90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Тяжела ты, шапка Мономаха: таджикский сомони гнется под тяжестью "короны"

24.12.2020 09:00

Экономика

Тяжела ты, шапка Мономаха: таджикский сомони гнется под тяжестью короны

В уходящем 2020 году таджикский сомони проиграл по отношению ко всем зарубежным валютам, уступив позиции доллару, рублю и евро

Купить наличные доллары в Таджикистане в последние годы становится поводом для тяжелого и изнурительного квеста, успешное прохождение которого можно сравнить с одним из подвигов античного Геракла.

Ситуацию с "вечнозелеными" в республике можно охарактеризовать короткой фразой одного из героев романа Булгакова: "Не при валюте мы сегодня… ну что ты поделаешь!"

Регулятор меняет курс доллара, абордаж не удался

Весь 2020 год сомони стабильно падал, а иностранная валюта росла. В январе за 1000 рублей стоили 157 сомони, 1 доллар - 9,6 сомони, а 1 евро - 10,8 евро. В декабре ситуация кардинально изменилась: за 1000 рублей придется отдать 152 сомони, за 1 доллар - 11,3 сомони, а 1 евро - 13,7 сомони.

Согласно данным Национального банка Таджикистана, по итогам десяти месяцев "американец" вырос на 16,7%. Только в начале ноября регулятор резко повысил обменный курс доллара к сомони на 9,4% - с 10,3 до 11,3 сомони. 

Финансовый регулятор назвал произошедшее "разовой коррекцией официального курса для снижения курсового давления, влияния валютных рисков и устранения разницы между официальным и небанковским курсами".

Такая мера, в принципе, напрашивалась давно: еще в сентябре аналитики ЕАБР назвали таджикскую валюту переоцененной.

"Переоцененным остается таджикский сомони, обесценение которого в марте - июне 2020 года было небольшим", - говорилось в докладе банка.

Между тем в марте НБТ за сутки снизил курс сомони к доллару сразу на 5%. Повторить этот же трюк, только двукратный, в сентябре-октябре регулятор не решился, так как предстояли президентские выборы, и такой резкий скачок на валютном рынке неминуемо негативно отразился бы на имидже главы государства.

Выждав положенную паузу между подсчетом голосов, объявлением итогов и инаугурацией вновь избранного президента Эмомали Рахмона, НБТ объявил об очередной девальвации сомони и объяснил причины данной меры. По мнению регулятора, такая корректировка позволит увеличить приток средств в банковскую систему за счет небанковского оборота валюты, так как курс, назначенный государством, теперь выгоднее, чем на черном рынке.

На практике нелегальные "менялы" всего лишь на пару дней прекратили деятельность, а потом вновь возобновили, но уже по более высоким расценкам. Грозные предупреждения НБТ, что "все валютные операции должны проводиться в банках, их филиалах, обменных пунктах и терминалах, а нарушение правил влечет административное и уголовное наказание", канули всуе. Абордаж не удался.

Пандемия vs экономика Таджикистана - Голиаф бьет Давида

В упомянутом выше докладе экспертов ЕАБР содержится прогноз на изменение курсов валют стран-участниц в зависимости от темпов развития пандемии коронавируса.

"Дальнейшая динамика равновесных курсов во многом зависит от развития пандемии COVID-19 и восстановления потенциальных темпов экономического роста. В случае реализации негативного сценария трендовая девальвация национальных валют может продолжить увеличиваться", - уверены авторы.

Что это значит для Таджикистана? Основных источников валютных поступлений в бюджет всего четыре: денежные переводы трудовых мигрантов, значительные инвестиции КНР, продажа алюминия и гранты международных финансовых организаций.

Первый и третий под влиянием пандемии сильно "усохли", второй и четвертый продолжают поступать, но уже далеко не полноводной рекой. В ситуации с почти повсеместно закрытыми границами мигрантам и экспортерам "крылатого металла" особо не заработать, а инвесторы и грантодатели в полном соответствии с поговоркой "своя рубашка ближе" в первую очередь озабочены ситуацией в родных пенатах.

И если в экономически развитых странах региона, таких как Казахстан и Узбекистан, власти и население могут опереться на местную промышленность, то у Таджикистана это не получится от слова совсем. Слишком уж республика зависит от импорта, который обгоняет экспорт почти на миллиард долларов. Даже президент, выступая на юбилейной сессии ООН, был вынужден признать столь пугающую зависимость.

Почти 65% потребительских товаров и продовольствия ввозятся в страну из-за рубежа, ГСМ полностью импортные. Для закупки всей этой жизненно необходимой продукции требуется валюта, а ее в стране жесточайший дефицит. Последний усугубляется масштабными бюджетными тратами на достройку Рогунской ГЭС - стратегического объекта и национальной мечты Таджикистана. Ранее с самых высоких трибун прозвучали заявления, что этот процесс продолжится, несмотря ни на какие препятствия.

В итоге цены на топливо и продукты первой необходимости (мука, масло сахар и так далее) в республике поднялись пропорционально росту курса доллара. Реализация продуктов из госрезерва по старым ценам, как и ожидалось, значимого эффекта не дала, население вынуждено "затягивать пояса".

В таких условиях надеяться на сколь-нибудь заметный подъем экономики не имеет смысла - ориентированная на импорт промышленность, которого в республике большинство, без валютных вливаний обречена на застой. Ситуацию могла бы спасти продажа золотовалютных резервов, но Таджикистан в 2020 году уже провел такую акцию, причем беспрецедентных масштабов, и вторично на подобное "кровопускание" вряд ли решится.

Вот и выходит, что пандемия COVID-19 месяц за месяцем наносит сокрушительные удары по экономике республики. К сожалению, древние легенды остаются в древности, в наше время великан Голиаф, не особо напрягаясь, бьет слабака Давида.

Что 2021 год грядущий нам готовит

Экономисты не без оснований полагают, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Нацбанк будет вынужден продолжать политику скачкообразной девальвации сомони, по прогнозам, ближайшая состоится весной следующего года.

В результате следует ожидать пропорциональный курсовым колебаниям рост цен на все импортные товары, которых в Таджикистане большинство. Бизнесу, от мелкого до крупного, грозит стагнация, благосостояние населения тоже скатится вниз.

Есть слабая надежда на недавние инициативы властей России, экономика которой задыхается от нехватки трудовых мигрантов. В Москве и ряде других субъектов РФ уже снизили размер оплаты за патент на право трудовой деятельности для иностранцев.

Если удастся решить вопрос с допуском рабочей силы из-за рубежа, валютные поступления в бюджет Таджикистана хоть немного, да увеличатся, что позволит ослабить давление пандемии на экономику республики.



 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Эмомали Рахмоном

24.12.2020 09:00

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Дни рождения:

300 000

машин зарегистрировано в Бишкеке на начало 2013 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31