Как учащиеся с инвалидностью оказались вне системы образования
Пандемия коронавирусной инфекции продемонстрировала все ограничения и слабые стороны системы образования Узбекистана. Особенно в уязвимом положении оказались дети с инвалидностью. В то время как в СМИ чиновники рапортовали об оперативном переходе на высокотехнологичную образовательную систему, учащиеся с инвалидностью оказались «выброшены за борт». МНО и Минвуз не смогли удовлетворить учебные потребности этих детей.
Для «дистанционки» нет методик и технического оснащения
На данный момент многие учебные заведения возобновили традиционную форму обучения, но ряд учреждений продолжают давать онлайн уроки. Многие недовольны дистанционным обучением и хотят вновь перейти на оффлайн занятия. Несмотря на то, что волна распространения коронавирусной инфекции не утихает в республике, учащиеся не хотят удаленно учиться и готовы пойти на риск, выйдя на оффлайн-обучение, так как дистанционная система полностью дискредитировала себя.
Мурод Эгамов, студент Мирзо-Улугбекского технологического профессионального колледжа, в беседе с Anhor.uz сообщил, что дистанционное обучение принесло только проблемы, из-за которых он и его однокурсники не могут полноценно изучать предметы и осваивать будущую профессию.
«Я живу в Ташкентской области, здесь серьезные перебои с интернетом и зачастую не удается выйти на связь. Отсутствие специализированной учебной литературы – наша давняя, но актуальная проблема. Однако самый главный недостаток – это техническое оснащение.
Дело в том, что я обучаюсь на факультете компьютерных технологий и, как показывает практика, у преподавателей нет четкого понимания методики онлайн-преподавания и навыков удаленной передачи технических знаний. Из-за этого дистанционные занятия превращаются в систему самообразования, что троекратно усложняет нашу ситуацию.
Многое остается непонятным и неосвоенным. Как мы будем заполнять пробелы в знаниях в будущем – неясно. В такой ситуации единственный выход – возвращение к очной системе обучения, чего Минвуз пока не планирует. Непонятно, почему обычные школы и колледжи возобновили учебу, а нас не хотят переводить на оффлайн. Какой смысл держать нас дома, когда в стране режим самоизоляции фактически отменен?!», - рассказывает Мурод Эгамов.
Людям с инвалидностью образование почти недоступно
В интервью Anhor.uz председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана Ойбек Исаков сообщил, что образовательные платформы не были рассчитаны на учащихся с инвалидностью. В особенно уязвимом положении оказались незрячие, глухие, слабослышащие учащиеся. Главный вывод: на сегодняшний день учебные заведения, а точнее МНО и Минвуз, совершенно не были готовы к дистанционному обучению.
«По официальной статистике в Узбекистане проживает 710 тысяч лиц с инвалидностью, из них порядка 400 тысяч – это учащиеся среднего и высшего образования. С момента перехода на дистанционное образование многие из них оказались оторваны от учебы, прежде всего, из-за технических проблем.
Наверное, у 90% учащихся нет ноутбуков дома, интернет в областях и сельской местности очень плохой, нестабильный. Поэтому далеко не все получили одинаковый доступ к дистанционному обучению. Единственное решение проблемы – это государственная льготная программа по техническому оснащению», - заявил Ойбек Исаков.
Микрокредиты и налоговое стимулирование поможет решить проблему
Эксперт предлагает МНО и Минвузу закупить технику и распределить её среди лиц с инвалидностью, обучающихся дистанционно, по беспроцентной кредитной программе.
«Рассчитывать на безвозмездную помощь не приходится, поскольку чиновники регулярно дают понять, что в бюджете для таких целей не предусмотрены расходы. Поэтому льготное кредитование – это единственное оптимальное для всех решение. У большинства лиц с инвалидностью нет возможности приобрести технику, а льготное кредитование позволило бы им потихоньку в течение нескольких лет с пенсии погашать кредит.
Помимо этого, необходимо предоставить интернет-провайдерам определенные налоговые преференции взамен льготных скидок для клиентов с инвалидностью. На сегодняшний день интернет в Узбекистане является одним из самых дорогих в СНГ, особенно для лиц с инвалидностью.
Если смотреть шире, это нужно не только в рамках «пандемийной» меры. Наличие компьютера, стабильной связи и интернета позволит лицам с инвалидностью, многие из которых ведут замкнутый образ жизни, разнообразить времяпрепровождение, саморазвиваться, получать образование и даже работать, не выходя из дома. Поэтому очень важно, чтобы государство поддержало их», - отметил Ойбек Исаков.
Корреспондент Anhor.uz пыталась выяснить, как государственные органы помогают лицам с инвалидностью решать их проблемы, связанные с образованием, однако столкнулась с чиновничьим равнодушием.
Редакцией Anhor.uz был направлен запрос в Министерство высшего и среднего специального образования, однако Минвуз оставил запрос без ответа, нарушая требования законодательства. Также не увенчалась успехом попытка выяснить у омбудсмена, ведется ли статистика, сколько учащихся с инвалидностью не охвачены государственной системой образования и как решается этот вопрос.
Отметим, что по данным ЮНИСЕФ, ежегодно только 12% молодых людей в возрасте 25-30 лет получают высшее образование в Узбекистане. В то же время, уровень образования среди молодых людей с инвалидностью значительно ниже. Почти треть из них не имели возможности получить хоть какое-либо образование.
В сельской местности возможность получения высшего образования в два раза ниже, чем в городской. Уровень дохода предопределяет степень доступа к высшему образованию еще более значительно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus