Предвыборная гонка, де-факто, уже началась. И борьба идет не только за парламентские мандаты, но и правительственные портфели. Накануне в Бишкеке произошло ожидаемое и знаковое событие. Антиатамбаевский блок СДПК пусть сомнительно с точки зрения законности, но более, чем официально избавился от экс-президента как лидера партии. И присутствие на этом мероприятии брата президента, экс-спикера парламента Асылбека Жээнбекова было главным фактором легитимности».
И с этого момента, можно считать, что предвыборная парламентская гонка началась. Активировались бывшие премьеры, которые также претендуют на место своих партий в парламенте. Ну, или, вернуться в кабмин. Речь идет об Омурбеке Бабанове, Темире Сариеве. О своем возвращении в большую политику заявил и экс-генпрокурор Эльмурза Сатыбалдиев. Активно ведутся так называемые «консультации». А, по большому счету, политики, чиновники ищут партнеров и спонсоров в олигархической среде.
И сейчас главный вопрос – удастся ли одним досидеть в парламенте до 2020 года и увеличить шансы вновь заполучить депутатские мандаты, а другим – добиться развала коалиции и отставки правительства и инициировать досрочные выборы и получить шанс выбить кресла из-под устоявшейся пропрезидентской конфигурации в Жогорку Кенеше.
В пользу того, что парламентские выборы состоятся все же в 2020 году, TUZ.KG говорит политолог Игорь Шестаков.
- Я думаю, есть определенный консенсус в политэлите, потому что сегодня олигархическая элита, чьи представители и сидят в парламенте, вряд ли она будет рисковать своими деньгами, чтобы вот так стихийно покинуть стены Жогорку Кенеша и броситься в новую, досрочную предвыборку. Так что если не случится каких-то неожиданный, чрезвычайных обстоятельств, скорее всего выборы пройдут все же в 2020 году.
Ну а прошедшее сегодня мероприятие во многом определяет демонтаж структуры власти на политические отряды партизанского характера из сторонников Атамбаева и ключевое ядро СДПК из числа членов фракции. Это основная в финансовом плане, влиятельности и политического опыта группа, а она в парламенте.
В каком качестве они подойдут к парламентским выборам, сейчас прогнозировать сложно. Кто-то так и останется с «новой» СДПК, кто-то войдет в другие объединения, три-четыре политика возможно останутся с Атамбаевым. Но самое главное, это вывод, который должны сделать все политики – СДПК на протяжении 8 лет была самой главной партией страны, определяла главную кадровую политику, основные политические векторы, и в один момент ее члены оказались у разбитого корыта.
Таких прецедентов еще не было. Если мы вспомним, то акаевская «Алга Кыргызстан» на плаву была года три. Семейно-президентская бакиевская «Ак-Жол» тоже просуществовала всего года три.
И нужно создавать партии, которые будут ориентированы не на президента, и продолжат свою жизнь и после смены главы государства, - считает Игорь Альбертович.
Шестаков указывает на прецедент Жээнбекова – он ассоциировался не как преемник, а именно как кандидат от партии. Но сейчас он показал, что ему эта партия не интересна, и ее выкинули на свалку истории.
- Но, уверен, наши политики этот урок не извлекут. Потому что главное для них – приблизиться к распределению ресурсов страны. Это главное, о чем они думают. Но, все же, ситуация к 2020 году изменится. Думаю, что перед выборами мы увидим те же предвыборные объединения, которые у нас всегда образовываются, но ситуация будет все-равно новой, в том плане, что президент сегодня человек внепартийный.
И мне кажется, что так он и будет оставаться. Будут партии, которые будут поддерживать Жээнбекова, но вряд ли сам президент будет поддерживать эти партии. Такого как было при других президентах не будет.
После революции была значительная вероятность, что на выборах победит СДПК. Этого не случилось, партия заняла второе место, но, по факту, это уже была правящая партия. Так что при выборах в 2015 году не было никаких сомнений, что социал-демократы займут первое место именно потому, что были «президентской» партией.
Жээнбеков отличается от Атамбаевым именно этим – он не ориентирован на партийное строительство, а больше занимается внешней политикой, экономикой страны. Так что единого политического странового центра не будет. Будут партии, которые будут поддерживать президента, его курс, но так называемой «партии Ленина» уже не будет.
И этот даст возможность партиям вести политическую борьбу, ориентируясь на электорат, а не договоренности с Белым домом. Т.е. надежда, что партии повернутся в первую очередь к электорату все же есть, - выразил надежду собеседник TUZ.KG.
Напомним, накануне в Бишкеке прошел съезд СДПК, на котором лидер движения «СДПК без Атамбаева» Сагынбек Абдрахманов был избран новым председателем партии. Атамбаева звали на съезд для отчета, но он приглашение проигнорировал.
Более того, он сам планирует провести съезд «своей» партии СДПК 6 апреля, аккурат накануне годовщины апрельских событий 2020 года. А присутствующий на съезде брат президента, экс-спикер парламента Асылбек Жээнбеков заявил, что выходит из партии.
Официальная реакция «атамбаевской» СДПК до сих пор еще не озвучена.
Правила комментирования
comments powered by Disqus