«Эффективность проектов в образовании, культуре или политике, в первую очередь, определяется потребностями экономики страны. Курс на изучение русского языка в Узбекистане – один из удачных примеров грамотной стратегии», - сказал российский эксперт по Центральной Азии Иван Ипполитов в интервью StanRadar.com.
StanRadar.com: Студенты из Узбекистана, по данным СМИ, лидируют по количеству заявок в российские вузы в этом году. С чем это связано?
- Не последней причиной стал курс на сближение Ташкента с Москвой. Целый ряд шагов президента Узбекистана Шавката Мирзиёева свидетельствует о том, что власти республики рассчитывают на определенную отдачу как от экономического, так и культурного сотрудничества с Россией. Эффективность таких проектов измеряется в росте экономических показателей.
В последние годы правления Ислама Каримова наши страны несколько отдалились друг от друга. Новое руководство Узбекистана, очевидно, стремится наверстать упущенное.
StanRadar.com: Говоря об экономической эффективности вы имеете в виду трудовую миграцию?
- Едва ли в Ташкенте хотят повторить модель миграции, которую сейчас эксплуатируют, например, в соседнем Таджикистане.
Многие граждане этой страны приезжают на заработки и им действительно нужно знание русского языка – это является одним из конкурентных преимуществ на российском рынке труда. Из-за низкого уровня владения русским большая часть таджикских мигрантов, к сожалению, занимает низкооплачиваемые рабочие места.
В Узбекистане и Кыргызстане – это еще две страны, граждане которых приезжают работать в российские города, в целом, уровень владения русским языком выше. Ведь в свое время в Узбекистане не стали поспешно отказывать от русского языка, как это произошло в Таджикистане. И хотя решением Ташкента страна перешла на латиницу, тотального отказа от кириллицы не было. Она используется до сих пор, в том числе и в официальном документообороте.
Задачи, которые решает Ташкент запуском совместных проектов в сфере образования шире, чем массовая отправка своих граждан на заработки за границу. Сейчас Узбекистан, наоборот, заинтересован в том, чтобы минимизировать «утечку мозгов» из страны.
Ташкент расширяет и модернизирует свою экономику. Новые проекты и амбициозные задачи, которые поставила перед собой власть требуют не только финансовых вливаний, но и кадрового обеспечения.
Например, Ташкент анонсировал строительство АЭС, которое планируется в непосредственном сотрудничестве с Москвой. И если Узбекистан не хочет, чтобы на стратегическом предприятии работали иностранцы – нужно обучить собственных специалистов.
Узбекистану после развала СССР удалось сохранить большую часть промышленности и производственных мощностей. Руководство республики сумело не допустить такого подрыва базы обрабатывающей промышленности, какой произошел у ее соседей по региону, и теперь Узбекистан имеет серьезные предпосылки для экономического рывка вперед. Кадровый вопрос, который сейчас решает Ташкент – необходимое для этого условие.
StanRadar.com: Предполагаемое открытие филиалов российских вузов в Узбекистане тоже часть этой стратегии?
- Этот вопрос обсуждался зимой этого года во время визита главы российского МИДа Сергея Лаврова в Узбекистан.
В списке были филиалы Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов», Московского государственного технического университета имени Баумана, Московского архитектурного университета и Российского технологического университета, а также Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова.
Нельзя не обратить внимание на то, что эти учебные заведения готовят в первую очередь специалистов для промышленности.
В Узбекистане уже работают филиалы МГУ, Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина и Российского экономического университета имени Плеханова.
Если намеченные цели реализуются, то количество филиалов российских вузов в Узбекистане превзойдет количество аналогичных учебных заведений любой другой страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus