Главный месяц лета запомнился новыми штрафными санкциями из-за коронавируса, свадебными ограничениями, угрозой энергодефицита и надеждой на возвращение для сотен тысяч мигрантов за рубежом
Самый жаркий месяц лета начался с не менее жарких обсуждений вокруг новых штрафов за отсутствие маски в общественных местах и транспорте. Анонсированные еще в июне, они вступили в силу 7 июля.
Согласно поправкам, впредь за неношение масок в общественных местах людей будут наказывать на сумму от 116 до 290 сомони, а за намеренное распространение инфекционных заболеваний, в том числе коронавируса, можно и вовсе загреметь в тюрьму на срок от 5 до 10 лет.
Но если наказание за инфекционную беспечность стало обычной юридической практикой во многих странах с началом пандемии, то куда большую озабоченность общественности вызвала вторая часть поправок, согласно которой за распространение ложной информации об опасных инфекционных заболеваниях в СМИ и интернете предусмотрены штрафы от 580 сомони для физических лиц и до 11 600 сомони - для юридических.
Причем конкретных критериев, что считать ложной информацией, законотворцы не привели, и теоретически любых СМИ, блогера или рядового пользователя Сети можно оштрафовать за простую ошибку в цифре о количестве заболевших.
Впрочем, пока правохранители особо не охвачены исполнительской горячкой и со штрафами не усердствуют. Даже в маршрутках или на рынках милиционеры, как правило, ограничиваются предупреждением.
Праздники без гостей
Другие коронавирусные ограничения коснулись массовых торжеств, в первую очередь свадеб. Комитет по религии и регулированию традиций Таджикистана объявил, что в условиях пандемии брачные торжества должны проходить в семейном кругу с участием наименьшего количества людей. Согласно новому порядку, максимальное количество участников церемонии - не более 30-40 человек.
Недовольными этим решением оказалась не только родня молодых - что за свадьба без сотни гостей, - но и рестораны с банкетными залами: для них такие малочисленные свадьбы - очевидно упущенная выгода.
Зато в выигрыше останутся сами молодожены и их родители, получившие возможность сэкономить на законных основаниях. Выходит, то, о чем много лет говорит руководство страны, призывая отказаться от разорительных и часто нелепых трат на свадьбу, в итоге помог реализовать COVID-19.
Другие ограничения коснулись религиозных торжеств. В преддверии большого праздника Иди Курбон республиканский штаб по борьбе с коронавирусом запретил накрывать праздничные дастарханы, звать гостей и проводить идгардак, когда дети с утра обходят родственников и соседей с поздравлениями, за что получают угощения.
Целебное солнце Таджикистана
И хотя правительство активно принимает ограничительные и санитарные меры, ситуацию с коронавирусом отследить довольно сложно - хотя бы из-за отсутствия официальной информации.
К примеру, на отчетной пресс-конференции министр здравоохранения Джамолиддин Абдуллозода даже не стал называть статистику по регионам, ограничившись заявлением, что ситуация стала гораздо лучше.
В целом картина выглядит более-менее оптимистично. Заболеваемость за месяц снизилась в среднем с 54 до 46, летальность также остается стабильно низкой.
Учитывая, что в соседних странах наблюдается даже всплеск (к примеру, в Узбекистане президент Шавкат Мирзиёев в конце июля впервые появился на публике в маске), подобная тенденция не может не удивлять.
Оригинальное объяснение дал Центр стратегических исследований, вернее, его глава Хуршед Зиёи. Он полагает, что Таджикистан защищает не только бдительность властей и санитарное благоразумие граждан, но и особое сияние солнца под таджикским небом.
"Ультрафиолет нашего солнца может уничтожить все виды вирусов. Часто спрашивают, если дело в нем, почему в Саудовской Аравии не смогли уничтожить вирус? Я там три года работал переводчиком и могу сказать, что их небо постоянно в пыли, что препятствует распространению ультрафиолета. Коронавирус уничтожает не тепло, а именно ультрафиолет", - заявил Зиёи.
Но на солнце надейся, а сам не плошай - а потому чиновники не спешат отказываться от профилактических мер, особенно если речь идет о подрастающем поколении.
Хотя с 1 июля в Таджикистане начались вступительные экзамены в вузы, проходили они с полным соблюдением правил личной гигиены - маски, антисептики, - максимально возможной во время экзамена дистанцией.
Строительство возобновляют
Ощутимо сказалась пандемия на строительном секторе. Из-за закрытия границ и неприезда китайских специалистов было отложено на неопределенный срок возведение зданий парламента и дома правительства в столице, а также реконструкция участка автомобильной дороги Куляб - Муминабад и подготовка ко второй части строительства автодороги Душанбе - Кульма.
Однако 17 июля глава Комитета по архитектуре и строительству Джамшед Ахмадзода сообщил, что строительство правительственных зданий начнется со дня на день. Не забыли и о создании новых рабочих мест - согласно договоренностям, 80% строителей должны быть местными.
Однако один объект Таджикистану уже удалось завершить - 21 июля был сдан в эксплуатацию крупнейший спорткомплекс в стране.
Строился он последние 8 лет, в него вошло несколько теннисных полей и различных бассейнов, построенных с соблюдением современных олимпийских стандартов. Кроме этого, в спорткомплексе располагаются тренировочные площадки для множества других дисциплин - в том числе бокса, борьбы, тенниса, гимнастики, аквааэробики и ватерполо.
Приговор по "Ишкободу"
Июль ознаменовал завершение долгого судебного процесса над участниками нападения на пограничный пост "Ишкобод". Напомним, вооруженная группа из 20 человек атаковала погранзаставу № 4 "Ишкобод" на таджикско-узбекской границе в ночь с 5 на 6 ноября прошлого года.
По данным ГКНБ Таджикистана, преступники в масках открыли огонь по таджикским правоохранителям. В ходе перестрелки удалось ликвидировать 15 боевиков и арестовать еще 22 нападавших. Во время боестолкновения погибли несколько человек с таджикской стороны.
В итоге семеро боевиков были приговорены решением Верховного суда Таджикистана к срокам лишения свободы от 2 до 27 лет. "Все осужденные по делу о нападении на погранпост "Ишкобод" являются гражданами Таджикистана", - подчеркнул военный прокурор Икром Зоирзода
Фрукты растут, газ дорожает
По итогам июля, ситуация в экономике колеблется от плохого к хорошему, о чем в конце месяца отчитались профильные ведомства.
Из хорошего - несмотря на закрытие границ и всемирный спад экономики, Таджикистан наторговал на 51 миллион долларов больше, чем в прошлом году, большую часть - именно в летние месяцы, когда власти в странах СНГ слегка ослабили гайки карантинных мер.
Согласно отчету таможенного ведомства, внешнеторговый оборот Таджикистана за первое полугодие текущего года составил 2,14 миллиарда долларов.
Основную долю экспорта составил алюминий, сурьма, цемент, хлопок и сельхозпродукция. С урожаем, а точнее, его коммерческой составляющей, стране в этом году повезло - объем сельхозпродукции вырос на 8,2%.
А вот плохие новости таковы, что Таджикистан рискует впервые с 2017 года столкнуться с реальной угрозой энергодефицита в ближайший осенне-зимний период. Из-за обмеления стока Вахша и падения уровня Нурекского водохранилища власти установили лимит на электроэнергию и призывают граждан с пониманием отнестись к принятому решению.
"Правительство Республики Таджикистан обращается к населению страны и просит правильно воспринять ограничение, вводимое компанией "Барки точик" с единственной целью - резервирования воды в Нурекском водохранилище", - говорится в заявлении на сайте президента страны.
Вдобавок Таджикистан вынужденно прекратил экспорт электричества в Узбекистан и Афганистан - а это уже прямой удар по бюджету. Сколько продлится лимит и насколько жестким он будет, пока не сообщается.
Не лучше и ситуация с газом. За первые три недели месяца сжиженный природный газ - основное топливо таджикских автомобилистов - подорожал на 68%. Если в начале июля один литр газа продавался по 2,5 сомони, то к середине месяца цена на него достигла 4, а спустя неделю подскочила до 4,5 сомони.
Одна из наиболее вероятных причин - сокращение добычи нефти после спора США, России и ОПЕК, а соответственно, снижение объемов попутного газа. Справедливости ради надо отметить, что цены на синее топливо повысились не только в Таджикистане, но и по всему региону и даже в РФ, пусть и не так ощутимо.
Летим домой и посылаем деньги
Единственными, для кого этот месяц завершился на мажорной ноте, оказались, как ни странно, трудовые мигранты. В начале июля сотни людей, находящихся в России, буквально штурмовали двери посольства, чтобы узнать о ближайших чартерных рейсах в Таджикистан и попасть на борт.
Хорошие новости пришли лишь в начале этой недели - власти РФ объявили о возобновлении международного сообщения с конца августа.
В ответ на просьбу Таджикистана о как можно более скором возобновлении постоянного воздушного коридора Кремль разрешил организовать по два чартера в день, увеличив общее количество перелетов с 10 до 14 в неделю. Напомним, сейчас заявку домой подали не меньше 4000 граждан, а всего вернуться на родину желают порядка 41 000 человек.
Восстановление российской экономики и рынка труда после кризиса также благоприятно сказалось на домохозяйствах в Таджикистане.
Так, по данным "Юнистрим", объем перечислений из России в Таджикистан в мае-июне 2020 года вырос примерно на 25% по каждой стране.
В "Золотой Короне" также отметили, что в конце мая рынок денежных переводов практически полностью отыграл падение начала весны.
В итоге люди впервые за три месяца стали получать деньги от родственников, находящихся за рубежом.
Правила комментирования
comments powered by Disqus