В Кыргызстане число заразившихся коронавирусной инфекцией COVID-19 на 23 марта достигло 16 человек. 15 из них выезжали в Саудовскую Аравию на малый хадж.
В связи с этим общество стало задаваться вопросами, что такое умра (малый хадж), кто и как туда выезжает и кто регулирует организацию таких поездок.
В Кыргызстане туры для совершения малого хаджа осуществлялись частными туристическими компаниями, а с начала этого года их организацией стал заниматься и муфтият (Духовное управление мусульман Кыргызстана – ДУМК). По имеющимся данным, в Кыргызстане за последние годы число желающих совершить малый хадж увеличилось в три-четыре раза.
Напомним, первые случаи заражения коронавирусом в КР были выявлены 18 марта в Сузакском районе Джалал-Абадской области, где сразу же был введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Трое местных жителей - мужчины 70, 62 и 42 лет, как выяснилось, незадолго до этого вернулись из Саудовской Аравии, где совершили малый хадж. К прилетевшим с ними одним рейсом 142 гражданам была принята обсервацию, а 1414 человек, контактировавшие с зараженными по возвращении, были отправлены под домашний карантин и продолжают оставаться под наблюдением медиков. Все эти люди проживают в различных регионах Кыргызстана.
А 20 марта стало известно о трех новых случаях COVID-19 в Кыргызстане, на этот раз вирус обнаружили в Ноокатском районе Ошской области, где также ввели режим ЧС. Заболевшими оказались женщины в возрасте 67, 71 и 77 лет. Все они были госпитализированы в районную больницу и все, как и первые трое зараженных, ранее выезжали в Саудовскую Аравию для совершения малого хаджа. Сейчас ведется работа по установлению 282 пассажиров, которые летели вместе с ними в одном самолете.
Министерство здравоохранения КР призвало тех, кто ездил в малый хадж, оставаться дома и ни с кем не контактировать. Сколько именно человек общалось с вернувшимися из Саудовской Аравии, до сих пор не установлено.
Журналист Марат Тагаев говорит, что именно это обстоятельство представляет большой риск:
- Саудовская Аравия закрыла для посещения города Мекку и Медину 28 февраля. Первый случай COVID-19 там выявили 2 марта. Правительство КР, Минздрав и Республиканский штаб по коронавирусу знали, что в Саудовской Аравии находятся кыргызстанцы, отправившиеся туда в малый хадж. Должны были знать. Но отслеживали эти поездки, мониторили их состояние или нет, не известно. Минздрав 13 марта рекомендовал муфтияту отменить пятничные намазы (проповеди) в мечетях страны.
Но ДУМК не прислушался к этому. В Таджикистане же ограничения на проведение намазов ввели еще 6 марта. У нас 12 марта вернулись те, кто побывал в умре. И, скорее всего, в пятницу, 13 марта, они были в мечети, на пятничной молитве. Муфтият Кыргызстана отменил эти намазы 17 марта - за день до официального объявления об обнаружении коронавируса в стране. Хотя они должны были сразу это сделать, как только власти сказали об этом. И теперь мы видим, какими последствиями обернулось упрямство ДУМК и религиозных работников.
В связи с проникновением на территорию КР коронавирусной инфекции у тех, кто не знает, возникли вопросы о малом хадже - что это, для чего люди ездять в умру, как это осуществляется, кто совершает и т. д. Но давайте разберемся, что такое малый хадж или умра.
Для начала мы обратились к главе отдела паломничества ДУМК Жолдошбеку Абдылдаеву, чтобы выяснить, в чем различия между хаджем и умрой:
- Совершать или нет умру зависит от собственных возможностей каждого человека. Так же, как и его желание прочесть дополнительную молитву или держать пост орозо. Таким же образом он может отправиться в малый хадж, как то позволяет шариат. Хадж – это долг каждого мусульманина, а умра – это предписание. Есть еще и другие различия. В хадж отправляются в определенное время, в определенный период и в определенный день. И когда совершается хадж, совершать умру нельзя. Во все остальное время малый хадж можно осуществить в любой день и любой месяц.
Кроме того, если во время хаджа были нарушены какие-то предписания, то на следующий год паломничество необходимо совершить вновь. А в умре такого нет. Кроме того, мы называем это машаир - это когда во время хаджа обязателен к выполнению ряд ритуальных действий, вроде посещения долин Арафат, Мина, Муздалива и «побивание камнями шайтана». При совершении умры посещать эти места необязательно. Кроме того, для хаджа обязательны тавафы – приветствия, и в том числе прощальный таваф, когда совершается ритуальный обход вокруг Каабы.
Теперь перейдем к вопросу организации поездок в малый хадж, которыми занимаются туристические компании.
Член Центральной ревизионной комиссии ДУМК Бакыт Нурдинов в интервью «Азаттыку» отметил, что в последние годы в Кыргызстане увеличилось численность отправляющихся в умру людей. Так, по его данным, если раньше малый хадж совершали примерно одна-две тысячи человек в год, то в 2019 году с этой целью в Саудовской Аравии побывало около 15 тысяч кыргызстанцев.
Учитывая спрос, выросло и количество туристических агентств, которые предоставляют услуги по организации такого маршрута. На сегодня эта услуга доступна примерно в 30 компаниях. Бакыт Нурдинов объяснил это тем, что власти Саудовской Аравии ввели послабления при выделении квот на совершение малого хаджа. Но при этом он признал, что это привело к потере контроля над фирмами, которые занимаются отправкой в умру, что в какой-то мере и привело к нынешней ситуации с COVID-19:
- В статье 21 Закона КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР», который был принят 31 декабря 2008 года, прописано, что «организация и ответственность за паломничество (хадж, умра) граждан КР в святые места, находящиеся на территории Саудовской Аравии, возлагаются на ДУМК». Но муфтият до сегодняшнего дня не смог должным образом организовать этот процесс. Потому что там были заняты лишь сопровождением хаджа. Сейчас стало много компаний, которые могут организовать поездку в умру, а ответственности никто не несет. Что касается последних событий, то государство даже не может выяснить, какие именно турфирмы возили этих людей в малый хадж. Никакой ответственности. Поэтому организацией умры также должен заниматься муфтият.
Вопрос о возложении на ДУМК обязательств по организации малого хаджа поднимался и раньше. А 27 декабря 2019 года муфтият впервые организовал первый рейс таких паломников, совершивших малый хадж. По их данным, этой услугой религиозной организации воспользовалось 213 кыргызстанцев.
Как уже было отмечено, в Кыргызстане этим занимаются в основном 20-30 туристических компаний. Одна из таких фирм - Jazeera travel. Ее руководитель Мадали Ойтемиров заявил, что категорически против передачи права организации малого хаджа исключительно муфтияту:
- Этот закон касается в основном хаджа, большого паломничества. В проекте документа речь шла о нем, но потом зачем-то добавили и умру. А депутаты, одобрившие этот закон, в большинстве своем не понимают различий между хаджем от умрой. Малый хадж – это посещение Каабы в Саудовской Аравии. И этот закон надо было прописать так, чтобы он соответствовал нормам Саудовской Аравии. Потому что какие мы правила не принимали бы , умра в любом случае совершается в эту страну. А по требованию Саудовской Аравии организацией малого хаджа должны заниматься туристические компании, но не все фирмы в состоянии выполнять их предписания.
Мадали Ойтемиров также добавил, что увеличение количества туркомпаний, предоставляющих услуги по организации малого хаджа, позволило повысить качество услуг и снизить цены на эти поездки. На официальных сайтах агентств стоимость такого путешествия начинается от 1000 долларов с одного человека - в зависимости от требований клиента, выбора гостиницы, уровней «эконом», «комфорт» и «люкс» цена возрастает. Разбирающиеся в этой теме специалисты говорят, что в сфере организации поездок для совершения умры ежегодно крутятся миллионы долларов.
Однако начальник отдела паломничества ДУМК Жолдошбек Абдылдаев развеял беспокойство руководителей туркомпаний, сказав, что «муфтият не собирается присваивать себе право организации малого хаджа»:
- Поводов для беспокойства нет. Потому что турагентства будут продолжать организовывать поездки в ту же Саудовскую Аравию, как и в десятки других зарубежных стран. Нам и закон не позволяет вмешиваться в их деятельность. В рекламе они преподносят эту услугу как «путешествие». То есть поездку в малый хадж они называют не по-мусульмански - ибадат, а по-светски - посещение Саудовской Аравии.
Туристическая компания Itravel тоже с недавнего времени занялась организацией поездок в малый хадж. Представитель этой компании Хабиб Арзыкулов говорит, что на самом деле число кыргызстанцев, выезжающих в Саудовскую Аравию с этой целью, намного выше официальных данных. По его словам, ежегодно малый хадж совершают 16-17 тысяч кыргызстанцев:
- Туристические фирмы, возможно, не ищут клиентов напрямую. Потому что организацией умры занимаются в основном руководители малого хаджа. А кто они? Это имамы в мечетях и люди, занимающиеся религиозными вопросами. Они не получают зарплату от государства или получают, но мало. А турфирмы платят им гонорар за то, что они выступают гидами, когда в Саудовскую Аравию отправляют группы паломников из КР.
В мусульманском сообществе умра называется малым хаджем, когда желающие в любое время могут посетить города Мекку и Медину в Саудовской Аравии. По данным турагентств, в малый хадж из Кыргызстана чаще выезжают жители Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей.
Правила комментирования
comments powered by Disqus