Своевременное и надлежащее решение задач, поставленных перед отечественным здравоохранением Главой государства в нынешнем Послании народу Казахстана, позволит поднять медицину республики на качественно новый уровень.
Поддержать материально
Нынешний год изменил многое. Научил нас жить «на расстоянии», работая удаленно и обучаясь дистанционно. А еще – заставил пересмотреть свои взгляды на медицину, истинную роль которой в обществе пандемия показала крупным планом. Не потому ли именно медикам в первую очередь Глава государства выразил искреннюю признательность, озвучивая 1 сентября на совместном заседании палат Парламента Послание «Казахстан в новой реальности: время действий».
И сегодня, в условиях противостояния пандемии и необходимости сохранения социально-экономической стабильности, занятости и доходов населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения приобретает особую значимость.
В стратегическом документе перед отечественной медициной определены 11 задач, одна из ключевых – материально-финансовое подкрепление этой профессии, былой престиж которой необходимо вернуть.
Поставлена задача поэтапного повышения зарплаты врачей и сотрудников санитарно-эпидемиологической службы начиная с текущего года с доведением ее к 2023 году до уровня, в два раза превышающего среднюю заработную плату в экономике.
Данные деньги в проекте закона о республиканском бюджете на 2021–2023 годы уже предусмотрены. На недавнем заседании Правительства министр здравоохранения РК Алексей Цой доложил о том, что общая сумма расходов на повышение заработной платы 247 тыс. медицинских работников составит 222,3 млрд тенге в 2021 году, в 2022-м – 361,7 млрд тенге, в 2023-м – 557,5 млрд тенге.
Сами медики в этом плане единодушны: укрепится финансовая основа – улучшится и качество медицинской помощи. Как считает руководитель общественного фонда кандидат медицинских наук Роза Карабекова, в этой цепочке все звенья взаимоувязаны: низкая зарплата врачей и среднего медперсонала не привлекает в государственные медицинские учреждения опытных специалистов, а перспективная молодежь (да и не только она) стремится в частные клиники с большей оплатой. Как следствие, нехватка специалистов, особенно на уровне первичной медпомощи, оборачивается большими нагрузками на сотрудников.
– С годами эти негативные факторы лишь усугубляют положение, приводя врачей к профессиональному выгоранию, что непременно сказывается как на качественных показателях их работы, так и на здоровье. Многие медики сегодня сами нуждаются в оздоровлении, санаторно-курортном лечении, реабилитации. Поэтому материальная поддержка им сейчас необходима, – считает глава фонда.
Следует отметить, что медработники, задействованные в борьбе с COVID-19, будут получать стимулирующие надбавки до конца 2020 года. С марта по июль эти выплаты произведены по трем группам риска на 59,6 млрд тенге. Дополнительно будет выделено 150 млрд тенге. Соответствующие расчеты внесены в Минфин. Как сообщили в Министерстве труда и социальной защиты РК, 1 364 медика уже получили единовременные социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) на случай заражения коронавирусной инфекцией или вирусной пневмонией. Также ГФСС перечислил выплаты родственникам 13 медработников, которые скончались в результате пандемии.
Вопрос национальной безопасности
Большая потребность ощущается и в специалистах ранней диагностики, к которым в первую очередь относят педиатров. С 2007 года, когда факультеты по подготовке детских врачей были упразднены, дискуссии поутихли, но проблемы остались. Поэтому сегодня звучат предложения о необходимости расширения при медицинских вузах курсов подготовки, переподготовки педиатров, о научно-исследовательских грантах, поддерживающих молодых выпускников, а также о подготовке врачей-реабилитологов и увеличении грантов на обучение младшего медперсонала.
Еще одна задача на ближайшую перспективу – поставить на ноги отечественную фармацевтическую отрасль и наладить производство в Казахстане всех базовых лекарств и медицинских изделий. Опыт лета нынешнего года с острой нехваткой жизненно важных препаратов во время вспышки пневмонии показал, что данный вопрос относится к сфере национальной безопасности и требует незамедлительного решения. В этом плане Министерству здравоохранения надлежит определить перечень базовых лекарств, которые должны будут производиться внутри страны у отечественных товаропроизводителей.
Как рассказал первый вице-министр здравоохранения Марат Шоранов в ходе брифинга на площадке пресс-центра Правительства, ежегодно в закупе лекарств Единого дистрибьютора растет доля отечественных товаропроизводителей, что на сегодня в денежном выражении составляет 30% от общего объема, к 2024 году этот показатель планируется довести до 80%.
Поддержать отечественных производителей лекарств Министерство здравоохранения планирует также заключением долгосрочных (до 10 лет) договоров. Уже действуют 63 таких договора с 32 отечественными фармацевтическими компаниями на поставку 3 600 наименований лекарственных средств и медицинских изделий. Во время пандемии нарастили производственные мощности отечественные предприятия «Химфарм», «Нобел», производители медицинских изделий, увеличен выпуск востребованных препаратов при лечении коронавируса, таких как азитромицин и левофлоксацин.
С 6 до 15 возросло число производителей медицинских масок и защитных костюмов, планируется выпуск более 50 дополнительных видов лекарственных средств. Для упрощения входа на рынок предлагается ускорить экспертизу при государственной регистрации казахстанских лекарственных средств до 70 календарных дней, а для медицинских изделий – до 5 рабочих дней, сообщил Марат Шоранов.
За свободное дыхание
Одно из важнейших поручений Главы государства, озвученных в Послании, касается кадрового обеспечения здравоохранения, и в этом направлении главное медицинское ведомство собирается приступить к разработке долгосрочного прогноза (на 10 лет). Некоторые узкие специальности, в которых и в благополучные то в эпидемическом плане времена ощущался недостаток, в период нынешней пандемии и вовсе оказались на вес золота. Например, пульмонологи. Оказывается, этих специалистов по республике насчитывается меньше 100, и есть они в штате далеко не всех государственных медучреждений даже в крупных городах и столице. Поскольку ковидная инфекция ударила в первую очередь по легким человека, с начала пандемии нагрузка на специалистов по лечению заболеваний легких и дыхательных путей (пульмонологию еще называют респираторной медициной) возросла в десятки раз.
Еще совсем недавно, во время всплеска заболеваемости пневмонией, режим работы для многих из этих врачей был приближен к формату 24⁄7. Свежа в памяти ситуация, когда групповые чаты мессенджеров WhatsApp, Skype, Telegram буквально кипели от сообщений с просьбами подсказать квалифицированного пульмонолога и поделиться его контактами. В тот момент звонки по телефону, через видеосвязь для тысяч людей стали практически единственным способом получить медицинскую консультацию и определить дальнейший алгоритм действий.
То, что специальность пульмонолога оказалась в числе дефицитных, вполне закономерно, считает председатель Республиканской межрегиональной пульмонологической комиссии (РМПК) при МЗ РК доцент, кандидат медицинских наук Константин Гаркалов. Несмотря на то что болезни органов дыхания занимают первую строчку по числу заболеваемости, интерес к пульмонологической службе со стороны организаторов здравоохранения снижался из года в год. По мнению доктора, еще пара-тройка лет, и данная служба и вовсе может исчезнуть как таковая, поскольку была идея объединить фтизиатрию и пульмонологию и создать единую структуру – фтизиопульмонологию.
Такая практика широко используется во многих западных странах, и это вполне объяснимо тем, что сталкиваться с туберкулезом на Западе стали реже. А пульмонология, сферой которой является диагностика и лечение большого количества людей, имеющих респираторную инфекцию, аллергические, аутоиммунные заболевания бронхов и легких, поражения органов дыхания на фоне болезней сердца, сосудов, суставов, курения, наоборот, с каждым годом только развивается. Однако применима ли указанная практика объединения в нашей стране? Хотя в Казахстане и наблюдается за последние годы снижение уровня заболеваемости туберкулезом, все же ситуация далека от благополучной.
– Невысокие тарифы за пролеченный случай, низкая заработная плата, отсутствие надбавок за риски для здоровья, при этом необходимость финансовых вложений на оснащение, диагностику и лечение привело к закрытию или сокращению пульмонологических отделений и оттолкнуло многих врачей от этой специальности, – считает Константин Гаркалов. – Даже те врачи общей практики, которые прошли переобучение по специальности «пульмонология», получив свои 73 тысячи тенге, стали возвращаться назад в участковую службу. Например, в Нур-Султане официально имеющих специализацию по пульмонологии более 30 человек, а в большинстве поликлиник нет пульмонологов.
Как бы то ни было, нынешняя пандемия для каждого медицинского работника, особенно первичного звена, стала испытанием на прочность. Справиться с серьезными вызовами помогали и личные позиции врача, понимание того, что твои знания и руки сейчас людям нужны как никогда. Такими рассуждениями поделилась участковый врач столичной поликлиники №4 Аягоз Оразбекова. Она резидент-пульмонолог, диплом по этой специальности ей только предстоит получить в следующем году, зато нынче она получила колоссальный опыт работы в экстремальных условиях.
Когда в стране ввели жесткие ограничительные меры, и поликлиники временно прекратили плановый прием пациентов, Аягоз Бериккызы продолжала принимать экстренных больных в специально отведенном фильтр-кабинете. В пик заболеваемости ежедневно к ней обращались 40–45 человек, в том числе с явными симптомами инфицирования. Несмотря на очень высокий риск заражения, молодой врач, как бы это пафосно ни звучало, продолжала выполнять свой долг. А дома ее ждали муж и двое маленьких детей…
– Сегодня ситуация с COVID-19 благодаря принятым карантинным мерам постепенно стабилизировалась, но расслабляться еще очень рано, – считает участковый врач. – Беречься нужно и тем, кто не болел, и тем, кто уже перенес инфекцию, поскольку повторная «встреча» с вирусом ничего хорошего организму не сулит.
Между тем проблемы, вызванные инфекциями дыхательных путей, по прогнозам ВОЗ, с каждым годом будут только нарастать, усугубляя и без того острую нехватку специалистов респираторной медицины в нашей стране.
По мнению Константина Гаркалова, для решения возникших проблем необходим ряд мер, включая срочное переобучение специалистов, желающих посвятить себя этой профессии, повышение заработной платы с введением доплат за риски здоровью – как инфекционистам или фтизиатрам, открытие респираторных центров в каждом областном центре и городах республиканского значения, наконец, создание Национального респираторного центра, который бы возглавлял и координировал лечебно-диагностическую, научную, образовательную и методическую деятельность в сфере пульмонологии для всей республики.
– От имени Республиканской межрегиональной пульмонологической комиссии мы подготовили и направили в соответствующие инстанции свои предложения по исправлению сложившейся ситуации, – добавил председатель РМПК.
Правила комментирования
comments powered by Disqus