В июне и июле 2020 г. в Бишкеке наблюдается резкий скачок заражения COVID-19 и пневмонией в тяжёлой форме. Больницы переполнились, телефоны горячей линии не справляются с десятками тысяч звонков.
На этом фоне больные всё чаще стали искать информацию в сетях, и, в частности, в Telegram-каналах. Но насколько безопасно и действенно получать консультации таким способом?
Наиболее популярной в интернете стала группа «Врачи онлайн», в которой сейчас состоит сто одиннадцать тысяч участников. Есть и менее популярные каналы с десятками тысяч подписчиков. Люди круглосуточно задают вопросы, и врачи прямо в общей беседе дают им краткие советы.
Проект ведётся врачами на волонтёрской основе, они не получают и не берут деньги за свои услуги.
Эксперт по доказательной медицине и разработке клинических протоколов Бермет Барыктабасова в интервью Ia-centr.ru рассказала о причинах возникновения «Врачей онлайн» и в целом как ведётся борьба с COVID-19 в Кыргызстане.
– Бермет Касымбековна, как вы относитесь к консультированию пациентов через интернет? В частности, к деятельности группы «Врачи онлайн».
– Хорошо отношусь, поддерживаю их работу. Главное – достоверное и качественное содержание. В данное время я не могу точно сказать, кто курирует там содержание рекомендаций и врачей, и какие ставят ограничения для фейков и мифов, но для основателя этого Telegram-канала и врачей, которые его ведут, хотелось бы пожелать, чтобы они консультировали ковидных пациентов только в рамках действующих протоколов лечения коронавируса.
Такая потребность возникла потому, что в виртуальном интернет-пространстве ходит слишком много недостоверной информации о том, как надо лечиться, какие препараты принимать. Необходимо разъяснять людям, что можно делать, а что нельзя.
«Врачи онлайн» были созданы раньше, чем мы сделали протокол для первичного звена. Этот протокол по лечению COVID-19 на амбулаторном уровне и в домашних условиях вышел только 3 июля, но потребность в этой информации была критически востребована ранее – три недели назад, когда начался всплеск заболеваний, якобы пневмонией, но это на самом деле не внебольничная пневмония, а развёрнутая картина ковидной инфекции.
Очень обидно, что жизнеспособные люди умирают из-за паники, страха, недостатка медикаментов, кислородной поддержки и других необходимых вещей, которые требуются по протоколу. Много вреда от побочных эффектов в результате неправильного лечения (в том числе в результате употребления на дому непроверенных и небезопасных лекарств).
Сейчас онлайн-консультации – это хорошие адекватные каналы для информирования населения, в этом нет сомнения. Буквально за несколько дней к «Врачам онлайн» пришло больше ста тысяч подписчиков. Причём это жители не только Кыргызстана, а всей Центральной Азии. Также к консультированию подключились коллеги из других стран.
Как уже говорила, в интернете очень много фейков, люди верят сейчас во всё, что угодно, занимаются самолечением – врачи в ужасе от этого.
Когда новый протокол был оформлен на понятном, доступном языке и опубликован в соцсетях, всего за пару часов он собрал сотни репостов. Люди ждут, ищут, читают, им нужна такая информация, чтобы утолить информационный голод в надежных данных и спасти своих близких. Эту информацию необходимо транслировать и на республиканском уровне, чтобы ее смогли получить как можно больше людей по всей стране. Только так возможно остановить высокую смертность.
А пока мы не успеваем со своей информационной пропагандой спасительного лечения COVID-19. Высокая летальность среди больных, которые лечились дома, наблюдается во многом потому, что у них не было доступа к качественным, правильным рекомендациям. Если бы люди овладели этой информацией буквально три недели назад, картина была бы другая.
На самом деле, коронавирусную инфекцию можно купировать. Для этого нужно иметь доступ к кислороду и своевременно принимать необходимые медикаменты… всё это в доступе должно быть. То есть, если болезнь протекает в среднетяжелой и тяжелой форме и стало трудно дышать, то необходимо подключить пациента к кислороду и дать антикоагулянты, все остальное лечение доступно!
– Как вообще возникли «Врачи онлайн» в Telegram?
– Стихийно, хоть и не совсем случайно, т.к. были предпосылки. С самого начала распространения COVID-19 я с другими врачами состояла в нескольких тематических группах в WhatsApp. Там обсуждали всё связанное с жизнью медработников и коронавирусом, это происходит непрерывно по сей день. Все критические проблемы, вопросы, случаи, запросы, жалобы, просьбы… все обсуждается совместно. Сотни медработников нашли спасение в этих группах, особенно по клинике, по своим пациентам, по потребностям. Они поддерживают и понимают друг друга.
Многие медики знали об этих группах и хотели присоединиться к нам, но у WhatsApp существует ограничение количества участников (не больше 256 чел.), и мест для всех желающих не хватало. Тогда инициативу перехватила Нурзат Джумалиева и предложила перейти в Telegram, где таких лимитов нет. Не все умели пользоваться новым мессенджером, но, когда было объявлено о создании медицинского канала «Медики», к нему присоединилось более тысячи врачей. Потом наши участники стали консультировать пациентов.
Эрмек Исмаилов – молодой врач, как оказалось, создал свою страничку в Telegram и назвал ее «Дневник врача». Затем бросили клич объединиться во «Врачи онлайн». И врачи подключились.
Медикам нужен был медиаканал, отвечающий на одни и те же вопросы людей о COVID-19 (потому как симптомы, как правило, одни и те же). Поэтому было решено создать такой единый ресурс, который бы объединил врачей для бесплатной консультации людей. Я лично поддержала это начинание и везде говорила об этой новой группе.
В результате наших усилий, во «Врачи онлайн» пришло много медиков, и мы следили за тем, чтобы они консультировали в рамках официальных инструкций. Туда, например, и моя сестрёнка вступила, она тоже медик, работает более 20 лет в Шотландии; и профессор из Канады, мой научный руководитель – у них, кстати, очень жёсткие протоколы реагирования на коронавирус. Из вопросов людей они сделали вывод, что многие зачастую неправильно лечились на дому.
Я ещё не слышала ни об одном случае жалоб на «Врачи Онлайн». Группа живёт своей жизнью, врачи спасают сотни людей, протянув руку помощи. Хорошо, что в Кыргызстане у многих есть доступ к интернету, и каждый может подключиться или задать вопрос.
Сами «Врачи онлайн» были созданы как ответ заполонившие Бишкек вызовы на номера консультаций – 118 и 103. Линии были перегружены, операторы не отвечали, люди оказались в информационном вакууме. Но, когда сто тысяч людей получили доступ к информации в Telegram, то волна звонков схлынула.
– То есть появление «Врачей онлайн» позволило разгрузить call-центры в Бишкеке?
– Да, именно так и случилось. Call-центры за день могут ответить на 1-2 тысячи звонков, может, чуть больше. Мобильные бригады скорой помощи также могут выехать далеко не на все вызовы – до тысячи за сутки. Поэтому такой масштабный ресурс, как способ помощи больным коронавирусом – крайне актуальный и действенный.
Помощь от волонтёров
Другой медицинский эксперт из Бишкека, экс-советник министра здравоохранения КР Елена Баялинова считает, что в условиях, когда медики перегружены и также болеют, онлайн-помощь очень полезна.
– Как Минздрав КР относится к онлайн-консультациям в Telegram? Одобряет, или людям все же нужно как обычно звонить в больницы?
– В первую очередь министерство здравоохранения указывает на то, что надо обращаться в Центры семейной медицины по месту жительства. Алгоритм такой: сначала человек звонит на горячую линию, например, по номеру «118», получает информацию и оператор его перенаправляет к врачу. Специально для этого телефоны центров по несколько раз публикуются в СМИ и соцсетях. Медцентры объединены в группы по районам в Бишкеке, поэтому в первую очередь отправляют туда.
А всё, что связано с онлайн-консультациями, скорее является инициативой волонтёрского характера. В нынешней тяжёлой ситуации на помощь Минздраву часто приходят неравнодушные люди. Это могут быть и молодые врачи, которые более оперативно, мобильно реагируют на всё что происходит.
Но всё же повторюсь, это не инициатива Минздрава, министерство работает исключительно согласно своему алгоритму.
– Но ведь от людей поступало множество жалоб на то, что они не могут дозвониться на телефоны горячих линий. Каким им быть в таком случае?
– Есть разные мнения по этому поводу. Некоторые довольны и говорят, что дозваниваются с первого раза. Конечно, есть трудности. Несколько дней назад я узнала, что помещение, где располагались сотрудники горячей линии, было закрыто на дезинфекцию, т.к. большинство из них заболело и дежурить стало просто некому.
На горячих линиях также дежурят не врачи со стажем. Идея создать их родилась в рядах наших молодых гражданских активистов, и линия была открыта в помощь Минздраву именно при их участии.
Министерство здравоохранения признаёт, что у него в наличии ограниченные ресурсы – в плане технических возможностей, кадров, оборудования и т.д. Поэтому нами были привлечены волонтёры. Штаб по борьбе с коронавирусом специально не принимал данного решения. Активисты сами неоднократно обращались в Минздрав с тем, чтобы помощь ведомству организовать эту работу.
Как вы знаете, даже сам министр заболел с заместителями, главный санитарный врач – тоже находится на лечении. Часть медперсонала периодически пребывает на лечении и потом возвращается к работе. В подобных условиях помощь не помешает.
– «Врачи онлайн» помогли разгрузить телефоны горячей линии?
– В самом начале, когда в стране была введена Чрезвычайная ситуация, при оперативном штабе Минздрава работало 2 телефона доверия. По мере, так скажем, усложнения ситуации с заболевшими, конечно, звонков стало больше. Понятное дело, что система не выдерживает подобной нагрузки и не справляется с ней.
Поэтому, да, волонтёрская помощь помогает частично разгрузить госструктуры. Ведь, как уже говорила, и среди медиков многие болеют, кто-то должен временно заступить на их место. Поэтому идёт такая всесторонняя мобилизация сил.
Правила комментирования
comments powered by Disqus