Неожиданно появившийся коронавирус на глазах меняет многие стороны жизни человечества: не летают самолеты, закрыты границы, школы, музеи, стадионы, рестораны, предприятия, мечети... И неизвестно, когда и чем закончатся карантин с пандемией. 19 апреля у православных начнется Пасха, а 24 апреля начнется для мусульман месяц Рамазан. А во время чрезвычайного положения введены жесткие ограничения в плане празднования в традиционном формате религиозных праздников…
Религии в условиях пандемии COVID-19
Буквально за 3-4 месяца 2020 года вирус с возрастающей силой настигает почти все без исключения страны и континенты. Особенно пострадали от COVID-19 Китай, Италия, Испания, США, Иран, Франция и др. Некогда благополучная, полная туристами Западная Европа ныне перестала быть безопасной.
И во многих странах религии и религиозные взгляды из-за COVID-19 столкнулись с серьезным вызовом. Ни одна религия, вероучение не имеет сведений о причинах и масштабах распространения вируса, о путях спасения человечества от новой напасти; все священнослужители и прихожане должны подчиняться «капризам» COVID-19. Нарушение социальной дистанции приводит к одинаковым результатам для последователей всех религий: где больше собирались людей, там и больше случаев заражения.
Пандемия коронавируса не щадит никого: вирус нещадно бьет и верующих, и атеистов, и агностиков, и неверующих и т.д. Возможно, в планетарном масштабе такой вызов не возникал после окончания второй мировой войны.
Перед лицом вирусной опасности все равны: COVID-19 не делает различий между исламом и христианством, православием и католицизмом, протестантизмом и иудаизмом и т.д., и закрывает их храмы.
Например, в преддверии Пасхи из-за коронавируса закрыли храм Гроба Господня в Иерусалиме – одну из главных святынь христианского мира. И главные святыни для мусульман – Большая мечеть в Мекке и Мечеть пророка в Медине – были закрыты впервые (!) в истории из-за пандемии COVID-19.
Однако кто-то успел объявить коронавирус Божьим промыслом и наказанием за грехи человечества, наступлением судного дня, приведя соответствующие доказательства из священных книг. Где-то начали читать молитвы против коронавируса, например, в Казахстане и России.
У нас рекомендовали, какие молитвы нужно читать для исцеления от болезней: в исламе большое внимание уделяется лечению болезней, в том числе плохих, к коим относятся рак, ВИЧ, тот же коронавирус и т.д., посредством определенных дуа (молитв).
Многие священнослужители вняли данным и рекомендациям ВОЗ, инструкциям санитарных врачей и отошли от привычной практики ведения религиозной жизни, от празднования религиозных праздников в традиционном формате, закрывая мечети, церкви, храмы, призывая верующих не ходить в молельные дома. А кто-то упорствует, входя в противоречия с политикой властей своих стран.
По всему миру – в Турции, Египте, Иране, Кыргызстане, Иордании, Германии и т.д. – отменили пятничные и коллективные молитвы, мечети закрыты из-за распространения вируса COVID-19. Религиозным организациям рекомендовали ограничить все мероприятия коллективного характера и проводить религиозные, а также праздничные службы в режиме онлайн.
Саудовская Аравия сразу прекратила выдачу виз паломникам со всего мира. Недавно представители саудовских властей дали понять мусульманскому миру, что не стоит спешить с оформлением документов для совершения большого паломничества (хаджа) в 2020 году, пока не ясны перспективы борьбы с коронавирусом. Сезон хаджа в этом году запланирован с 28 июля по 2 августа.
Мекка и Медина, два города в Саудовской Аравии, где расположены главные мусульманские святыни, по указанию властей полностью закрыты со 2 апреля.
В Казахстане закрыли все мечети – для проведения дезинфекционных работ.
«В связи с введением в стране чрезвычайного положения, а также с повышенным риском распространения вируса, в мечетях временно не будут проводиться пятничные молитвы. Каждый человек вместо пятничного намаза в мечети будет читать полуденный намаз в своем доме», – значится в информации ДУМК.
Время от времени у нас возникают конфликты на религиозной основе. Этого не удалось избежать даже во время введения чрезвычайного положения: временные ограничения вызвали недопонимание среди отдельных прихожан. Ведь мечети Казахстана приостановили коллективную молитву.
В социальных сетях и мессенджерах распространилось видео, на котором запечатлены возмущенные прихожане одной из мечетей (инцидент произошел в Жанаозене 20 марта). Верующие не хотели принимать ограничения по поводу коллективных молитв, введенных в условиях ЧП, они говорили, что не могут ждать месяц и им нужно на жума-намаз.
Через несколько дней начинается пост Ораза. Возникла проблема проведения совместных разговений/ауызашар. ДУМК рекомендует ауызашар и намазы таравих проводить дома, не нарушать карантин. А ведь у нас это обернулось пышными застольями, что вредно для здоровья. Народ привык собираться от 20 до 200 человек на ауызашар.
Коронавирус – новый «бог», новая «религия» человечества?!
COVID-19 не только заражает и убивает людей, но и разрушает экономики многих стран, особенно тех, где введены жесткие условия карантина. COVID-19 с помощью чрезвычайного положения, карантина, самоизоляции и т.д. разрушает устоявшие экономические, финансовые, политические, культурные, религиозные и др. отношения между странами и переформатирует эти отношения, а также само государственное устройство, общественные отношения и жизнь простых людей. Поменяется система ценностей.
И в наше время религиям придется меняться, в том числе и из-за коронавируса, и из-за цифровизации и др. причин. С современными людьми, стоящими на пороге нового цифрового мира, надо говорить на их языке, и будет трудно священнослужителям, если они не будут меняться. Ведь COVID-19 разрушает коммуникации, влияние, назначение религий: верующие из мечетей и храмов оказались у себя дома, где условия диктует новая парадигма жизни.
Коронавирус – новый «бог», новая «религия» человечества?! Здесь речь идет о комплексе факторов: о массовой психологии, атомизации общества, влиянии цифровых технологий, о переоценке ценностей и рисков и т.д. И коронавирус этот процесс ускорит и приблизит.
Казахи должны быть продвинутыми не только в теологии, но и в науке, образовании, медицине, технологиях и т.д. У нас сегодня насчитывается около 3600 (!) мечетей, 84 из которых пустуют (результат беспорядочного строительства). В то же время за последние годы не построено ни одной большой библиотеки, научного центра, дома культуры, концертного зала, наука финансируется очень слабо, не развито собственное производство и т.д.
Возьмите любой бедный аул: нет ни дома культуры, ни спортивного зала, ни больницы, ни библиотеки, одна старая школа, зато в самом центре новая мечеть!
Оказалось, вместо мечетей и церквей надо было строить медицинские центры, больницы, открывать медицинские учреждения, институты биологической безопасности и т.д. Вместо религии надо было поднимать науку, образование, медицину.
Не религия спасет человечество, а наука, образование и медицина, не мечети и церкви, а больницы и медицинские центры, не священнослужители, а медики, биологи, ученые.
COVID-19 в Казахстане показал слабость, даже беспомощность наших медиков, биологов, ученых. Это не только большое количество зараженных вирусом среди медицинских работников, но и дефицит и отсутствие масок, специальной защитной одежды, средств защиты, тестов, тепловизоров, аппаратов искусственной вентиляции легких, нехватка больниц и др.
Что показало введение ЧП? Экономика Казахстана не только сырьевая, но всецело зависит от поставок из-за рубежа, нет многих производств, то есть экономика несамодостаточна, несамостоятельна, не может обеспечить страну самым необходимым – лекарствами, товарами первой необходимости, оборудованием и т.д., при этом растут цены на продукты.
Готовить имамов в Казахстане, а не за рубежом
В конце прошлого года в Нур-Султане вынесли приговор 14 гражданам Казахстана, обвиняемым в пропаганде религиозного экстремизма и участии в ИГИЛ (сокращенно ИГ – «Исламское государство Ирака и Леванта»). Их осудили на разные сроки. Осужденные участвовали в боевых действиях на территории Сирии, Ирака и Афганистана.
Вся эта история с «халифатом» ИГ вызывает настороженное отношение общества и государства: по каким причинам у нас появились его радикальные сторонники? Немало наших мусульман, нередко с семьями, разными путями оказывались в зоне боевых действий. По официальным данным, с момента начала войны на Ближнем Востоке в Сирию и Ирак уехали около 800 наших граждан. А сколько их реально там было, сколько погибло – никто точно не знает.
Ведь радикализация наших граждан произошла не где-то за рубежом, а у нас. Значит, для этого процесса были и есть соответствующая среда, литература, мечети, имамы.
Об этой проблеме я пишу с 2008 года: нельзя готовить наших имамов в арабских странах, где они могут изучить радикальные течения ислама и распространить в Казахстане. «Салафизм», «ваххабизм», «арабский» ислам у нас появился не сам по себе. С тех пор прошло более 10 лет, но проблема осталась, более того, усугубилась: шло усиление религиозности населения, салафитского влияния, шариата.
Несмотря на светские законы республики, светское образование, число сторонников хиджаба у нас с каждым годом растет. Их стала поддерживать некоторая часть юристов, правозащитников, общественных деятелей и т.д. Некоторые родители даже подавали в суд на Министерство образования из-за того, что их дочерей не впускали на занятия в платках.
А ведь до 2000 года эти и другие радикальные течения у нас были малоизвестны. Об этом рассказал в интервью «Каравану» первый муфтий Ратбек кажы Нысанбаев, который противостоял проникновению к нам сомнительных миссионеров.
«Вначале мы беседовали, но после завершения разговора я обычно просил показать документы. Не все могли это сделать. А поскольку я был знаком со многими религиозными деятелями мира, обращался к ним с просьбой проверить данные того или иного человека. После такой проверки эти миссионеры, как правило, быстро уезжали из Казахстана. Знаю, что многие из них оседали в Таджикистане, Чечне, Кыргызстане и даже Узбекистане. И мы все знаем, какие события там происходили. Иначе говоря, мы не дали лжемиссионерам развернуться у нас», – сказал первый муфтий.
А вот как раскрыл «проблему хиджаба» Ратбек кажы Нысанбаев: «Арабское слово, означающее «покрывало». Там и мужчины кутаются, и женщины. Еще до ислама арабы так ходили. После они стали мусульманами, но продолжали носить ту же одежду. Эта одежда не имеет никакого отношения к исламу, а связана с климатом, погодой, чтобы лица не обгорели на солнце. Что касается никаба, паранджи, они защищают женщин от сглаза. И к религии это тоже не имеет отношения».
И его взгляды на «женскую проблему» соответствуют традиционной казахской культуре: «И если говорить о воспитании, нужно вспомнить, что мы с дочерьми, сестрами обращались очень хорошо. Они росли свободными. Вспомним, что у казахов есть игра «Кыз-куу», когда всадник должен догнать девушку на коне. Если он этого не сумеет сделать, она может отхлестать его плеткой. Наши девушки росли вольно, потому и отличались воинским духом».
Одно время велись разговоры о необходимости запрета салафизма в Казахстане, но дальше слов дело не пошло: мол, эта официальная религия Саудовской Аравии, как мы ее запретим? К примеру, у нас не распространен шиизм, но это не означает, что данная религия у нас под запретом... Поэтому считаю, что речь должна идти не о запрете как таковом, а о решении самой проблемы – салафизм появился в стране через имамов, получивших духовное образование за рубежом.
Крайне удивительно, что наши политики, идеологи, законодатели, священнослужители в 90-ые годы не просчитали риски, связанные с религиозной и идеологической экспансией в молодую республику. Это всем известная проблема, но она до сих пор остается нерешенной.
Например, осенью 2018 года депутаты сената парламента РК, рассматривая законопроекты по вопросам религиозной деятельности, предложили исключить норму, согласно которой «получение гражданами Казахстана духовного (религиозного) образования в иностранных государствах допускается только после получения высшего духовного (религиозного) образования в республике», посчитав это нарушением прав граждан.
Они будто не знают, что «салафиты», «арабский» ислам, хиджабы и прочее появились в Казахстане с того момента, как наша молодежь стала выезжать на обучение в религиозные заведения Египта, Пакистана, Саудовской Аравии, Катара, Турции, Афганистана и т.д. Там они не только изучали Коран, но и перенимали особенности ислама той или иной страны, другой мазхаб, культуру, образ жизни, менталитет, отношение к женщине, одежде и т.д.
К тому же с помощью Саудовской Аравии в Казахстане построено немало мечетей, в которых работали имамы, получившие образование в этой стране. Выход в такой ситуации – готовить имамов в Казахстане, а не за рубежом, а также всемерно поддерживать «степной» ислам, традиционную культуру. Возможно, COVID-19 остановит практику подготовки имамов за рубежом…
Правила комментирования
comments powered by Disqus