Главный казахстанский телеканал «Хабар» уже вторую неделю подряд посвящает воскресный прайм-тайм беглому олигарху Мухтару АБЛЯЗОВУ. Почему именно сейчас информационное противостояние между казахстанской властью и «французским изгнанником» перешло в горячую стадию?
Ранее имя Аблязова было под запретом: считалось, что разговоры о беглом олигархе легитимизируют его статус диссидента в глазах казахстанской публики, а потому тему нужно замалчивать всеми возможными способами. Информация об Аблязове подавалась лишь в виде скупых пресс-релизов Генеральной прокуратуры: «обвинен», «приговорён», «скрывается».
Однако с тех пор обозначились два тренда, перекроивших информационную и общественную сферу.
Во-первых, резко подскочила доля владения смартфонами и доступность мобильного интернета. В Казахстане стали популярными сразу несколько социальных платформ – WhatsApp, Youtube, Instagram,Facebook и Telegram, где Аблязов стал проводить активную «информационно-пропагандистскую» работу.
Во-вторых, у людей появились представления об информационной гигиене: они более-менее адаптировались к бесконечным потокам данных и стали более разборчивыми, все больше опираясь на проверенные или персонализированные источники информации. Аккаунты Аблязова в социальных сетях начали набирать популярность, формируя массу его последователей.
Большая часть из них пока не готова выйти на митинги, но Аблязов для них является основным источником политических комментариев, выстраивающим их политическое мировоззрение. Казахстанское государство научилось слушать Аблязова, сортировать и анализировать его тезисы, запускать анонимные информационные атаки и забивать комментарии на всех дискуссионных площадках усилиями множества ботоферм. Однако эффективной публичной атаки пока не получалось.
В 2019 году казахстанские власти решили изменить стратегию. Возникла необходимость идти в публичное наступление на Мухтара Аблязова. Сначала были проведены широко анонсированные онлайн-дебаты между Аблязовым и государственным идеологом на пенсии Ермухаметом ЕРТЫСБАЕВЫМ. Затем Ертысбаев продолжил дискуссию с Аблязовым на страницах казахстанских изданий.
А на нынешнем этапе к информационной атаке подключился «Хабар» в лице своего еженедельного политического ток-шоу «Большая неделя»: 29 сентября вышла программа, посвященная массовым хищениям в БТА-Банке, в которых обвиняется Аблязов, 6 октября речь шла о том, как Аблязов получил контроль над БТА-Банком, устранив конкурента и бывшего бизнес-партнёра Ержана ТАТИШЕВА.
Для чего же нужна эта лобовая атака против Аблязова со стороны государства? Причин можно назвать несколько.
Первое. Активирующий код. В Акорде понимают, что полностью оградить население от влияния идей Аблязова не удастся – для его тезисов есть благодатная социальная почва, рано или поздно они попадут в нее и дадут ростки. Значит, стоит задача по сепарации общественного мнения. Необходимо укрепить базу поддержки власти, состоящей из людей, с недоверием относящихся к Аблязову, дать им ощущение, что они в большинстве и стоят за правое дело. Также нужно локализовать сторонников Аблязова, привить им чувство отшельничества и принадлежности к «партии плохишей». И наконец, наносить превентивные информационные удары по «неприсоединившимся», формируя у них представление, что Аблязов это про что-то преступное и совершенно непорядочное. Всё в лучших традициях брутальной американской политической системы.
Второе. Девальвация аблязовской разоблачительной стратегии. Государство намерено «перекричать» Аблязова, заполнить эфир обвинениями в том, что он преступник, который нечестным путём нажил капитал и вывел из страны миллиарды долларов. Если эту идею удастся внедрить в общественное сознание, это создаст понижающий коэффициент для аблязовской риторики: люди, слышащие ежедневно из каждого утюга о том, что Аблязов украл 4 млрд долларов, сбежал из страны и теперь из-за рубежа требует для себя справедливости, будут с большим скепсисом относиться к его тезисам (по крайней мере, в этом уверены казахстанские идеологи).
Третье. Сигнал лидерам мнений. Доминировавшее ранее табу на обсуждение Аблязова больше не актуально. В условиях роста критического мышления и протестных настроение применявшаяся ранее информационная стратегия замалчивания показала свою неэффективность, будучи легко переигрываемой аблязовской медийной активность. Вынос обсуждения Аблязова на площадку главного республиканского канала дал сигнал лидерам мнений, экспертам, блогерам, журналистам – табу снято, обсуждение Аблязова поощряется, тональность спокойная, без истерики, с расстановкой необходимых акцентов. Видимо, таким образом власть намерена подключить общество к обсуждению «фактора Аблязова», надеясь на то, что результирующий информационный вектор будет в пользу Акорды.
В целом, можно сказать, что казахстанское государство переводит борьбу с Мухтаром Аблязовым из ночной снайперской войны в открытую дуэль на шпагах. Кто победит – однозначно сказать сложно. Но на стороне государства тот факт, что ему достаточно одного точного попадания – убедить общество в том, что Аблязов преступник.
Правила комментирования
comments powered by Disqus