 117 (о выборах). Судя по всему, президент оставит в своем подчинении внешнюю и оборонную политику, сохранит контроль над силовыми структурами, а главе кабинета полностью передаст экономику и социальную сферу. Парламент должен будет контролировать деятельность кабинета министров, исполнительных органов власти, принимать решения по стратегическим вопросам.

Если все-таки Каримов действительно решил расстаться с президентским постом, то разве что в силу возраста. В нынешнем году ему исполнилось 74 года. О старшей дочери Ислама Каримова Гульнаре как о возможной преемнице впервые заговорили в экспертной среде лет пять назад. Однако в Узбекистане Гульнару как серьезного кандидата на пост президента даже не рассматривали. Особенно после серии скандалов. Теперь на первый план выходят лидеры кланов. В республике существует несколько влиятельных кланов – самаркандский (самаркандо-бухарский), ташкентский, ферганский, каракалпакский, хорезмский, а также суркаш (охватывающий Сурхандарьинскую и Кашкадарьинскую области). Наиболее сильные позиции занимают ташкентский и самаркандский кланы.

Видным представителем самаркандского клана на сегодня является премьер-министр Шавкат Мирзияев, возглавляющий правительство с февраля 2003 года. Ташкентский клан представляет первый заместитель премьера и министр финансов Рустам Азимов, который курирует финансово-экономическую сферу. Позиции ташкентского клана сегодня кажутся слабее, чем самаркандского. Но они могут резко усилиться, если ташкентцам удастся переманить в свой лагерь одного из наиболее могущественных людей республики, руководителя Службы национальной безопасности генерал-полковника Рустама Иноятова. С его клановой принадлежностью пока не все ясно. По одним оценкам он является ташкентцем, по другим – предпочитает позиционировать себя как надкланового политика, кстати, по аналогии с Исламом Каримовым, которого причисляют то к ташкентскому, то к самаркандскому клану.

«Позиция и поведение Каримова определяются не клановой принадлежностью, а тем, что он изначально стремился позиционировать себя как национальный лидер. Лидерство Каримову приходилось постоянно подтверждать, сохраняя власть, доставшуюся ему по наследству от советской эпохи. В нулевых годах Каримов окончательно закрепил за собой позиции национального лидера. Дискуссии о том, к какому клану он принадлежит, в значительной степени утратили смысл. На клановый фактор все менее обращают внимание Россия, США, Китай: для них уже не столь важно происхождение узбекских политиков, их не особенно заботит, какой именно клан будет представлять следующий президент Узбекистана», – считает эксперт московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Что же касается оппозиционных кандидатов на пост президента, то все они давно живут за рубежом и конкуренции на выборах составить не могут. 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.ng.ru/cis/2014-03-18/6_karimov.html

18.03.2014 18:18

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
25 000

кыргызстанцев принимают опиаты внутривенно

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31