90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Контрабанда из Китая заразна?

Контрабанда из Китая заразна?

Границы ЦА – проходной двор?

Пандемия коронавируса сократила объемы торговли нашего региона с Китаем, другими нашими основными внешнеэкономическими партнерами. Конечно, все это влияет на общую экономическую ситуацию в странах Центральной Азии. Однако мы предлагаем вам подумать и о других проблемах наших «внешнеэкономических» операций. Есть ведь торговля не только открытая, с известными объемами и товарами. Многие товары импортируются контрабандным путем, выступая одной из основных статей доходов наших элит.

Раз это контрабанда, то она вряд ли проходит какой-то санитарный контроль. К тому же такой «статус» товара позволяет продавцу особо не заботиться о гигиене при упаковке продукции. Нельзя исключать, что таким путем тоже может проникать в наш регион разная инфекция, включая коронавирус, другие вирусы, которые появляются в последнее время преимущественно в Китае.

Клинические исследования показали, что, например, «коронавирус SARS-CoV-2 может сохраняться на различных поверхностях от нескольких часов до трех суток». На нержавеющей стали он сохраняется до 72 часов. Некоторые вирусы в целом могут быть активными даже спустя два-три дня на пластмассовых и нержавеющих поверхностях. На стекле и купюрах коронавирус держится до четырех дней, а на железе, пластике, медицинских масках — около недели.

Если коронавирус сохраняется на масках в течение недели, то, наверное, столько же он может сохраняться на материале импортируемой одежды при тесном контакте с нею инфицированных. Кстати, расходы, например, казахстанцев и кыргызстанцев на покупку одежды, обуви и мебели больше официальных данных, поскольку официальная статистика не учитывает «серую торговлю» Казахстана, Кыргызстана с Китаем, Россией, когда значительные объемы продуктов питания, одежды и другой продукции ввозятся оттуда контрабандным путем, по «серым таможенным схемам», и продаются, разумеется, без статистической обработки.

Не говоря уже о контроле качества этих товаров, что вызывает большую обеспокоенность, поскольку они не проходят соответствующий санитарный контроль. Ведь контрабандным путем из Китая в наш регион завозят не только одежду и обувь, но и предметы бытовой техники и современной электроники.

Так, Евразийский аналитический клуб пришел к выводу, что ежегодно «прямой ущерб от «серого» потока составляет для Казахстана и Кыргызстана не менее 1-1,5 млрд. прямых экономических потерь в результате недополученных национальными бюджетами сборов». Одна разница в статистических данных Китая и Казахстана, Кыргызстана по китайскому импорту в наши страны показывает уровень контрабанды, коррупции на границе.

К примеру, в 2017 году, согласно китайской статистике, импорт в Казахстан из КНР составил 11,5 млрд, но по казахстанским данным всего лишь 4,7 млрд. долларов. По Кыргызстану эта разница составила 5,3 млрд. и 1,5 млрд, соответственно. В 2018 году по Казахстану эти цифры равнялись 11,5 млрд. и 5,3 млрд., а по КР - 5,5 млрд. и 1,9 млрд. долларов.

Как видите, по этим данным объем контрабанды, например, в Казахстане должен быть просто огромный. А информация о том, что обезвредили преступную группировку, действовавшую на КПП «Жаркент», ввозившую «в страну по «серым» схемам как минимум 100-200 тонн грузов в месяц» - это капля в море.

Контрабанда из Китая осуществляется за счет подкупа таможенников, подделки документов, использования тарифных изъятий и др. Из дела Саймаити стало известно, что «взятка за каждый грузовик, который чиновники нелегально пропускали через таможню, составляла от 4,6 тысячи до 5 тысяч долларов». В ноябре прошлого года стало известно, что теневой доход за 5 лет от нелегального китайского импорта в Казахстан достиг 25,9 млрд. долларов.

Между тем в казахстанских СМИ в качестве основного маршрута контрабанды из КНР в ЦА и Россию обычно называют Кыргызстан, так как там «не оборудованные современной техникой и инспекционно-досмотровым комплексом пропускные пункты дают лазейку для серого импорта».

В деле реэкспорта китайских товаров Казахстан и Кыргызстан являются «негласными» конкурентами. Если ранее рынок «Дордой» был ключевым рынком торговли китайской продукцией в ЦА, то сегодня эту «миссию» осуществляет СЭЗ Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Между прочим, в свое время на «Дордое» товарооборот доходил до 7 миллиардов долларов с численностью работающих там до 50 тыс. человек. Не случайно в конце 2000-х годов «Кыргызстан стал главным посредником для китайского экспорта в Центральной Азии, обогнав Казахстан».

К слову, по мнению заместителя министра экономики Кыргызстана Э. Алишерова, Казахстан намеренно устраивает «блокаду киргизским экспортерам из-за конкуренции». Короче, реэкспорт из Китая является весьма лакомым куском для элит нашего региона, привыкших «бабло рубить», не прикладывая больших умственных и иных усилий, необходимых, чтобы запускать производство качественных товаров в своих странах, которые могут составить конкуренцию китайской продукции.

В связи с вышесказанным заметим, что многие эксперты разные приграничные инциденты, такие как недавний межэтнический конфликт в Кордае, рассматривают как следствие конкуренции за реэкспорт китайской продукции. Вообще на границах стран нашего региона происходят очень неоднозначные процессы, которые в официальном дискурсе подаются в основном как следствие проблем в переговорах. Однако эта версия не всегда выглядит однозначной.

В частности, некоторые эксперты полагают, что перманентная напряженность на кыргызско-таджикской границе, с неделемитированными приграничными участками выгодна обеим сторонам в первую очередь для поддержания националистических настроений, а также контрабанды и наркотрафика. Таким образом, все вышерассмотренные проблемы отражают высокую криминализированность государственной власти в Центральной Азии, когда мало надежды на то, что она будет до конца заботиться о безопасности, здоровье и благополучии своих граждан.

Мы не говорим о том, что товары из того же Китая должны быть все под подозрением. Мы хотим сказать, что гонка за барышами не должна происходить в ущерб разным санитарным и иным нормам, защищающим интересы и здоровье потребителей в ЦА. То есть, чтобы, тем более сейчас во время пандемии, на наших границах осуществлялась надлежащая санитарная проверка товаров.

По крайней мере, в Казахстане для этого действуют «Правила осуществления санитарно-карантинного контроля над завозом и распространением инфекционных и паразитарных заболеваний на государственной границе» от 20 марта 2015 года. А 24 июня сего года было принято Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией в пунктах пропуска на государственной границе Республики Казахстан».

И в этом Постановлении есть пункт «проведение санитарно-карантинного контроля с обязательной термометрией всех лиц, прибывающих из-за рубежа во всех пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан». Теперь остается дело за малым – добросовестно исполнять такого рода правила и постановления, в чем есть большие сомнения…

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://platon.asia/ekonomika/kontrabanda-iz-kitaya-zarazna

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
25 000

кыргызстанцев принимают опиаты внутривенно

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30