Вчера премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев отправился в Москву на очередные переговоры о вступлении Киргизии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). На встрече Оторбаев не только подпишет ряд документов, но и, вероятно, попытается договориться о дополнительной поддержке киргизского бюджета со стороны ЕАЭС.
Киргизия должна стать полноправным членом ЕАЭС в начале мая 2015 года, после завершения всех внутригосударственных и ратификационных процедур. Но визит киргизского премьера в Москву происходит на фоне ухудшающейся экономической ситуации в республике. На ближайшие пару лет перспективы Киргизии выглядят не слишком оптимистичными: собственная слабость плюс негативное влияние стагнирующей российской экономики обещают стране сложные времена. В числе негативных факторов возвращение части мигрантов из России в родные края, спад торговли и уже обозначившееся снижение спроса в сфере услуг, рост инфляции, который, по прогнозам МВФ, в этом году может превысить 10%. Министерство финансов Киргизии готовит антикризисную программу, но ресурсов для нейтрализации негативных факторов у самой страны нет.
В идеале решение хотя бы части проблем руководство Киргизии хотело бы возложить на Россию. Кредитами и грантами дело не ограничится, на повестке дня – строительство каскада ГЭС в республике, восстановление ряда промышленных мощностей, включая завод имени Ленина, ранее производивший в Бишкеке боеприпасы к стрелковому оружию. Помимо вложений непосредственно в проекты российские инвесторы, дабы заручиться поддержкой местных элит, тратят часть средств на социальные проекты. «Газпром» помимо газификации на 24 млрд руб. обещает построить в республике 16 физкультурно-оздоровительных комплексов.
Со строительством ГЭС ситуация выглядит туманной. Председатель правления ЗАО «Верхне-Нарынские ГЭС» Игорь Горбенко в интервью одному из местных СМИ сообщил, что строительство энергогенерирующих мощностей притормаживается из-за того, что киргизские чиновники задерживают передачу 550 га земли под строительство объекта. Пока этого не произойдет, строительство ГЭС в полном объеме не начнется. Сложности возникают из-за недовольства местных жителей: после строительства гидроэлектростанции под водой окажется около 215 га пастбищ.
Поддержать местную экономику могло бы поступление инвестиций из-за рубежа. Однако помимо политически мотивированных российских государственных или окологосударственных компаний, а также китайских государственных корпораций, особого желания вкладывать средства в малопредсказуемую Киргизию не наблюдается.
Как отметил министр экономики Темир Сариев, «Киргизия на фоне мирового дефицита инвестиций отпугивает потенциальных инвесторов». «Стране нужны внешние источники поступления денег, так как внутренних резервов не хватает», – заключил он.
Одним из главных раздражителей для потенциальных инвесторов остается ситуация вокруг золотого рудника «Кумтор». Местные чиновники уже несколько лет не могут прийти к компромиссу с канадскими инвесторами. Периодически доносящиеся призывы «национализировать», «конфисковать», «создать СП», «отправить очередную депутатскую комиссию» и «вчинить канадцам многомиллиардный иск» инвестиционной привлекательности стране не добавляют. Переговоры между зарубежными инвесторами, добывающими золото в руднике в Киргизии, и представителями властей ведутся годами, но конечного результата нет. По данным «НГ», причина происходящего в том, что вокруг рудника, дающего значительные прибыли, происходит столкновение интересов влиятельных киргизских кланов.
Очередной раунд переговоров по «Кумтору» пройдет на этой неделе в Москве. Пока наиболее вероятным решением споров вокруг рудника остается создание совместного предприятия на его базе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus