90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Эдил Байсалов, общественный деятель: "Алмазбек Атамбаев должен выдвинуть жесткие требования к парламенту"

28.03.2014 10:47

Политика

Эдил Байсалов, общественный деятель: Алмазбек Атамбаев должен выдвинуть жесткие требования к парламенту

- Эдил мырза, вы, наверное, понимаете, в каком направлении движется наша страна. В кадровой политике беспорядок, продаются министерские кресла. 

- Повторю то, что всегда говорю. Нет никаких оснований для того, чтобы восхищаться действующей Конституцией и говорить, что мы построили парламентскую республику. Мы не живем в парламентской республике. Возможно, было нечто подобное после парламентских выборов 2010 года.

Многие критики, представители оппозиции обвиняют президента в узурпации власти. Я не поддерживаю такие высказывания, потому что президент неполноценно выполняет свои обязательства. Вся проблема в неправильно написанной Конституции. Доказательств тому полно!

Простой пример, Жанторо Сатыбалдиев в прошлом году побывал в регионах, призывал людей к миру, говорил представителями оппозиции: "Готовьтесь к выборам". Тогда никто не отважился спросить у него: "А на каких выборах победили вы?" Потому что в парламентской республике правительству поручают выполнить программу, которую поддержали избиратели, партийное руководство.

У нас только название "парламентское", а суть неизменна. Когда готовилась Конституция, я предложил формировать членов правительства только из депутатов парламента. Такой принцип введен во всех парламентских республиках Европы. Кроме того, с этим можно столкнуться в Турции, Японии, Австралии, Канаде.

И однопартийное, и коалиционное правительство формируется из партийного списка, а сама пария определяет государственную политику. Правительственные законопроекты принимаются по итогам парламентских дебатов, в которых оппозиция твердо стоит на своем.

А у нас все происходит как в анекдоте - руководство партии уходит в парламент, а избранные по пропорциональной системе неизвестные депутаты выступают в роли критиков правительства, перегнав по этому показателю саму оппозицию! Пока приведу лишь этот пример, потому что доказательств того, что нынешняя Конституция не имеет ничего общего с парламентской республикой предостаточно.

- Интересное мнение. До этого мы наслушались критики со стороны тех, кто хочет, чтобы Конституция была президентской. Вы утверждаете, что Конституция не отвечает требованиям парламентской системы. Каковы другие последствия недостатков Конституции?

- Да! В нашей стране повсеместно говорят, что нет власти. Мы все это понимаем. Неизвестно, в чьих руках ответственность. Основная власть в руках тех, кто не заслужил народного доверия. Если бы наша Конституция была правильная, то после отставки правительства Омурбек Бабанов вернулся бы в парламент, продолжил бы свою деятельность в качестве лидера оппозиции, в интересах избирателей.

То же самое касается бывших министров фракций "Республика", "Ата Журт", СДПК и "Ар-Намыс". К примеру: Акылбек Жапаров, Ибрагим Жунусов, Шамиль Атаханов. В общем насчитал около 30-40 депутатов. По другим причинам в Жогорку Кенеше нетАлмазбека Атамбаева и Камчыбека Ташиева.

Многие депутаты сбежали, других посадили. Поэтому я задаю вопрос: "А нынешний парламент действительно заслуживает мандат народа, который получил осенью 2010 года?" Есть ли у них моральное право работать дальше? По-моему, нет!

- Говорят, что роспуск коалиции - очередное шоу Текебаева. Когда нам следовало отправить в отставку такое немощное правительство. Или настало время?

- Летом 2012 года появились разговоры о роспуске правительства. Я тогда 2-3 раза заходил к Текебаеву, обращался к руководителю аппарата президента Жанторо Сатыбалдиеву со словами: "Вам делать больше нечего? Кыргызский народ - игрушка для вас? До каких пор будете играться?" Я понимал, что такие слова им не понравятся.

Если бы я молчал, то до сих пор был бы министром. Я надеялся, что Сатыбалдиев будет заниматься экономикой, а не политикой. Но он не оправдал надежд. Он не сумел проработать в интересах государства, потому что был раскритикован не только лидерами фракций, но и мелкими газетами, НПО!

Правительством управлял не премьер-министр, а лидеры парламентских фракций, сотрудники аппаратов! В Жогорку Кенеше не было силы, на которую мог опереться Сатыбалдиев. Он должен был работать, чтобы оправдать доверие президента. Но он предпочел договориться с лидерами фракций. В конце концов, он не смог выполнить некоторые требования и вынужден был уйти в отставку.

Сформировал некомпетентное правительство, предпочел работать по старой командно-административной системе, которая не принесла успеха.

- Считающие себя достойными должности 26-го премьера люди начали бороться за эту должность. Что должна сделать власть?

- Весь народ меня поддержит, если скажу, что у нынешнего Жогорку Кенеша нет ни морального, ни политического права работать дальше. Партии работают, как будто приватизировали министерства. Сколько министров они посадили? Умолчу о том, как они лишь навредили своей некомпетентностью. Посчитайте, сколько чиновников сегодня подозревается в преступлении.

Даже не удосужились сказать: "Извините, мы были неправы". А во фракциях с радостью объявляют конкурс на очередную вакантную должность! Наверное, Кыргызстан - единственная страна, в которой в течение дня могут определить победителя конкурса на должность министра.

По-моему, Алмазбек Атамбаев должен выдвинуть жесткие требования к парламенту. Депутаты должны позволить премьер-министру сформировать правительство по своему усмотрению. Должны беспрекословно приниматься законы, чтобы осуществить программу премьера. Если Жогорку Кенеш не согласится на это, то парламент следует досрочно распустить и объявить досрочные парламентские выборы!

Во-первых, новое правительство увлечется популизмом, во-вторых, будет распиливать народное богатство между фракциями. Постепенно истечет срок президента Атамбаева, его обещания останутся невыполненными. Если этот человек вспомнит о своем историческом предназначении, то он должен принять решительные меры и взять на себя ответственность.

- Вы справитесь с обязанностями премьер-министра?

- Нет! Для этого нужно выйти к народу, представить платформу, собрать подписи, заслужить доверие. Иначе все будет как в шахматах. У тебя будет ярлык премьер-министра, но на деле ты пешка. Последний пример - Жанторо Сатыбалдиев!

Если ваш вопрос касается моих профессиональных качеств, то я без стеснения отвечу, что мои знания, опыт, профессиональные качества соответствуют высоким стандартам 21 века.

- Некоторые государственные деятели говорят, что не могут работать с этой властью. Вы можете работать с этой властью?

- Кого вы подразумеваете под сегодняшней властью? Я никогда не буду пренебрегать возможностью послужить своему народу. Я не из тех, кто говорит: "Будь что будет!" Но я недоволен режимом Атамбаева, системным правилам, которые формировались во времена социализма. Сейчас работают по принципу: "Ты начальник, я дурак".

Судя по решениям правительства можно сказать, насколько низок уровень. Правительство сидит в зале ЖК и формально выполняет свою работу. Нет коллегиальных дискуссий по основным политико-экономическим вопросам. Такие решения принимаются только за закрытыми дверями.

Министерства должны получить возможность самостоятельно принимать большинство решений. Но ради небольшого изменения нужно в течение года бегать с бумажками. Все это неправильно. Власть ничего не может решить, полный паралич!

Я уже говорил об отношении Жогорку Кенеша. Ни в одном парламенте депутаты не ведут работу на базарном уровне, как у нас. Я бы понимал, если бы депутаты пришли из одномандатных округов, как в легендарном парламенте и критиковали бы правительство. Тогдашние депутаты были более культурными.

Не умеющие связать две буквы, безызвестные для общественности депутаты отчитывают членов правительства в комитетах, как учеников начальных классов. Из-за подобной негативной атмосферы компетентные чиновники отказываются работать. Но я не хочу так поступать. Не буду сжигать рубашку, чтобы убить вшей. Нужно работать. Но я не из тех, кто будет приклонять голову и говорить: "Вы правы". Каждый человек должен уметь отвечать за свои слова.

- Каждое правительство в Кыргызстане уходит в отставку без отчета. Может поэтому наша страна не развивается?

- Это смехотворная ситуация. Помнится, предыдущее правительство критиковали за снижение показателей ВВП. Тогда из-за движения пород работа фабрики на "Кумторе" была приостановлена. Из-за этого экономика не выросла на 7%, как планировалось. Разве то правительство можно винить в том, что порода отвалилась?

А нынешнее правительство на протяжении 2-3 месяцев хвастается, что наша экономика выросла на 10%. Но это не достижение правительства, а результат возобновления работы на фабрике! Заполнили отчеты, но никто не думает о долгосрочных интересах кыргызского народа.

Взгляните на планы, вспомните планы ЦАРИИ Максима Бакиева. А он в свою очередь списал планы у Акаева. Пустые обещания. Почему-то никто не собирается работать по-новому.

- Нужно вносить изменения в кадровую систему?

- Этот вопрос часто задают. Особенно молодежь. Я отвечу иначе. У нас нет вообще "кадровой системы". Она уничтожена. После распада СССР все разрушилось, жены президентов превратились в "отдел кадров". Сейчас эта роль досталась партиям, депутатам и т.д.

Нет системы! Президент Атамбаев обещал оставить нам новую элиту. Но нет какого-то прогресса. Кто из назначаемых на должности новичок? Думаю, в этом вопросе безразличие демонстрирует пресса, народ, гражданское общество. Мы не научились продуктивно мыслить. Политиков воспринимаем как шоуменов, поддерживаем, если они чаще произносят слово "народ".

Уровень общественного сознания не дорос до того, чтобы проанализировать деятельность государственных чиновников, конструктивно обсудить конкретные вопросы. Газеты, новости в основном состоят из слухов и скандалов, не выступают в роли нейтральной стороны, которая указывает, что хорошо, а что плохо.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

28.03.2014 10:47

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Курмантай Абдиевич Абдиев

Абдиев Курмантай Абдиевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
70%

имамов в Кыргызстане не имеют религиозного образования

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31