Американское издание The New York Times опубликовало статью со ссылкой на The Associated Press про волонтёрскую деятельность в Кыргызстане во время коронавируса. В статье говорится, что волонтеры пришли на помощь государству. Также подчеркивается, что Кыргызстан, одна из беднейших стран, вышедших из бывшего Советского Союза, сильно пострадал от вспышки коронавируса. Однако волонтеры сыграли важную роль в заполнении пробелов в борьбе с вирусом.
Перевод статьи The New York Times от 28 июля.
Кыргызстан, одна из беднейших стран, вышедших из бывшего Советского Союза, сильно пострадал от коронавируса, и вспышка этого заболевания подтолкнула устаревшую и плохо финансируемую систему здравоохранения страны Центральной Азии к почти краху.
Однако армии добровольцев сыграли важную роль в заполнении пробелов в борьбе с кризисом в стране с населением 6,5 млн человек.
«Для такой маленькой страны с ограниченными ресурсами волонтеры проделали колоссальный объем работы. Они спасли тысячи жизней», - сказала Бермет Барыктабасова, медицинский эксперт из Бишкека.
Когда в марте в Кыргызстане разразился вирус, власти наложили строгий запрет после 20:00 и ввели комендантский час.
Имея мало ресурсов для защиты тех, кто потерял доход в то время, когда предприятия были закрыты, чиновники начали ослаблять ограничения карантина в начале мая, когда страна сообщила о чуть более 1000 случаев коронавируса и 12 смертельных случаях, сославшись на экономические последствия и разочарование общественности по поводу ограничений. Некоторые говорили, что правительство опасается беспорядков в стране, которая имеет историю политических восстаний и этнического насилия.
По мере открытия офисов, рынков и торговых центров и возобновления общественного транспорта люди бросились возвращаться к нормальной жизни, включая традиционно крупные свадьбы и похороны, которые обычно собирают сотни людей. В течение нескольких недель ежедневно регистрировалось несколько сотен новых случаев заражения вирусом, а не только десятки. В этом месяце, когда правительство начало включать подозреваемые случаи в подсчет, цифры выросли до 1000 в день.
К концу июля в Кыргызстане было зарегистрировано более 33 000 случаев и более 1300 случаев смерти.
Система балансирующего здравоохранения, имеющая только 2036 больничных коек для вирусных пациентов в конце июня, начала разрушаться.
«Число пациентов в тяжелом состоянии продолжает расти», - написал в Твиттере Егор Борисов, начальник отделения интенсивной терапии Бишкекского центра экстренной медицины 11 июля. Медицинские бригады работали «до изнеможения» и теряли сознание от усталости и жары в защитных костюмах, сказал он.
Пациенты жаловались, что в больницах невозможно найти свободные места. Скорая помощь не отвечала на телефонные звонки. Ожидания в аптеках и поликлиниках продолжались часами, если не днями. Больницам не хватало лекарств и оборудования, и зачастую они были «просто кроватями и стенами», - сказала Барыктабасова.
Именно тогда тысячи простых людей бросились помогать. Гостиницы и рестораны были переделаны в помещения для пациентов. Активисты нашли защитное снаряжение, лекарства, предметы медицинского назначения, а также продукты питания и воду для медицинских работников.
Выдающаяся футболистка Айдана Оторбаева написала в Facebook, призывая волонтеров к помощи врачам и медсёстрам. «Я готова стать волонтером. Помогать медицинским работникам, выполнять их поручения, приносить им еду. Чтобы хотя бы каким-то образом облегчить их бремя», - написала она.
С тех пор около 600 человек присоединились к онлайн-группе «Сообща».
«Общая катастрофа объединила всех, и люди делают все возможное, чтобы не оставаться в стороне и помогать друг другу», - сказал Медер Мырзаев, координатор группы.
Ночью они доставляли людей в больницы вместо отсутствующих машин скорой помощи.
Когда волна новых инфекций обрушилась на Бишкек, ее команда из 15 добровольцев - шесть из них с подготовкой первичного реагирования и среди них несколько профессиональных медицинских работников - превратили автомобили в импровизированные машины скорой помощи, оснащенные кислородными баллонами. Они начали переправлять людей с дыхательной недостаточностью в больницы.
Звонки от больных изначально были ошеломляющими, сказала Валерия Садыгалиева агентству Associated Press.
Ее команда не единственная. Местные интернет-сообщества и чаты на прошлой неделе были переполнены людьми, предлагающими поездки в больницу или доставку кислородного аппарата тем, кто в этом нуждается.
К концу прошлой недели вспышка, по-видимому, ослабла, и ежедневное число новых инфекций стабилизировалось на уровне 800-900. Во вторник представители здравоохранения сообщили о 548 новых инфекциях.
Правительство открыло дополнительные медицинские учреждения, сняв некоторое давление, и Россия направила медицинские бригады и оборудование для оказания помощи.
Больницы сообщили о меньшем количестве пациентов, и добровольцы сказали, что им не звонят так много ночью, как раньше. Эксперты признали помощь всех активистов в заполнении пробелов в ответ на вспышку.
«С одной стороны, у нас был этот крах системы здравоохранения, но с другой - вокруг нее сплотилась нация, и поддержка простых людей была огромной», - сказал Султан Стамбеков, хирургический онколог, который провел больше месяца работы в отделении борьбы против вируса.
Правила комментирования
comments powered by Disqus