Численность мирового населения в 2014 году достигла 7,2 млрд. человек и, как ожидается, возрастет более чем на 2 млрд. человек к 2050 году. В начале 20-го века на всей Земле жил 1 млрд. 600 млн. человек. В 2050 году столько людей будут жить только в одной Индии. Население современного мира отличает мобильность. Ежегодно миллионы людей мигрируют из страны в страну в поисках работы, счастья, лучшей доли. Миграция как трансгосударственное явление в последнее время стала играть все более заметную роль в геоэкономических и геополитических процессах.
Сегодня США планируют создание Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) с Евросоюзом. Целью проекта является создание трансатлантической беспошлинной экономической зоны с потребительским рынком более 800 млн. человек. А это означает, что будут созданы десятки тысяч рабочих мест, потребуются кадры в огромном количестве. В Европе уже давно существует дефицит кадров, а в 2030 году потребность в рабочих руках достигнет 60 млн. человек. Этот процесс затронет и таджикский рынок труда. На мой взгляд, Европа будет опираться на тех наших мигрантов, которые работают в России и в других странах. Перед нами открываются новые возможности, только нужно умело их использовать. Однако миграционные процессы в Таджикистане находятся в турбулентном состоянии. В СМИ в этом году появилась информация о 400 000 наших сограждан, которые попали в «черный список» ФМС РФ, то есть стали не въездными в РФ. Эта ситуация неблагоприятна для Таджикистана, необходимо принимать безотлагательные меры по ее изменению, вести переговоры с Россией, проводить информационную работу с нашими гражданами, чтобы они в будущем не стали в РФ персонами нон-грата.
Можно сказать, что сегодня миграционное поле Таджикистана стабильно в своей нестабильности. Не видно позитивной динамики в решении проблем, не хватает идей, а если они и появляются, то хромает их реализация из-за отсутствия опыта и некомпетентности. Поэтому у госструктур, занимающихся проблемами миграции, низкий КПД не только внутри республики, но и за ее пределами (я имею в виду деятельность представительств Минтруда РТ в РФ). Здесь брешь, куда не ткни. Не могу не согласиться с мнением посла Кыргызстана в Таджикистане Мирослава Ниязова: «Государство не несет никаких затрат, но трудовой мигрант – это сильный волевой человек, который верит в себя, едет в дальнее зарубежье, где-то испытывает оскорбления, унижения, терпит лишения, связанные с трудовой миграцией. Тот финансовый поток, который идет от них – это сильная финансовая поддержка, и поэтому мы должны сегодня расценивать нашего трудового мигранта как наш золотой фонд». Прекрасные слова. За последние 15-20 лет Таджикистан, как и соседние государства, стал «денежно-переводозависимой» страной. Мы «подсели» на переводы мигрантов, как на наркотик. Миграция имеет огромнейший потенциал, и если создать мигрантам определенные преимущественные условия, то страна получит большую выгоду.
Дальнозоркость власти – ключ к успеху
Наша политика в области миграции имеет экономно-осторожный стиль и уже давно требует корректировки. Нашим законодателям необходимо принять закон о диаспорах за рубежом. Это позволить решить многие вопросы и направить взаимодействие с организациями соотечественников за рубежом из хаотичной деятельности в регулируемое русло. Проблемы миграции есть объективная реальность, которую нужно не только принимать, но и стремиться оптимизировать. Миграция сокращает расстояния, снижает недопонимание между людьми. Тот, кто ел эмигрантский хлеб на чужбине, знает, что такое человеческие отношения, дружба, взаимовыручка, им чужды разногласия и раздоры. То, что происходит в миграционном поле в последние годы, я бы охарактеризовал как коллапс доверия между государствами и народами. Без этого доверия отношения между странами в глобальном мире немыслимы. Я вижу прямую связь между благосостоянием России и благосостоянием Таджикистана. Обе страны от этого только выиграют. Нужно доносить до населения РФ, что если вытеснить с рынка мигрантов из Центральной Азии, то на их места придут совершенно не знающие русского языка рабочие из Африки. Мы дополняем друг друга, и я крайне положительно оцениваю перспективы взаимного сотрудничества. Успех отношений как раз и заключается в том, чтобы иметь возможность разговаривать не только по тем темам, по которым стороны сходятся, но и по тем, где есть разногласия – именно этого ждут в Таджикистане. Обидчивость в дипломатии – путь в никуда. Политическая близорукость является тормозом развития во всех вопросах.
Миграция влияет и на наше сознание, изменяя его. Время местничества, клановости постепенно уйдет в прошлое. Случайных руководителей со временем станет меньше. Таджикистан переживет эту стадию, будет еще много одаренных министров, прагматичных политиков, талантливых ученых мирового уровня. В стране станет больше профессионалов.
От стихийности к координации
Сейчас многим становится понятно, что регулирование миграционных процессов – это многоплановая сложная работа, в которой должны активно участвовать все структуры правительства, все уровни власти – от поселкового джамоата до администраций областей, городов и районов, система образования, политические партии, институты гражданского общества, правозащитники, религиозные деятели. Эта работа должна вестись не разрозненно, а, что называется, единым фронтом. Для предупреждения негативных явлений в мигрантской среде нужно действовать на опережение, вместе вести просветительскую работу, в том числе в интернете. Миграцию на все 100 процентов упорядочить невозможно, но нужно стремиться к этому. Необходимо координировать усилия по работе с мигрантами. Когда такая координация будет достигнута в каждом джамоате, городе, районе, области, тогда появится и общая результативность. Мигранты будут знать, что на малой родине их ждут и о них заботятся. Нужно в постоянном режиме мониторить и анализировать проблемы мигрантов в странах-реципиентах рабочей силы, руководители всех рангов должны быть в постоянном контакте с диаспорами, администрациями городов и районов, где работают наши мигранты. Для координации этой деятельности необходимо под председательством премьер-министра создать постоянно действующий штаб. Целесообразно создать специализированный институт миграционных исследований, а в вузах приступить к подготовке миграциологов, ввести спецкурсы по данной тематике. В республике необходимо регулярно проводить масштабные социологические исследования по разным аспектам миграции. Должна быть выработана и реализована четкая государственная миграционная политика, направленная на минимизирование негативных факторов миграции и, напротив, усиление положительных.
Информационный штурм
Мигранты в России находятся, можно сказать, «под микроскопом». На наш взгляд, сложившаяся ситуация стала следствием дефицита информационного взаимодействия. Это тем более достойно сожаления, если учесть, мы, в Таджикистане, к России относимся с большим уважением. Нам надо переходить от позиции помалкивания к информационному штурму, использовать весь информационный потенциал – частные и государственные СМИ. Очень много говорится о миграции, но хорошие публикации на эту тему встречаются нечасто. Мало официальных заявлений о деятельности госорганов по решению тех или иных проблем, связанных с миграцией. Госчиновники – люди публичные. А у нас они, к большому сожалению, не любят и не хотят общаться.
Мы должны использовать любые взаимные контакты и поездки для укрепления связей между Россией и Таджикистаном. За последние полтора десятилетия в Россию уехали более 300 000 русскоязычных жителей Таджикистана. Можно было бы в Душанбе и Москве провести форум бывших таджикистанцев, проживающих ныне в России. В регионах РФ нужно проводить встречи и культурные мероприятия – выставки, концерты, творческие вечера представителей таджикской культуры. Другое предложение – организовать поездку по регионам России таджикско-российского «поезда дружбы». Полагаю, что в структуре правительства пора создать министерство информационной политики (то, что сделали на Украине), чтобы более серьезно, аргументированно и последовательно работать над имиджем республики.
И все-таки, почему геомиграция?
Миграция – это явление планетарного масштаба, сопряженное с определенными проблемами во всех странах, затронутых этим процессом. МОМ прогнозирует, что концу 2014 года сумма средств, переводимых мигрантами на родину, составит $436 млрд., в 2015 - $540 млрд. Движение рабочей силы между государствами было и будет всегда. Миграция сейчас составляет существенную часть жизни граждан большинства стран мира. Разумеется, массовая миграция не может состоять только из квалифицированных людей. Это нужно понимать.
Демографические процессы в современном мире таковы, что сегодня пожилые люди составляют самую быстрорастущую возрастную группу на Земле. В 2014 году годовой прирост населения в возрасте 60 лет и старше превысит темпы роста общей численности населения почти в три раза. В период с 1994 по 2014 год число людей в возрасте 60 лет и старше в абсолютном выражении увеличилось почти вдвое. Население планеты стареет. Даже в Китае, согласно имеющимся расчетам, население начнет сокращаться уже к 2038-2040 гг. В 2014 году совокупный показатель рождаемости во всем мире составлял порядка 2,5 ребенка на одну женщину. Большинство молодежи в мире живет в нищете, и в общей сложности 130 млн. молодых людей являются неграмотными. Количество безработных в мире в 2016 г. увеличится до 206 млн. человек. В Германии, во Франции каждый пятый брак заключается с иностранным партнером. МОТ предупреждает, что мир уже столкнулся со срочной необходимостью создать в ближайшее десятилетие 600 млн. новых рабочих мест, чтобы обеспечить устойчивый рост и социальное равновесие.
Исходя из этого, миграция выходит на первый план среди приоритетных вопросов мировой политики вместе с геополитикой и геоэкономикой. Во-первых, миграция – это спасение Европы, в том числе России, от спада населения. До 400 тысяч человек ежегодно получают российское гражданство. Думается, эта цифра будет расти. Около 80% естественной убыли населения России компенсирует приток мигрантов. На 25% ее территории (европейская часть страны) живет 80% населения, на 4% (Центральный федеральный округ) – 25% населения страны. Во-вторых, только мигранты могут поддержать пенсионные фонды в развитых странах. В-третьих, иммигранты из Центральной Азии могут более плотно заселить Сибирь и Дальний Восток. Времена Екатерины II возвращаются. В середине 19 в. в переделах Западной Сибири проживало почти 10.тыс. бухарцев. В-четвертых, миграция выгодна, прежде всего, принимающим странам, поскольку труд мигрантов дешевле труда собственных граждан. В-пятых, ставшие распространенными в развитых странах однополые браки, суррогатные дети приводят к сокращению населения. Во Франции уже создан целый государственный департамент, который помогает и обеспечивает тех, кто усыновляет детей из-за рубежа и, таким образом, восполняет убыль населения. В мире начинается борьба за трудовые ресурсы точно так же, как за сланцевой нефтью сейчас. Мне думается, назрела острая необходимость в рамках ШОС, ОБСЕ провести Саммит глав государств по миграции, и мы должны выступить инициаторами. Как говорил демограф А. Вишневский: «Миграция неизбежна и будет нарастать в течение всего 21 века».
Послесловие
Был такой известный американский ученый и политический деятель Бенджамин Франклин, и вот, что он писал: «Почему в наши поселения должны быть допущены стада… быдла, которое, скапливаясь, установило бы свои язык и традиции, вытесняя наши? Почему должна Пенсильвания, основанная англичанами, стать колонией чужаков, которые вскоре станут столь многочисленны, никогда не воспримут наши язык и традиции, как не могут они принять нашу культуру. Их присутствие может породить большие беспорядки в нашей среде». Вы знаете, о ком он писал? Нет, не о диких африканских племенах, не об экзотических и воинственных азиатах, а… о немцах!!! Это было сказано в середине 18-го века. А мы живем в 21-ом. И у современных стран есть все шансы трансформировать миграцию из незваной в желанную гостью.
Правила комментирования
comments powered by Disqus