90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Казахстан. Оппозиционный политик о перспективах создаваемой партии

21.11.2019 15:30

Политика

Казахстан. Оппозиционный политик о перспективах создаваемой партии

Жанболат Мамай: «Проекта Косанов-2 мы не допустим»

Как-то один зарубежный корреспондент рассказал, что в выборе актуальных внутриполитических тем в Казахстане обращает внимание на действия властей. Если они «заточились» против кого-то, то это означает, что тема важная. Подобная позиция не безосновательна, и если следовать ей, то ситуация вокруг только-только создаваемой Демократической партии заслуживает общего внимания. По этому поводу мы побеседовали с одним из инициаторов рождения новой политической силы Жанболатом Мамаем.

- Жанболат, для начала поясните, пожалуйста, что за претензии были к вам от властей, а конкретно от службы пробационного контроля? Чем все это закончилось?

– Да, действительно, были претензии со стороны службы пробации. Ее сотрудники приходили ко мне домой в день, когда в Алматы проходил митинг движении Oyan Qazaqstan – проверяли. Был составлен протокол о якобы имевшем месте нарушении (по их мнению в субботу я должен был находиться по месту проживания), и в понедельник я был вызван в службу пробации. Особых претензий не было, но было заявлено, что я должен был предоставить им график своих выездов и в свободное от работы время должен находиться дома. Фактически, они хотят посадить меня под домашний арест. Кроме этого, меня обязали отмечаться раз в неделю, хотя раньше можно было это делать раз в месяц, а также мне было запрещено выезжать за пределы города.

- Это, как я понял, мешает встрече в регионах по созданию новой партии?

– Вот именно. Это самое настоящее давление, и не только на меня, но и на моих соратников, которые тоже стали сталкиваться с подобными явлениями во время поездок. Так, в Жанаозене была провокация, в Таразе, в Шымкенте, а в Кызылорде вовсе сорвали мероприятие в арендованном помещении и пришлось собираться в частном доме. То есть, давление идет со всех сторон, и власть пытается помешать нам создать новую партию.

- Но ведь кроме давления существуют правовые ограничения по созданию новой политической организации. На что вы рассчитываете?

– Действительно, что правовые возможности сильно ограничены. Мало кто знает, что к существующим барьерам по созданию партий 28 декабря прошлого, 2018-го, года добавился еще один – инициативная группа теперь должна состоять не из десяти, а из тысячи человек! Только после такого «кворума» они имеют право подавать заявку в Минюст о проведении учредительного съезда. Барьеров и препятствий очень много, но сейчас, именно сейчас, когда мы видим мобилизацию протестных сил, когда идет подъем антирежимных настроений, когда люди хотят объединиться, то это то самое время, когда можно создать новую политическую партию.

Если бы мы с этой идеей вышли пару лет назад, то у нас абсолютно никаких шансов не было бы, но сейчас, когда народ просыпается, когда общество проявляет небывалую ранее активность, когда люди хотят реальных демократических перемен, шансы на это увеличиваются в разы. Подтверждением этому – активность в регионах, а не только в традиционно протестном Алматы. Например, все наши встречи в областях полностью организовываются местными активистами. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Демократическая партия не будет лидерской, а станет народной – с инициативой снизу.

- Кстати, про «лидерство». В обществе стали возникать вопросы насчет Толегена Жукеева. При всем моем уважении к Толегену Тлековичу, интерес не праздный. Какова его роль в создании партии, при том, что большинство из инициаторов создания Демпартии придерживаются принципа декоммунизации, что подразумевает под собой не участие в партстроительстве бывших членов КПСС, ВЛКСМ и т.п.?

– Толеген Тлекович Жукеев – это опытный казахстанский политик. Вы сами знаете, что он был одним из лидеров оппозиции времен Алтынбека Сарсенбаева, Булата Абилова и других. Жукеев является одним из членов инициативной группы, которая будет состоять из тысячи человек. Он не претендует ни на какую лидерскую роль, а просто помогает нам, молодежи – помогает советами, своим опытом, в том числе и по созданию политической программы Демократической партии. И не больше.

- В связи с этим еще один «каверзный» вопрос: тогда кто у вас там будет «смотрящим» и есть ли гарантия, что в Демпартии не будет «агашкизма»?

– Это абсолютно гарантированно! Хотя бы потому что у нас нет никакого «агашкизма», нет никаких «смотрящих» в партии и быть не может. Если заглянуть внутрь организационного комитета, то вы можете в этом легко убедиться – все решения мы принимает коллегиально. У нас, членов оргкомитета, есть право голоса, свое мнение, своя позиция, которую мы высказываем на своих собраниях, а потом принимаем общее решение по тем или иным вопросам. И хотел бы подчеркнуть, Демпартия – это будет партия нового поколения, партия молодежи, которую мы стараемся привлекать. Это будет партия новой формации.

- Кстати, у некоторой части протестного электората есть сомнения – не повторится ли то, что мы наблюдали на прошедших президентских выборах? Не будет ли сценария «Косанов-2»?

– Этого не будет по нескольким причинам. Во-первых, политическая партия это не один Мамай, не один Дуванов или не один Жукеев. Партия – это десятки тысяч человек. Это большая организационная структура, которая будет состоять из президиума, политисовета и так далее. Если посмотреть на наших региональных активистов, то это Жанат Есентаев, Исатай Утепов, Талгат Аян и многие другие – это все оппозиционно настроенные граждане, которые выступали и выступают против режима. А Косанов был фактически один.

Во-вторых, мы не участвуем в каким-то электоральном цикле. Косанов, как политик, пошел на президентские выборы. У него был короткий электоральный период, а потом он признал результаты выборов. Мы же настроены на долгосрочную борьбу. То есть, наша Демократическая партия – это большой долгосрочный стратегический проект. Поэтому никакого повода говорить о том, что мы это проект «Косанов-2» нет. Я понимаю, что эту идею, в первую очередь, распространяют сами власти, пытающиеся нас дискредитировать, и группа Аблязова, которая не хочет и боится конкуренции на оппозиционном поле.

- То, что очередные внеочередные парламентские выборы неизбежны, понимают все. Когда, по вашим предположениям, они пройдут и каково в них участие вашей партии?

– По моим предположениям, выборы пройдут все-таки зимой. Власти, безусловно, извлекли для себя некоторые уроки из президентских выборов, которые прошли летом и люди могли быстро мобилизоваться. То есть, они рассчитывают, что природный фактор, а именно холода и плохие коммуникации не позволят народу в массовом порядке выйти на протест против итогов выборов. Поэтому думаю, что о роспуске парламента объявят в предстоящем декабре.

Что касается Демпартии, то сейчас мы только на стадии создания штабов в областях. Для того, чтобы провести только учредительный съезд, как говорил выше, нам нужно собрать тысячу человек инициативной группы, зарегистрироваться и в течение двух месяцев провести учредительный съезд. Его, в свою очередь, мы планируем провести только в январе и поэтому вряд ли мы успеваем на нынешние парламентские выборы. Ведь по закону, после съезда дается четыре месяца на сбор 40000 подписей, которые передадутся в Минюст, а там уже могут растянуть процесс регистрации на годы. Но мы в любом случае намерены работать в этом направлении, действовать в политическом пространстве сегодняшнего дня.

- Некоторые говорят об ответственности Жанболата Мамая и Ермурата Бапи в том, что общество потеряло единственную зарегистрированную партию. Якобы могло все по-другому пойти…

– А какую ответственность я должен чувствовать за ОСДП? Я думаю, что те люди, которые устроили путч и те, кто дал указание устроить этот путч – это они должны чувствовать ответственность за это. Что касается меня и моей роли, то я был приглашен в ОСДП в июне тогдашним председателем партии Ермуратом Бапи. Он сказал, что на предстоящем съезде предложит мою кандидатуру на свое место, объяснив это необходимостью обновления для партии, сделать ее ребрендинг, сделать ее партией для новых молодых сил. Я думал, насколько это необходимо.

Если посмотреть с рациональной точки зрения, то ОСДП была зарегистрирована и могла участвовать в любых выборах в любой момент. Если бы пошло по замыслу Бапи, то под эту партию мы могли бы собрать всех протестно настроенных граждан, всех активистов, всех региональных лидеров. Тогда можно было смело пойти на парламентские выборы и в пух и прах разнести Nur Otan в электоральной борьбе. Я думаю, что власть это тоже понимала, и устроила этот внутрипартийный переворот. Я в этом уверен. Исходя из этого, я никаких надежд на эту партию не возлагаю и никаких голосов на предстоящих выборах она не наберет. Просто потому что ОСДП – это на сегодня политический труп.

 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Булатом Абиловым

21.11.2019 15:30

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
$3,2 млрд

внешний долг Таджикистана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31