Фермеры РК обратились к Нурсултану Назарбаеву с призывом вмешаться в вопрос регулирования цен на дизельное топливо, так как, по их мнению, ни правительство, ни парламент не способны решить этот вопрос. Чем же не устраивают аграриев текущие цены и почему ситуация дошла до прямых апелляций к главе государства?
«Золотой» дизель
Сезонное подорожание цен на различные виды топлива в Казахстане давно уже является привычной картиной для всех владельцев автотранспорта и моторизированной техники, но июльское подорожание цен на дизельное топливо вынудило сельхозпроизводителей забить тревогу и вынести проблему в публичную плоскость, поскольку складывающаяся ситуация ставит многих фермеров буквально на грань банкротства и может, по мнению аграриев, привести всю сельскохозяйственную отрасль страны к масштабному кризису.
По словам главы Союза фермеров Казахстана Ауезхана Даринова, два года подряд в 2016 и 2017 годах фермеры закупали дизтопливо по цене 87 тысяч тенге (1 рубль ≈ 5,5 тенге) за тонну, а затем в 2017 году цена выросла почти вдвое – до 150 тысяч тенге, дойдя и до 160-170 тысяч за тонну.
Сам рост цен на дизтопливо был вполне ожидаем после того, как правительство в 2016 году отменило государственное регулирование цен на этот нефтепродукт, но вот объяснить, чем конкретно вызван нынешний рост, правительство не в состоянии. «Весной и осенью, весной и осенью. Как только начинается посевная, поднимается цена на дизтопливо. Уборка начинается, начинается подъем дизтоплива. Вот мы брали по 136, сейчас 171. Это как?» – сетует глава крестьянского хозяйства Виктор Сураев в репортаже республиканского канала КТК.
«Со всех областей к нам письма, жалобы поступили, с конкретными фактами, анализами. Об этом я говорю, мы же зря беспокоить не будем наших, как я уже назвал, высших чиновников. С апреля месяца по сегодняшний день на этот вопрос ответа нет. Мы считаем: нет, ответ есть – это называется отписка», – в этом же репортаже сообщает глава Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов.
Динамика цен на дизельное топливо для фермеров в текущем году выглядит следующим образом:
Месяц |
Рекомендуемая цена (тенге за тонну) |
Рыночная цена (тенге за тонну) |
Март |
156 000 |
167 259 |
Апрель |
161 000 |
179 574 |
Май |
161 000 |
179 574 |
Июнь |
170 811 |
191 527 |
Июль |
180 000 |
210 000 |
Стоит отметить, что на данный момент стоимость дизтоплива выше стоимости бензина АИ-95 премиум-класса.
«Мы просим всего лишь дать разъяснение: почему растёт цена? Почему никто не даёт данные, откуда складывается такая стоимость? Я, как президент Союза фермеров Казахстана, могу дать себестоимость товаров любого фермера, товаропроизводителя – хоть по растениеводству, хоть по животноводству, овощеводству. Могу сказать, почему зерно стоит, к примеру, 40 тысяч. Почему его себестоимость, к примеру, 25 тысяч», – говорит А. Даринов.
По словам главы Союза фермеров, себестоимость дизтоплива составляет лишь 25-30% от рыночной цены, но власти на это внимания не обращают. Фермеры намеревались закупить дизтопливо по цене 161 тыс. тенге за тонну, но после очередного повышения цен закупить запланированный объём они не смогут, так как доход большинства фермеров не превышает 100 тыс. тенге в месяц. Незакупленный же объём дизтоплива означает, что какая-то часть засеянной площади будет не убрана.
Фермеры настаивают на том, что необходимо государственное субсидирование закупок дизтоплива для фермеров на период посевной и уборочной кампаний хотя бы на 10-15% от рыночной цены. Аграрии намереваются поднять этот вопрос в начале следующего года. «Если раньше мы собирали 300 человек, то теперь соберем 3000-4000 человек со всего Казахстана», – сообщил А. Даринов.
Также фермеры предлагают сделать фиксированной закупочную цену на дизтопливо по всей стране, поскольку сейчас в разных областях цена может отличаться на 10-15 тысяч тенге за тонну. Ещё одно предложение фермеров – увеличение объёмов гарантированного дизтоплива, выделяемого сельхозпроизводителям министерством энергетики.
«Мы считаем, что необходимо решить вопрос принципиально, системно, на правительственном уровне. Необходимо рассчитать реальную потребность для сельского хозяйства, так как те 370 тысяч тонн якобы удешевленного топлива – это в два-три раза меньше реальной потребности. Не учтены объемы для животноводов, овощеводов, производства кормов. Кроме того, чтобы посеять и убрать, есть много других операций на полях, которые необходимо выполнять – зябь, снегозадержание, культивирование, химобработка, парование и другие технологические операции, где нужна солярка», – говорит глава Союза фермеров.
В госаппарате же не видят необходимости увеличения объёмов удешевлённого дизтоплива, поскольку предлагаемые сейчас объёмы фермеры забирают лишь на 90-95%. По словам же фермеров, недобор объёмов происходит из-за установленных правил: операторы выставляют условие забрать выделенные объёмы до определённого срока, а пока фермер оформляет кредит для покупки необходимого объёма, сроки истекают.
Чтобы разорвать этот порочный замкнутый круг, в котором виновником оказывается сам фермер, аграрии просят не забирать у них выделенные объёмы на весь период с весны до осени.
Нефтяник аграрию не товарищ
Представители же нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли считают, что практику снабжения фермеров удешевлённым топливом вообще необходимо прекратить.
«По моему личному мнению, ценообразование на рынке дизтоплива в стране должно строиться по рыночному принципу. Иначе здесь получается, что мы за счет нефтегазовой отрасли дотируем совсем другую отрасль…» – сообщает корреспонденту сайта национальной палаты предпринимателей «Атамекен» вице-президент агентства Argus Media по Центральной Азии и Каспийскому региону Тимур Ильясов.
«Чем сельхозтоваропроизводитель отличается от какого-то горно-металлургического предприятия, которое также потребляет дизтопливо? Они выполняют одинаковую задачу, также развивают экономику, и если подходить таким способом, то тогда надо поддерживать всех, либо не поддерживать никого», – считает эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.
По информации представителей топливно-энергетического комплекса, на текущий рост цен на дизтопливо повлияли несколько факторов. Первый – увеличилась цена переработки нефти на Атырауском НПЗ. Стоимость переработки повысилась из-за увеличения на 15% ставки процессинга (расходов завода на переработку топлива). Второй фактор – увеличение ставки акциза на дизельное топливо с 540 до 9,3 тыс. тенге за тонну, или с 0,4 до 7,5 тенге на литр. Третий – увеличение сезонного спроса на ГСМ в преддверии уборочной, а также из-за роста железнодорожных и транзитных перевозок. И четвёртый – более высокая цена дизтоплива в России, от чьих поставок Казахстан в приграничных районах по-прежнему зависим.
Но основной проблемой нефтегазовые эксперты считают то, что значительная часть удешевлённого дизтоплива (около 20-25%) не доходит до фермеров по сниженной цене, а попадает через региональных операторов на рынок и перепродаётся тем же фермерам по обычной рыночной цене.
По мнению экспертов, действенных механизмов для отслеживания подобных махинаций нет, и лучше всего будет вообще отменить практику предоставления удешевлённого топлива, как это сделали в России, заменив её на иные механизмы поддержки сельхозпроизводителей.
Эксперты, однако, не говорят о том, насколько вырастут цены на сельхозпродукцию в случае прекращения выдачи объёмов удешевлённого топлива. Ещё три года назад затраты на дизтопливо составляли около 7% от себестоимости продукции. Сейчас эти затраты уже составляют около 30% себестоимости, и большинство казахстанских фермеров заявляют, что рентабельность их производства с каждым годом всё больше стремится к нулю. В случае если аграрии будут покупать дизтопливо по текущим рыночным ценам, то его доля в себестоимости продукции тех фермеров, которые сумеют выдержать эти цены, вырастет гораздо выше 30%.
Какой макроэкономический эффект окажет очередной скачок цен на продовольствие в ситуации, когда среднестатистический казахстанец и так тратит больше половины своего заработка на еду, эксперты почему-то сказать не берутся. Ясно лишь, что пока операторы ГСМ будут считать сверхприбыли, шансы аграриев выполнить поручение президента Н. Назарбаева стать «драйвером экономики» будут становиться всё более и более призрачными.
Правила комментирования
comments powered by Disqus