Накануне, 24 ноября, турецкий истребитель сбил в районе сирийско-турецкой границы российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Один из пилотов погиб, второй - спасен после 9 часов поисков.
Это событие имеет знаковый характер, - "атака Турции на российский Су-24 является крупнейшим инцидентом в сфере безопасности между НАТО и Российской Федерацией за последние 50 лет».
Россия утверждает, что бомбардировщик границу Турции не нарушал, Турция говорит о том, что Су-24 летел над турецкой территорией 17 секунд. Российская версия произошедшего отражена на схеме по этой ссылке, турецкая схема доступна здесь.
Ехидные коммментаторы уже припомнили главе Турции схожий случай в 2012 году, когда тот называл недопустимым атаку на турецкий самолет, залетевшего в сирийское воздушное пространство.
Как будет действовать Россия в нынешней ситуации?
Среди влиятельных российских деятелей немало как сторонников жестких мер, так и людей, выступающих за сдержанное реагирование.
Вот, например, оценка типичного "ястреба":
"Это был предсказуемый ответ Турции, и известно почему — мы ударили по самому больному, перекрыли кислород в плане дешевой нефти, которая шла из Сирии в Турцию. И они вот так нам ответили — как говорится, в бессильной злобе… Если они не вернут летчика, если они его уничтожат, то тогда надо смешать там все»
Бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский
Вот взгляд сторонников "сдержанной линии":
...воздушная баталия не должна привести к порче отношений с Турцией, и уж конечно, не к войне. Турция – партнер и потенциальный союзник России. Но иногда партнеру и союзнику нужно показать свою силу, чтобы уважать не перестал. Даже в супружеских отношениях бывают такие моменты с мордобоем и битыми тарелками, которые, однако, до развода не доводят. Разжигать ссору не стоит – Турция стоит на Босфоре и Дарданеллах, и в случае конфликта, Севастополь окажется блокированным. База в Латакии еще не скоро сможет заменить крымский порт.
А вот мнение экономистов:
На кону — взаимная торговля на $30 млрд в год и более $2 млрд взаимных накопленных инвестиций. Турция — пятый по величине торговый партнер России с долей в 4,6% от всей российской торговли с внешним миром (по данным ФТС за январь—сентябрь текущего года). По этому показателю Турция уступает только Китаю, Германии, Нидерландам и Италии, зато превосходит и Белоруссию, и Казахстан, и Украину (каждую в отдельности). <...> Турция — второй (после Германии) рынок сбыта для «Газпрома». В 2014 году Россия поставила в эту страну 27,3 млрд куб. м, или около 60% от ее потребностей.
С одной стороны, на кону репутация, с другой - большие деньги и перспективы. Просчитывать ситуацию и взвешивать варианты в Кремле, в МИДе, а также в ряде других организаций, будут пристально. Первая реакция - отмена визита Лаврова в Стамбул, решение "закрыть" Турцию для отдыха россиян, а также прекратить военное сотрудничество, наверняка окажется не последней.
В нынешней ситуации странам Центральной Азии остается лишь одно - выжидать. В случае, если отношения между Россией и Турцией будут ухудшаться - происходящее неизбежно отразится и на них. Россия, считающая данный регион "подбрюшьем", и Турция, воспринимающая регион как зону интересов и имеющая здесь крепкие позиции, могут столкнуться в попытке ослабить влияние друг друга.
Дополнительно осложнить ситуацию может тот факт, что именно через Турцию идет снабжение части боевиков в Сирии, она же является покупателем дешевой нефти, на деньги от продаж которой финансирует свои акции ИГИЛ. По сути, доходы ряда турецких бизнесменов оказываются важнее необходимости борьбы с терроризмом.
Если негативный вариант развития событий будет реализован - в наиболее двухсмысленном положении может оказаться глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. С одной стороны, он уже несколько лет проводит политику сближения с Россией, несколько раз заявлял о поддержке российских инициатив.
С другой стороны - бизнес-интересы кыргызского президента тесно связаны с Турцией. По неподтвержденным данным, нынешний глава государства ранее имел отношение к нескольким объектам, расположенным в данной стране, плюс - может похвастаться теплыми отношениями с президентом - Реджепом Эрдоганом.
Алмазбек Атамбаев выступает на митинге в честь избрания Реджепа Тайипа Эрдогана президентом страны
Вероятно, в ближайшие дни президент Кыргызстана попытается максимально устраниться от возможного конфликта - либо промолчит, либо ограничится расплывчатым заявлением о необходимости сдержанности, мирного урегулирования инцидента и сохранения диалога.
И какова бы ни была реакция Атамбаева в эти дни, строя планы на будущее, киргизским политикам следует учитывать несколько обстоятельств:
- События последнего месяца вокруг Сирии ясно свидетельствуют о том, что эта война всерьез и надолго. Вероятность ухода России с Ближнего Востока стремительно сокращается.
- На дворе новая реальность, в которой нормой являются стремительно меняющаяся обстановка, растущая вероятность терактов по всему миру и изменчивые правила игры, "прогибаемые" в угоду крупным "игрокам".
Кыргызстан в этой партии, увы, является лишь объектом приложения сил и территорией где эти силы сталкиваются.
С обострением обстановки пространство для внешнеполитического маневра будет сужаться. Лидерам стран Центральной Азии придется окончательно определиться что важнее - личные интересы, или интересы страны, которую они возглавляют.
Правила комментирования
comments powered by Disqus