Процесс транзита власти в Казахстане, вступивший в активную фазу в марте текущего года, воплощается в новые неожиданные решения: 9 апреля действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил о том, что внеочередные выборы президента страны состоятся 9 июня.
Столь стремительное развитие событий происходит, тем не менее, в рамках законодательного поля и оставляет достаточный временной люфт для полноценного участия в электоральной кампании кандидатов от «адекватных» политических партий и общественных движений, считает главный редактор информационно-аналитического портала «Rezonans.kz», советник по политическим вопросам руководителя КНПК, политический аналитик Султанбек Султангалиев.
- Султанбек, транзит власти, о котором говорили в Казахстане на протяжении ряда лет, и который все эти годы «дремал», с марта нынешнего года «пробудился» настораживающей активностью: 19 марта Нурсултан Назарбаев объявил о сложении полномочий главы государства, 20 марта состоялась инаугурация Касым-Жомарта Токаева, а сегодня стало известно, что уже в июне пройдут внеочередные выборы президента. Чем обусловлена такая спешка?
- Полагаю, решение о проведении внеочередных президентских выборов в Казахстане было принято, исходя из задачи оперативной легитимизации политического режима, легитимизации процесса транзита власти и легитимизации собственно статуса действующего президента. Потому что с момента объявления Нурсултаном Назарбаевым решения о сложении с себя полномочий главы государства возникло немало вопросов относительно сроков проведения президентских выборов.
Эта тема активно дискутируется в обществе и, в частности в экспертном сообществе. Есть аргументированные версии в пользу проведения выборов в декабре 2019 года, есть мнения, что их необходимо провести в апреле 2020 года. Поэтому после консультаций с руководителями палат парламента РК на высшем уровне было принято решение провести выборы максимально оперативно, дабы покончить разом со всеми инсинуациями на тему и пресечь «разброс мнений».
- А такое решение имеет под собой законодательную основу? В публичном поле Казахстана сегодня активно цитируется положение выборного законодательства РК о том, что выдвижение кандидатов должно завершиться за два месяца до дня проведения выборов. Но как это соотносится с реальностью: согласно этой норме, период выдвижения закончился, не успев начаться?
- Начну с того, что согласно Конституционному закону РК «О выборах в РК» (Глава 10. Выборы Президента Республики Казахстан), внеочередные президентские выборы назначаются решением президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения (ст.51-1) При этом, действительно, п. 2 ст. 55 этого закона определяет, что выдвижение кандидатов в президенты начинается со дня, следующего за днем объявления выборов, и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за два месяца до выборов.
Однако, п.5 этой же статьи гласит: «В случае если на день окончания срока регистрации кандидатов зарегистрировано менее двух кандидатов в Президенты, Центральная избирательная комиссия продлевает срок выдвижения кандидатов не более чем на двадцать дней». Таким образом, нарушения законодательства в принятом решении нет. В нынешних реалиях первая норма приведенной статьи, конечно, не работает, но это компенсируется второй нормой – сроки для выдвижения кандидатов устанавливаются вполне реальные.
- По вашему мнению, основные политические силы страны готовы к столь стремительному развитию событий? Удастся ли им в сжатом периоде осуществить «качественную» агитационную кампанию, выдвинуть достойных кандидатов с внятными предвыборными программами?
- В законодательстве Казахстана право выдвижения кандидатов в президенты закреплено за республиканскими общественными объединениями и политическими партиями в лице их высших органов. Если исходить из этой нормы, то предстоящие выборы будут серьезным экзаменом на состоятельность таких партий и организаций. Для солидной организации, которая пользуется поддержкой сотен тысяч граждан, которая имеет четкую и развитую структурированную внутреннюю систему, сеть филиалов, компетентное руководство, даже такие, согласен, достаточно «жесткие» сроки не являются непреодолимым препятствием. Адекватные, состоятельные, реально действующие политические силы справятся с этой проблемой.
Безусловно, президентские выборы потребуют напряжения всего партийного организма, но, повторюсь, это хороший экзамен на зрелость гражданских институтов. Что касается предвыборных программ кандидатов, то, учитывая факт их партийной принадлежности, можно вполне обосновано предположить: программы кандидатов будет отражать политические воззрения, политические и социально-экономические программы конкретных политических партий. В этом плане я также не вижу особых проблем.
- Вы в своих публикациях неоднократно упоминали имена персон, которые могут составить плеяду выдвиженцев на предстоящих выборах. В их числе – ныне действующий президент РК Касым-Жомарт Токаев. За короткий срок после вступления в должность он уже успел посетить с официальным визитом Москву. Но теперь, по факту объявления выборов, социальные сети оживились предположением: возможно, Токаев не «пришелся ко двору» в Кремле? И, возможно, в этом причина «срочных решений»? Насколько реалистичны подобные умозаключения?
- Я считаю, что такие предположения смехотворны и абсурдны. Казахстан – абсолютно самостоятельная страна в плане реализации внутренней и внешней политики. Тем более в контексте такого фундаментального демократического процесса как президентские выборы. Домыслы о том, что кто-то кому-то не пришелся ко двору, не имеют под собой никакой реальной почвы и тиражируются сознательно русофобскими элементами в Казахстане.
- В контексте состоявшегося визита в Москву Касым-Жомарта Токаева вы особо выделили «фактор Тасмагамбетова». Теперь, когда внеочередные выборы президента объявлены, фигура действующего посла Казахстана в России уходит с авансцены электорального процесса?
- Фактор Тасмагамбетова был, есть и будет. По крайней мере, на ближайшее пятилетие. Имангали Нургалиевича ни в коем случае нельзя списывать со счетов. Но, я полагаю, что в ходе недавнего визита в Москву Касым-Жомарта Токаева им были проведены в том числе и переговоры с Тасмагамбетовым. У нас нет информации о том, какие темы поднимались, и чем переговоры завершились. Но, судя по тому, что президентская электоральная кампания все-таки заявлена, определенный консенсус между двумя важными политическими игроками, очевидно, был достигнут.
- Султанбек, одна из ваших общественных ипостасей – советник по политическим вопросам руководителя Коммунистической народной партии Казахстана. Народные коммунисты готовы к выборам?
- Народные коммунисты всегда готовы к выборам. КНПК – одна из тех самых авторитетных, хорошо организованных и реально действующих политических сил, которые имеют четкую программу, подкрепленную стратегией и тактикой ее воплощения. Парламентская фракция партии известна инициированием законопроектов высокой социальной значимости. 26 апреля состоится Внеочередной съезд КНПК, на котором мы определимся с нашим кандидатом в президенты и начнем активную работу с электоратом.
Правила комментирования
comments powered by Disqus