Распад Советского Союза послужил спусковым крючком не только для кризисных явлений в экономике республик, до того входивших в единое государство. Мы пережили тяжёлые времена развала кооперационных связей, возникновения таможенных барьеров, разрушения транспортных нитей, связывавших нас. Упал уровень жизни и резко возросла миграция населения: после «парада суверенитетов» многие люди, оказавшиеся в новых независимых странах, решили вернуться на родину предков, либо туда, где им комфортнее, выгоднее или безопаснее жить.
Этот процесс не завершён и по сей день, и люди едут из одной страны в другую. Хотя миграционные потоки между ними неоднородны. В 2019 году лидером по разнице между эмиграцией и иммиграцией населения среди стран ЕАЭС оказался Казахстан.
Мы едем, едем, едем
«Первыми ласточками» миграционного оттока ещё в 1980-е оказались евреи, которым на волне перестройки предоставили возможность беспрепятственного выезда за пределы Советского Союза. Именно сложности, с которыми они сталкивались по пути в Израиль (запрета на выезд для них как такового никогда не существовало, но действовали сложные бюрократические процедуры), и стали в 1974 году причиной очередных санкций против СССР, именуемых «поправкой Джексона-Вэника». К слову, о том, что судьба евреев была отнюдь не причиной введения этих санкций, говорит факт их отмены для России через два с половиной десятилетия после того, как людям перестали препятствовать в выезде.
Следующими из тогда ещё советских республик поехали этнические немцы, для которых только-только объединившаяся Германия создала неплохие условия по адаптации в немецком обществе и оплачивала расходы, связанные с переселением и размещением на своей территории. И если на Казахстане отъезд евреев фактически не сказался, то с немцами было намного сложнее.
Дело в том, что после ликвидации в 1941 году Автономной республики немцев Поволжья значительная часть её жителей, а также другие группы этнических немцев были депортированы в северные районы Казахской ССР. Многие из них так и остались жить там, куда их переселили, а после эпопеи освоения целины в 1950–1960-е годы немецкая диаспора в Казахстане увеличилась ещё более. И массовая эмиграция в Германию уже существенно сказалась на состоянии дел в сельском хозяйстве северных казахстанских областей.
Но наиболее мощный отток населения РК начался после получения Казахстаном независимости. С тех пор основными этническими группами, покидающими республику, стали русские и украинцы.
Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?
Если говорить о причинах массового оттока некоренного населения Казахстана, то их несколько. Но характерно, что уезжавшие из РК в различные периоды называли решающими похожие, если не одни и те же причины.
Как и практически во всех национальных республиках бывшего СССР, первые годы независимости Казахстана были отмечены ростом национализма. В первую очередь «бытового», когда вчера ещё благожелательные соседи, принадлежащие к титульной нации, вдруг «проникались национальной идеей» и начинали относиться к «понаехавшим» если не враждебно или неприязненно, то как минимум высокомерно. И хотя, в отличие от соседних азиатских и кавказских республик, Казахстану вплоть до последних дней удавалось избегать погромов на почве межнациональных отношений, это вовсе не говорит о том, что на местном уровне «чужакам» не угрожали.
Разумеется, во все времена независимости РК часть эмигрантов уезжала по причине желания вернуться к своему народу, тоже получившему свою государственность. Обострял это стремление уход Казахстана от широкого использования русского языка, постепенное вытеснение его казахским из всех сфер, от образования до государственного управления, от культуры до промышленности.
И хотя, в отличие от многих бывших соседей по «советской коммуналке», руководство республики сохранило за русским языком статус официального, очень многие оказались не готовы к таким изменениям. В том числе часть этнических казахов, для которых русский язык стал родным. Свою роль сыграла и политика постепенного заполнения руководящих должностей в госуправлении, образовании, промышленности национальными кадрами, что существенно осложнило неказахам возможность карьерного роста.
Ещё один фактор, способствующий миграционному оттоку из Казахстана, многие связывают с будущим детей. Речь идёт о получении молодёжью качественного образования и конкурентоспособности выпускников высших и специальных учебных заведений. Хотя руководство РК и прилагает немало усилий для укрепления национального образования, его уровень всё же отстаёт от российского. В первую очередь из-за недостатка квалифицированных преподавательских кадров. И это становится причиной отъезда из Казахстана не только представителей других национальностей, но и казахов. Кроме того, получившие образование на русском языке имеют возможность трудится практически на всём пространстве бывшего СССР, в отличие от «казахстаноориентированных» выпускников.
Но самой серьёзной ошибкой в сфере образования, на взгляд автора, является переход с кириллического алфавита на латиницу. Призрачные надежды «приблизить Казахстан к Западному миру» на самом деле вбивают непреодолимый клин между поколениями, лишают возможности доступа тех, кто обучится языку, написанному латиницей, к гигантскому массиву информации, созданной ранее. А те, кто учился на кириллице, зачастую будут не способны воспринять написанное латинским алфавитом.
Как сегодня подавляющему большинству людей, знающих кириллический алфавит, абсолютно недоступны знания, записанные на том же самом казахском языке, но арабским письмом. Отрицательные примеры такого информационного разрыва уже сегодня наблюдаются в Молдавии и Азербайджане. И эта перспектива также вызывает у людей желание покинуть страну.
В отличие от многих соседей, экономика Казахстана позволяет большинству населения республики жить достойно. Тем не менее уровень жизни в РК всё ещё отстаёт от российского. Поэтому для части мигрантов и в предыдущие годы, и сейчас решающим фактором для отъезда из страны является экономический.
…И есть статистика
Со статистикой миграционного оттока из Казахстана не всё просто. Если судить по официальным казахстанским данным, то в период с 1990 по 2003 год из страны уехало 3 364 531, а приехало 1 163 434 человека (демографические потери – 2 201 097 человек). В 2004–2011 годы ситуация значительно улучшилась: за этот период 431 242 приехавших в РК на 98 715 человек перекрыли число выехавших (332 527 человек). Но после 2012 года отток снова стал превосходить численность приезжающих: до 2017 г. на 185 724 уехавших из страны пришлось 115 116 въехавших (потери – 70 608 человек).
Выезд только в первом полугодии 2018 г. превысил отток за весь предыдущий год (37 725 в 2017 г. и 39 891 за первые 6 месяцев 2018-го). В 2019 году из республики уехало 45,2 тыс. человек и прибыло в неё 12,2 тыс. Последняя цифра является абсолютным минимумом за весь период независимости РК. Для государства с 16 миллионами населения, по данным последней переписи населения, – это просто катастрофические потери.
Но и к этим данным есть немало вопросов. В частности, если сравнивать официальную казахстанскую статистику по общему выезду из страны с российскими сведениями о количестве перебравшихся в РФ из Казахстана, то нестыковки между этими цифрами режут глаз. Так, Россия в 2004–2011 годах зафиксировала 314 089 казахстанцев, перебравшихся на ПМЖ в РФ (если верить казахстанским данным, то это значит, что в другие страны за указанный период выехали всего 5,5% мигрантов, притом что Россию как страну нового места жительства выбирают от 55% до 70% уезжающих из РК).
Если же взять российские данные о перебравшихся из Казахстана в Россию в период с 2012 по середину 2015 года, то они превышают казахстанские сведения о суммарном количестве выехавших из РК во все страны с 2012 даже по конец 2017 года. Если судить по процентному соотношению уезжающих в Россию казахстанских граждан к общему количеству эмигрирующих из Казахстана, то получается, что только за период с 2005 по 2016 г. из РК уехало жить в другие страны от 200 до 600 тыс. человек, которых никто не учёл и не включил в официальную статистику.
Да, при естественном приросте 14,6 человека на 1 тысячу населения Казахстан сумел за 2019 г. увеличить число своих граждан на 269,6 тыс. человек, что является лучшим количественным показателем среди стран ЕАЭС. Но этих новорождённых граждан ещё предстоит вырастить и выучить, прежде чем они смогут внести хоть какой-то вклад в экономику республики. В то же время не менее половины из 33 тыс., на количество которых эмиграция из РК превысила иммиграцию, составляют трудоспособные, полные сил люди. Зачастую – молодые, поскольку немалая часть уезжает из Казахстана именно для учёбы в вузах и средних специальных учебных заведениях.
Не слишком ли расточительно для государства, взявшего курс на интенсивное промышленное развитие, ежегодно безвозвратно терять такое количество людей, что они могли бы составить население довольно крупного районного центра? И не пора ли задуматься над тем, что же толкает их уезжать в другую страну?
Правила комментирования
comments powered by Disqus