Наше общество изобилует фобиями. Один из навязчивых страхов – перед иностранцами-гастарбайтерами. Мол, приедут и займут все наши рабочие места. Опасения увеличились в связи с созданием Евразийского экономического союза. Но чего реально нам нужно бояться?
На самом деле рабочих рук нам не хватает. По предварительным оценкам Министерства здравоохранения и социального развития, до 2018 года Казахстан будет испытывать сильный дефицит трудовых ресурсов. Чиновники прогнозируют: в ближайшие три года потребность в кадрах составит более 20 процентов в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность, транспорт и складирование, информация и связь, финансовая и страховая деятельность, научная и техническая деятельность, услуги по проживанию и питанию, и так далее.
Кто будет заполнять все эти ниши? Сумеет ли Казахстан в ближайшее время обеспечить эту потребность своими кадрами или придется прибегать к помощи приезжих?
Россия закрыла двери. А мы открываем?
Крупнейший рынок рабочей силы из ближнего зарубежья – Россия – с 1 января 2015 года ужесточил меры в отношении въезда в страну граждан стран, не входящих в Таможенный союз (ТС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Число въезжающих в Россию трудовых мигрантов резко сократилось: их остановили, во-первых, экономические трудности, возникшие в этой стране, во-вторых – реальная угроза наказания. Правила коснулись граждан Узбекистана и Таджикистана – они могут въезжать в Россию только по загранпаспортам.
За нарушение миграционного режима – автоматический запрет на въезд в РФ на 3, 5 и 10 лет в зависимости от того, сколько дней выше положенного пробыл в стране иностранец из ближнего зарубежья. Информация для размышления: сейчас в России находятся более трех миллионов человек, которые уже превысили срок своего пребывания за три месяца.
Куда поедет вся эта масса гастарбайтеров, привыкших зарабатывать на чужбине? Не хлынут ли в Казахстан?
Социолог Елена Садовская довольно часто встречается с подобными опасениями.
– Говорить о каком-либо наплыве рабочей силы в Казахстан из Узбекистана и Таджикистана пока не приходится. Слишком мало еще прошло времени. К тому же зимой они чаще всего отсиживаются дома и лишь к весне отправляются на заработки. В апреле – мае станет ясно, сколько народу к нам приедет, – считает социолог. – Сказать, сколько с 2012 года к нам, в Казахстан, приехало белорусов и россиян, сложно, так как у нас с этого времени действует свободное перемещение рабочей силы.
Кушать подано!
Однако уже сегодня в некоторых отраслях идет явное заполнение рынка иностранной рабочей силой. Справедливости ради надо сказать, что пока это не стало повсеместным явлением, однако казахстанцам приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией.
Юрий Пааль, эксперт ресторанного бизнеса:
– Сейчас в сфере ресторанного бизнеса в Казахстане сложилась более благоприятная ситуация, чем, скажем, где-нибудь в России, Узбекистане, Киргизии или Украине. У нас очень хорошие условия труда и есть большой спрос на квалифицированные подготовленные кадры. Ряд рекрутинговых компаний предлагает нашим рестораторам кадры из ближнего зарубежья. Ведь на нашем рынке – дефицит профессиональных кадров. А заработки неплохие – хороший официант может заработать от 1 000 долларов.
Другой сегмент рынка – рекламный – давно уже активно прорабатывается гастарбайтерами из Украины: не секрет, что они снимают у нас ролики, фильмы и разрабатывают рекламные стратегии.
Украинские программисты, разработчики в области Интернета, тоже неплохо устроились в Казахстане. Как и киргизские, которые запрашивают гораздо меньше казахстанцев, а по качеству порой превосходят.
Однако рекрутинговые агентства Казахстана не поддерживают прогнозов насчет захвата нашего рынка труда гастарбайтерами – экспатами. Мол, соотношение желающих найти работу у нас в стране из числа выходцев из СНГ почти не меняется. По сведению одного из рекрутинговых агентств, обнародовавших статистику по этому поводу, россияне в списке соискателей рабочих мест занимают более половины всех соискателей, чуть выросло по сравнению с прошлым годом количество украинцев (на 5 процентов) и всего на 1 процент стало больше белорусов, ищущих работу в Казахстане.
Наш рынок труда – беззащитен
Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества:
– Думаю, количество мигрантов будет увеличиваться, причем в тех же сферах, что сейчас ими заняты, но это увеличение будет временным. Экономика Казахстана также испытывает проблемы. И если и у нас будет девальвация, то мигрантам станет не очень выгодно у нас работать.
Наибольшее давление со стороны иностранных трудовых мигрантов будут испытывать домашние работники, строители, работники сферы услуг, ну и заодно работники творческой сферы. Кроме того, теперь новые инвесторы могут нанимать иностранцев без разрешений, так что и в недропользовании казахстанцам тоже будет трудно.
Так как у нас теперь мигрантами, по сути дела, особо никто не занимается, кроме одного департамента в центральном аппарате МВД, видно, что для государства это неприоритетная сфера и поэтому наш рынок труда не будет защищен.
Правила комментирования
comments powered by Disqus