31 августа 2014 г. Кыргызстан отметил 23-ю годовщину независимости. Как обычно, по этому поводу в СМИ было много выступлений общественных деятелей, журналистов и экспертов.
Чего же достиг Кыргызстан за эти годы? С точки зрения общественности главное достижение республики – это свободы, суверенитет и демократия. Действительно, кыргызстанская государственность одна из самых демократических на всем постсоветском пространстве, и уж точно во всей Центральной Азии. Впрочем, ряд политологов связывают эту ситуацию с разобщенностью элит, которые склонны к постоянной борьбе за власть и должности.
Тем не менее, именно в Кыргызстане есть реальная, а не искусственно управляемая политическая конкуренция, которая протекает не только в закулисном формате, но и в публичной сфере. Следствием этого является также разветвленное и довольно-таки профессиональное сообщество журналистов, экспертов и аналитиков. В Кыргызстане они всегда при деле. Их материалы и оценки остры, оригинальны, хотя и далеко не всегда объективны и правдивы.
Является ли демократия и гласность для рядовых кыргызстанцев сверхценностью – не очевидно. В обществе явно царит запрос на сильное государство, эффективную власть, а не на политическую борьбу в формате митингов, перекрывания дорог, беспорядков и даже революций, коих в постсоветском Кыргызстане было уже две (2005 и 2010 гг.).
Ну и, пожалуй, институционально самый значимый фактор политической жизни Кыргызстана – переход к гибридной, президентско-парламентской форме правления. Однако – это не застывшая конструкция, а подвижная конфигурация. В конституции у президента достаточно сильные полномочия. Например, он может спасти от отставки правительство. Это гибридная форма, а не парламентская республика, как во Франции. «Кыргызстанский парламент работает как «маятник»: когда у президента большинство в парламенте, он становится супер-президентом, если меньшинство – превращается в «английскую королеву» (Зайнидин Курманов).
В то же время, нельзя не признать, что зачастую парламент в Кыргызстане является лишь ареной борьбы элит за собственные, а не государственные интересы. Интересно, что у многих депутатов Жогорку Кенеша бизнес и активы находятся за границей. Иными словами, они не всегда готовы вести бизнес по тем правилам, которые сами же устанавливают.
Также многие эксперты и аналитики, особенно провластные, отмечают, что 120 депутатов в кыргызстанском парламенте – это очень много и накладно для республики. Вполне возможно следует сократить это количество, однако тогда недовольных элит станет еще больше и рисков для государственной власти тоже.
Кыргызстан постоянно находится в зоне турбулентности, а степень ее интенсивности зависит, в том числе от смены времен года. Каждую осень и весну власть ждет очередного обострения – не исключение и нынешняя осень. В активизации оппозиции осенью 2014 г. никто не сомневается, хотя практически все и уверены, что нынешняя власть устоит: возможны лишь кадровые перестановки и определенные уступки выключенным из властно-управленческих конфигураций, а значит, недовольных и опасных для режима элит.
Однако все-таки ключевой вопрос заключается не в особенностях политической системы, а в том, позволяет ли она достигать устойчивого развития государства? К сожалению, уровень жизни населения невысокий. Об устойчивом развитии Кыргызстана в экономическом плане говорить крайне трудно. Если в конце 1980-х гг. уровень жизни, например, в Бишкеке был примерно таким же как и, например, в столице Башкирской автономной советской социалистической республике (БАССР) то за годы суверенитета Уфа, оставшаяся в составе Российской Федерации, ушла далеко вперед. Это можно наблюдать хотя бы по уровню жизни представителей среднего класса, автомобилей на которых они ездят, странах, в которых проводят свой отпуск, уровнях зарплаты и т.д.
Кыргызстан до сих пор во многом опирается на советскую инфраструктуру, а в экономическом плане он сильно зависит от инвестиций и дотаций внешних сил, и прежде всего России и Китая.
Исходя из этого, следует, что кыргызстанская государственность должна преодолеть навязываемую различными деятелями мнимую дилемму – интеграция или суверенитет. Укрепление политического суверенитета возможно только на пути создания прочного экономического фундамента, который, в свою очередь, для Кыргызстана в ХХI в. может быть заложен посредством евразийской интеграции. Таким образом, Кыргызстан получит возможность сформировать единое экономическое пространство с такими сильными экономиками как Россия и Казахстан, что в долгосрочной перспективе благоприятно скажется на кыргызстанцах, но, безусловно, потребует от них полной мобилизации сил.
Стабильность любого политического режима обеспечивается не только продуманной внутренней и внешней политикой, но и экономикой, уровнем благосостояния и безопасности населения. Пожалуй, именно сквозь эту призму стоит оценивать достижения суверенного Кыргызстана в постсоветский период.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Кыргызстан суверенный и/или интегрированный?
Показать все новости с: Зайнидином Курмановым
Материалы по теме:
-
Информационные войны. Как работают иноагенты и провокаторы
-
Кыргызстан между Россией и Тураном
-
грозит ли нам Афганистан?
-
-
Обиженные всех стран соединяются
18.10.2023 08:02
-
Фактчек: СМИ США об «агрессии России»
21.02.2023 18:03
-
-
Оппозиция в Кыргызстане: кривое зеркало властей
-
Президент Киргизии пытался договориться в Таджикистане обо всем
-
Новый парламент Киргизии может стать моноэтничным
-
«30-летие независимости тюркоязычных государств: прошлое, настоящее, будущее»
-
Кыргызстан. Уроки истории. О пользе трех чтений законов
-
Кыргызстан. Уроки истории. Снова о реформе госаппарата
-
Кыргызстан. Уроки истории. Об определении территорий и границ
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
0.4%
взрослых граждан Туркменистана имеют счет в банке
Правила комментирования
comments powered by Disqus