Хиджаб - головной убор или религиозный атрибут? Разбираемся с экспертом.
Вице-спикер Бодош Мамырова на заседании парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту заявила, что правительству необходимо четко определиться, что хиджаб не является атрибутом школьной формы. О необходимости ношения школьницами платков мы беседуем с экспертом Исламского научно-исследовательского института Назирой Курбановой.
«Азаттык»: В последнее десятилетие практически каждый год поднимается вопрос о ношении школьницами платков. Как должен быть решен этот вопрос в светском государстве?
Назира Курбанова: Да, действительно, в начале сентября в Кыргызстане возникает вопрос о ношении платков. К сожалению, он до сих пор не решен. Это закономерно, так как в настоящее время в Кыргызстане подавляющая часть населения исповедует ислам. Некоторые уже 20 лет воспитывают своих детей по шариату. Но в тоже время много и придерживающихся светских взглядов людей, нейтрально относящихся к религии. Поэтому для решения этого вопроса следует учесть интересы обеих сторон.
Можно понять и директоров школ. Было бы хорошо, если все дети носили бы форму, которая им нравится. Хотя в мусульманских семьях ношение платка девочками обязательно.
Вид школьной формы выбирали всем миром посредством sms-голосования. В то же время эта форма предусматривает возможность изменять длину юбки, рукавов, ношения платка. Платок - женский головной убор, это ведь не обязательно хиджаб? Проблема когда возникает? Когда даже девочки 5-6 лет приходят в школу закутанными в платки.
«Азаттык»: Есть и такие, кто заявляет: хотите, чтобы ваши дети носили хиджаб - отправляйте их учиться в медресе. Те же в ответ поднимают вопрос о нарушении свободы вероисповедания, гарантированной Конституцией. Такие разногласия могут представлять угрозу стабильности в обществе?
Назира Курбанова: Поскольку мы живем в демократической стране, каждый волен выбирать, в какой школе ему учиться – в обычной или религиозного направления. Но в медресе не решены вопросы с дошкольниками и младшеклассниками. В этом плане со стороны государства должна быть оказана им помощь.
«Азаттык»: Вопрос с ношением платков намеренно преувеличивается и используется отдельными политиками в своих интересах. Вы так не думаете?
Назира Курбанова: Я согласна с этим, ведь мусульмане представляют собой большой электорат. Естественно, отдельные политики хотят его использовать в своих интересах.
«Азаттык»: Исламский НИИ намеревался провести обсуждение вопроса о ношении платка. Чем все закончилось?
Назира Курбанова: Мы действительно должны были провести 4 сентября круглый стол, но отложили мероприятие из-за того, что в это время на местах будут проводиться тренинги для имамов. Теологи, религиоведы проведут тренинги по противодействию экстремизму.
Мы собираемся провести социологическое исследование, чтобы выяснить: вопрос ношения хиджаба политический или социальный? Если в результате опроса выяснится, что это политический вопрос, то, конечно, его должны решать государственные органы. Если выяснится, что это все-таки социальный вопрос, то мы должны попытаться организовать площадку для диалога и решать его сообща вместе с родителями, учителями и муфтиятом.
«Азаттык»: В Узбекистане наложен запрет на ношение хиджаба в местах общественного значения. В Таджикстане детей школьного возраста не отдают в мечети. Возможно ли в Кыргызстане введение таких ограничений?
Назира Курбанова: В Кыргызстане все сложнее, так как в отличии от соседей мы живем в демократической стране с парламентской системой управления. Религиозная ситуация у нас относительно стабильная. В авторитарных государствах можно ввести запрет, и люди будут вынуждены подчиниться. Мы же должны решать этот вопрос иначе. Если мы пришли бы к соглашению в обществе с помощью государственных, правоохранительных органов и академического сообщества, то вопрос относительно ношения платков не возникал бы так часто.
Правила комментирования
comments powered by Disqus