Правительство Кыргызстана больше двух месяцев не может переговорить с узбекистанской стороной по вопросу возобновления поставок газа на юг Кыргызстана.
По официальной версии правительства, Ташкент игнорирует обращения кыргызстанской стороны из-за незавершенности процедуры передачи ОАО "Кыргызгаз" российскому "Газпрому".
Ранее глава "Кыргызгаза" Тургунбек Кулмурзаев пожаловался депутатам, что узбекские коллеги "не хотят слышать" ни премьер-министра Джоомарта Оторбаева, ни первого вице-премьера Тайырбека Сарпашева.
По его словам, высокопоставленные чиновники Узбекистана не отвечают на телефонные звонки своих кыргызстанских коллег.
"Я прошу и депутатов Жогорку Кенеша оказать содействие в решении газового вопроса. И у Узбекистана есть свой парламент. И у нас есть рычаги воздействия. У нас есть возможность отключить поставку газа в узбекский анклав Сох, где 27 тыс. абонентов. Ведь туда газ поставляется через нашу страну. "Газпром" предлагает подождать еще неделю и потом принимать такие меры", – сказал тогда Кулмурзаев.
Между тем в кулуарах правительства и "Белого дома" высокопоставленные чиновники охотно делятся своими версиями реальных причин того, почему не возобновляются поставки газа на юг Кыргызстана. Если верить неофициальной исповеди наших чиновников, то Узбекистан взамен поставок голубого топлива на юг страны требует от Кыргызстана невозможного. Они ставят неприемлемые условия, которые противоречат интересам страны. В частности, Узбекистан настаивает на прекращении строительства гидроэнергетических проектов на территории Кыргызстана, а также разрешении приграничных вопросов в эксклаве Сох.
Отметим, что депутаты парламента для разрешения проблемы по возобновлению поставок голубого топлива на юг Кыргызстана предлагали правительству использовать возможные рычаги давления на Узбекистан.
Так, по мнению атажуртовца Кантемира Мурзабекова, которое он озвучил 6 июня на пленарном заседании парламента, для разрешения газового кризиса на юге необходимо перекрыть воду узбекистанской стороне.
"Давайте направим письмо в Узбекистан о том, что воды в Токтогульском водохранилище недостаточно. Что ожидается снижение ее уровня. Тогда посмотрим, нужна ли им вода", - сказал депутат.
Его коллега Омурбек Бакиров предложил ввести запрет на импорт сезонных овощей из Узбекистана.
Однако, по данным членов правительства, Кыргызстан уже не может использовать водные ресурсы как рычаг давления, поскольку Узбекистан после аналогичного инцидента в конце 1990-х годов обезопасил себя от возможного водного кризиса.
По словам вице-премьер-министра по экономике и инвестициям Валерия Диля, когда-то власти Кыргызстана при премьерстве Бориса Силаева использовали воду как рычаг воздействия на Узбекистан при решении вопроса поставок газа.
"В 1997 году перекрывали Наманганский канал. Представители правительства Узбекистана сразу же сами приехали в Бишкек. Но сейчас ситуация иная. Наши соседи построили свое водохранилище, и такой метод, возможно, не может оказать сильное влияние на них", - пояснил он.
Тем не менее 9 июня вице-премьер-министр по обороне, безопасности и вопросам границ Абдырахман Маматалиев заявил журналистам, что правительство рассмотрит вопрос о временном закрытии приграничного Большого Наманганского канала Учкурганской ГЭС в Ноокенском районе.
Он тогда заверял, что несколько дней назад во время рабочей поездки в приграничные районы Джалал-Абадской области специалисты сообщили ему о необходимости ремонта канала.
"Специалисты требуют ремонта головного водораздела в Учкоргоне. Скорость пуска воды составляет 35 кубов воды в секунду, из них 30 кубов идет в Узбекистан, 5 уходит на полив наших земель. Само гидротехническое сооружение было построено в 1957 году. В ближайшее время правительство рассмотрит вопрос о временном закрытии канала", - сказал Маматалиев.
На вопрос, есть ли в этом политическая подоплека в связи с отключением Узбекистаном газа на юге страны, вице-премьер ответил отрицательно.
Но Узбекистан в заявлении Маматалиева все-таки увидел политическую подоплеку.
Минус электрификация
Вчера, 17 июня, на заседании парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу его председатель депутат от фракции "Ар-Намыс" Кожобек Рыспаев выразил обеспокоенность по поводу того, что правительство Узбекистана уведомило о возможности выхода из энергетического кольца.
При таком развитии событий юг Кыргызстана может остаться без электричества. Кыргызстан все еще зависит от соседей из-за незавершенности строительства ЛЭП.
Однако министр энергетики и промышленности Осмонбек Артыкбаев рассказал "ВБ", что если Узбекистан выйдет из энергетического кольца, то жители этой страны тоже могут остаться без электричества.
По его словам, жители некоторых районов Узбекистана получают электроэнергию через линии электропередачи юга Кыргызстана.
Депутат от фракции СДПК Нуркамил Мадалиев считает, что "в сложившейся ситуации есть и вина самого Кыргызстана".
"Ранее глава ОАО "Кыргызгаз" Тургунбек Кулмурзаев неоднократно заявлял, что контракт был заключен только на первый квартал 2014 года. Почему же кабмин и руководство газового предприятия заранее не позаботились о его продлении? Почему не согласовывали пролонгацию договора даже после продажи "Кыргызгаза" российскому "Газпрому"? Думаю, мы просто дали повод Узбекистану прекратить подачу газа. Мы в обязательном порядке должны привлечь к ответственности виновных в данной ситуации, должно быть разбирательство", - сказал Мадалиев.
Крайних нашли, а толку?
Правительство не снимает с себя эту ответственность, но от этого ситуация не меняется, юг страны продолжает нетерпеливо ждать подачи газа.
Премьер-министр Джоомарт Оторбаев на заседании парламента, отвечая на вопросы депутатов, заявлял, что правительство коллегиально берет ответственность за срыв поставок газа.
По его словам, новый владелец ОАО "Кыргызгаз" - российский "Газпром" - тоже пытается решить проблему газа на юге Кыргызстана с Узбекистаном.
Однако официальный Ташкент не торопится заключать с российской компанией заветное соглашение по газу на юг Кыргызстана. По словам министра энергетики и промышленности Осмонбека Артыкбаева, представители "Газпрома" 29 мая встречались с узбекистанской стороной по данному вопросу. Тогда Артыкбаев выражал надежду, что "Газпром" сможет быстро урегулировать этот вопрос. Но с тех прошло почти 20 дней, а вопрос все еще не сдвинулся с мертвой точки.
Необходимо уточнить другой важный момент. Юридически "Кыргызгаз" еще не является собственностью российской компании, поскольку предприятие на сегодня не завершило выкуп собственных акций у миноритарных акционеров. По информации собственных источников "ВБ", миноритарные акционеры якобы "заломили баснословные цены" за свои акции. В этой связи процесс по ликвидации "Кыргызгаза" затягивается, соответственно затягивается возможность заключения соглашения российского "Газпрома" с "Узтрансгазом" по поставкам газа на юг Кыргызстана.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования
comments powered by Disqus