Шведская компания Telia, один из крупнейших владельцев операторов «Мегафон», ожидает, что ей придется заплатить штраф в размере $1,4 млрд. Это наказание за взятки, которая компания давала дочери экс-президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.
Миллиардный штраф за коррупцию
Шведская телекоммуникационная компания Telia (бывшая TeliaSonera) сообщила о получении ей информации от властей Нидерландов и США относительно расследования деятельности компании в Узбекистане. Telia ожидает, что по итогам расследования ей придется заплатить штраф в размере $1,4 млрд (12 млрд крон).
Telia - второй по размеру акционерной доли владелец оператора «Мегафон», контролирующий в нем долю 25,17%.
Напомним, TeliaSonera вышла на рынок Узбекистана в 2007 г., приобретя местного сотового оператора Coscom. Впоследствии TeliaSonera взяла в партнеры гибралтарский офшор Takilant: он продал TeliaSonera 3G-частоты и номерную емкость для Coscom за $80 млн, выкупив одновременно с этим 26% акций Coscom за $30 млн. Также стороны заключили put-опцион, позволявший Takilant обратно продать TeliaSonera данный пакет.
Обратный выкуп состоялся в 2010 г., когда TeliaSonera приобрела у Takilant 20% акций Coscom за $220 млн - в восемь раз дороже, чем за два года до этого Takilant приобретал данный пакет. На обратный выкуп оставшихся 6% акций Coscom стороны заключили новый put-опцион, который позволял Takilant продать TeliaSonera этот пакет за $75 млн.
Кроме того, в 2010 г. Takilant продал TeliaSonera 4G-частоты за $55 млн. Всего офшор Takilant заработал на операциях с TeliaSonera $335 млн.
Острый публичный интерес к этой сделке возник в 2012 г., когда шведская телепрограмма Uppdrag Granskning сняла целую серию документальных фильмов о деятельности TeliaSonera в Узбекистане.
Взятки через модельера
Журналисты выяснили, что загадочный офшор Takilant принадлежит молодому модельеру Гаянэ Авакян. Она не была известна в телекоммуникационной отрасли, зато являлась хорошей подругой Гульнары Каримовой - дочери недавно скончавшегося президента Узбекистана Ислама Каримова.
Позже выяснилось, что Takilant был партнером в Узбекистане и конкурента TeliaSonera - Vimpelcom (работает в России под брендом «Билайн»).
По похожей схеме Vimpelcom продал Takilant долю в своей узбекской «дочке» - Unitel - с обязательством обратного выкупа, а также приобрел у Takilant 3G- и 4G-частоты. Всего Takilant заработал на операциях с Vimpelcom $150 млн.
Шведские журналисты посчитали, что речь идет о коррупции и подкупе Гульнары Каримовой со стороны зарубежных телекоммуникационных компаний. TeliaSonera наняла аудиторскую компанию Mannheimer Swartling для проведения независимого расследования, по итогам которого в 2013 г. в отставку ушли президент TeliaSonera Ларс Нуберг (Lars Nuberg) и ряд других топ-менеджеров компании.
В Telia не отрицают своей вину, но неприятно удивлены большим размером предстоящего штрафа. «Я много раз говорила, что выход TeliaSonera на рынок Узбекистана был осуществлен неэтичным и ошибочным путем, и мы несем за эту полную ответственность, - заявила председатель совета директоров Telia Мари Эрлинг (Marie Ehrling). - Мы активно сотрудничаем с соответствующими органами по данному расследованию, поэтому нашей первой реакций на данную новость стало то, что ожидаемый размер штрафа слишком большой. Мы будем анализировать данную информацию на предмет дальнейших переговоров с компетентными органами».
Vimpelcom уже наказан
Собственные расследования начали власти Швеции, Швейцарии, США и Нидерландов. На счетах офшоров, предположительно связанных с Каримовой, в различных странах меры было заморожено более $1 млрд.
Ранее претензии властей США и Нилерландов урегулировал Vimpelcom: компания выплатила за связи с Гульнарой Каримовой штраф в размере $795 млн. К нынешнему моменту остается непонятно, будут ли к претензии еще к одному игроку узбекского телекоммуникационного рынка - МТС.
Ранее выяснилось, что МТС приобрела в 2004 г. местного сотового оператора «Уздунробита» у Рустама Мадумарова, гражданского мужа Гульнары Каримовой. В августе 2016г. МТС неожиданно продала «Уздунробита» местным властям. Сумма сделки не раскрывалась, но по одной из версий. МТС практически ничего не выручила от данной продажи, а уход из Узбекистана стал попыткой МТС избавиться от возможных претензий американских властей.
Правила комментирования
comments powered by Disqus