А потом жалуются на зашкаливающую коррупцию.
Как показывает ряд исследований, сфера земельных отношений — одна из самых коррумпированных. По одним результатам, она занимает первое место, по другим — второе… после полиции.
Между тем оказалось, что сограждане чаще сами предлагают «решить вопрос», чем того требует чиновник.
Об этом пишут кандидат социологических наук Жулдыз Давлетбаева и магистр антикоррупционной политики Александр Загребин в работе «Снижение коррупционных рисков в сфере земельных отношений для целей сельскохозяйственного производства».
Полный текст исследования опубликован на сайте КИСИ.
«Земельная сфера» — одна из самых коррумпированных
Исследователи отметили, что сфера земельных отношений по прежнему в лидерах по коррупции. Это подтверждается как официальными данными, так и различными исследованиями (как казахстанскими, так и международными).
В частности, авторы ссылаются на соцопрос Transparency Kazakhstan, проведенный среди предпринимателей. В число «наиболее распространенных поводов для возникновения коррупционной ситуации» входит получение/оформление земельного участка.
Из 380 обращений предпринимателей в управление земельных отношений в 35 случаях необходимо было «решать вопрос неформально» (5-е место среди всех государственных органов).
Участники опроса поставили управление земельных отношений по коррупционности на второе место после полиции (32,9% опрошенных)
Провели отдельный опрос и среди бизнесменов, согласившихся раскрывать детали. В этом рейтинге управление земельных отношений стало первым (20,4% от общего количества случаев).
Рассчитаться можно деньгами, а можно и ответными услугами
Есть в исследовании один характерный и интересный момент. Участников спрашивали, кто первым предложил «решить вопрос».
Оказалось, что в половине случаев предлагали именно сами предприниматели ,34% пришлись на посредников, сами чиновники — только 21,2%.
Конкретно в земельных управлениях чаще всего (53,8%) договаривались напрямую с сотрудником, а в 38,5% случаев через посредников – других работников или просто влиятельных людей.
Зачастую в сфере земельных отношений платой становилась ответная услуга (44%). Если рассчитывались все-таки деньгами, в 36% случаев средняя цифра составляет 103,3 тыс. тенге, наиболее частая сумма – 30 тыс.
«Лидерские позиции» земельной сферы подтвердило и исследование общественного фонда «Стратегия». Согласно этим данным, с коррупцией сталкивались 21,1% респондентов.
В 2018 Центр CSI провел опрос более 4 тыс. предпринимателей во всех регионах и на его основе составил специальный обзор по коррупции. Получилось, что областные управления земельных отношений вошли в топ-3 самых коррумпированных исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета.
Республиканский антикорр проводит собственный мониторинг. В 2019 сфера земельных отношений была на втором месте в списке наиболее коррумпированных местных исполнительных органов. Взятки брали в основном за оформление документации на получение земли, за решение вопроса продления договоров аренды.
Кроме того, значительная доля связана с сельским хозяйством и услуг монополистов (подключение к инженерным сетям, получение ТУ и так далее).
Недостатки проявляются уже в законодательстве
Исследователи отметили, что в силу специфики земельных отношений большинство коррупционных рисков лежат в законодательной плоскости. В частности, регулирующем законодательстве, отсутствии прозрачности и слабом контроле проверяющих органов.
— Чаще всего коррупция проявляется при обращении в уполномоченный орган за получением земли под строительство или сельскохозяйственное производство, в процессе оформления земельного участка, продления сроков аренды, — пишут авторы. При этом инициатором может стать как чиновник, так и сам заявитель.
Процедура предоставления земли в аренду четко расписана и достаточно прозрачна. Информация о проведении конкурса открыта и доступна каждому.
— Единственным моментом потенциального коррупционного риска является вскрытие конкурсных конвертов без участия заявителей, ведь видеосъемка не всегда может объективно подтвердить целостность и подлинность запечатанных конвертов. В этом случае всегда существует теоретическая возможность подлога при сговоре одного или нескольких членов земельной комиссии, — отметили исследователи.
Другой вариант – продление действующей аренды земли сельхозназначения. По закону для положительного решения нужен мониторинг использования уполномоченными органами. И коррупционный риск возникает уже на этом этапе
— Такими организациями являются уполномоченный орган в сфере ветеринарии, управление сельского хозяйства области (города республиканского значения), уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель. Таким образом, продление аренды на земли сельскохозяйственного назначения для действующих предпринимателей имеет все предпосылки для неформальной договоренности между представителем бизнеса и чиновником. И это связано с недостатками действующего законодательства, — подчеркнули исследователи.
Как изменить ситуацию?
В конце исследователи сделали ряд выводов и предложений.
Во-первых, необходима четкая регламентация проверки использования земель сельхозназначения. Надо законодательно определить параметры, активно использовать данные спутниковых снимков и так далее.
Во-вторых, предложили изменить саму процедуру рассмотрения заявок на аренду. А именно – разрешить заявителям присутствовать в процессе вскрытия конкурсных конвертов (предложений).
В качестве альтернативы может выступить специализированный портал для подачи электронных заявок. Победители бы определялись автоматически, исходя из количества набранных баллов.
В-третьих, порекомендовали «ввести дополнительные требования к лицам, поступающим на госслужбу в управление земельных отношений и соответствующие отраслевые отделы акиматов районов/городов областного значения». Которые бы предусматривали обязательную «проверку на добропорядочность».
Этот пункт предложили внедрять комплексно, с одновременным повышением зарплаты у этой категории госслужащих.
В будущем подобную инициативу можно будет внедрять и в других сферах с высокими коррупционными рисками. Среди них налоговая служба, архитектура, санитарно-эпидемиологический контроль.
Правила комментирования
comments powered by Disqus