В скором времени таджикским гражданам могут открыться новые рынки труда в Кувейте, Катаре, ОАЭ и Южной Корее.
С таким заявлением выступила министр труда, миграции и занятости населения Таджикистана Сумангул Тагойзода.
Что касается основного миграционного потока в Россию и Казахстан, то он несколько снизился, хотя и остается по-прежнему высоким, сообщила министр. В первом полугодии из Таджикистана за рубеж на заработки выехало 242 тыс. 792 человека. Если сравнить эту цифру с показателем аналогичного периода 2016 года, то поток трудовых мигрантов снизился на 21%. Около 89% выехавших в 2017 году - мужчины, а чуть более 11% - женщины. 97,6% (237 тысяч) от общего числа таджикских мигрантов в этом году выехало в Россию, а 2,3% (около 5,8 тысяч) – в Казахстан.
Стоит отметить, что миграционный поток в российском направлении на сегодняшний день состоит по большей части из представителей рабочих профессий, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Знание русского языка и законов принимающей страны обязательно, однако встречаются и те, кто языком не владеет вовсе, что не мешает им адаптироваться в РФ в среде многочисленных более подготовленных и умудренных опытом соотечественников.
В то время как государства Персидского залива не раз заявляли, что нуждаются в компетентных специалистах – инженерах, врачах, строителях, архитекторах, водителях, которым работодатели готовы обеспечить высокую заработную плату, медицинское обслуживание и жилье. Что касается неквалифицированной рабочей силы, то и для ее двери не закрыты, однако спрос и, соответственно, отношение со стороны работодателей на нее не высоки. Разнорабочие из Таджикистана, впрочем, как и из других стран, трудятся здесь в почти рабских условиях: по 12 и более часов в день, без выходных, отпусков и отгулов в пятидесятиградусную жару. Любое нарушение грозит немедленной депортацией, оплата труда меньше, чем может получить в аналогичной отрасли коренной житель. Добавим сюда незнание языка и местного законодательства и получим очередную печальную историю о судьбе трудового мигранта, но уже на ближневосточных реалиях.
Попасть на работу, к примеру, в Саудовскую Аравию таджикскому гражданину достаточно просто: можно выехать самому, а можно воспользоваться услугами фирм по трудоустройству, функционирующих вполне себе легально. Они заключают договор, занимаются отправкой в принимающую страну, а также заверяют потенциальных трудовых мигрантов в прозрачности и обязательном исполнении всех пунктов подписанного договора. Однако нередко реальность оказывается суровее, чем представлялось.
Именно на одну из таких фирм и нарвалась 46-летняя таджикистанка Шамсия Асаналишоева. Решившая сменить многолетнее ремесло журналиста, Шамсия в течение нескольких лет зарабатывала себе на хлеб на российских стройках, освоив мужские профессии. Работу в Саудовской Аравии открыла для себя из объявления в местной газете, когда вернулась на родину из-за экономического кризиса, наступившего в РФ. Первый опыт оказался удачным.
«В Саудовской Аравии в свой первый приезд я попала в семью образованных и интеллигентных людей. Проработав у них домработницей несколько месяцев, вернулась на родину», - рассказывает Асаналишоева. Однако вторая поездка Шамсии на Ближний Восток обернулась для женщины плачевно – новая фирма уладила формальности повторного въезда за сравнительно короткий срок, но нашла работодателя, который не только не исполнял пункты договора, включающего в себя уборку виллы, но и нагружал работницу дополнительными неоплачиваемыми обязанностями, заставляя работать практически круглые сутки.
Отказавшись от этой работы женщина попала в другой дом, где она подверглась избиениям и пыткам электрошокером со стороны хозяйки и ее друга. Полиция приехала лишь через несколько часов. Несчастную после составления протокола без оказания медицинской помощи снова отправили в агентство по трудоустройству. Возвратиться в Таджикистан женщине помогли таджикские дипломаты, которых ей удалось известить.
Работой подобных агентств уже заинтересовались в республике.По сообщению радио «Озоди», Министерство иностранных дел Таджикистана направило официальное письмо в Генеральную прокуратуру страны с просьбой расследовать деятельность компании, которая отправила на работу в Саудовскую Аравию Асаналишоеву, а также попросило проверить связи таджикских компаний с саудовскими, в числе которых – фирма Халида Ал-Утейби Awail Office for Services.
Сколько еще подобных историй произошло с таджикскими трудовыми мигрантами в арабских странах доподлинно неизвестно: в Саудовской Аравии продолжают трудиться десятки граждан Таджикистана, положение которых остается крайне тяжелым. Только по неофициальным данным Международной организации по миграции (IOM) около 200 таджикских женщин в возрасте от 18 до 30 лет работают прислугами в арабских странах. Извещать заблаговременно о своем трудоустройстве консульские ведомства Таджикистана они даже не пытаются, полагаясь во всем на фирму-посредника. Министр Тагойзода также заявила, что высококвалифицированные таджикские специалисты могут найти работу и в Европе, поэтому нужно их готовить. Между тем, остается открытой проблема нехватки кадров в самой республике: Таджикистан не раз просил Российскую Федерацию отправить в страну на работу учителей различного профиля.
30 июня 2017 года Министерство образования и науки Дагестана распространило документ о формировании группы учителей, желающих поработать в Таджикистане в течение одного года, с возможностью дальнейшего продления договора. Если группа наберется, то лицеи Таджикистана пополнятся учителями русского языка, математики, химии, физики, биологии и информатики со стажем педагогической работы не менее пяти лет.
Возможно, Министерству труда, миграции и занятости населения Таджикистана следует в первую очередь учитывать нужды республики, и сфокусироваться вместе с другими ведомствами на подготовке высококвалифицированных специалистов, прежде всего, для своей страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus