Тажикские журналисты проехали по нескольким городам и районам республики, посетили кладбища и поговорили с людьми. Узнали, что такое могилы «C20» и кто хоронит людей по ночам.
Мы попытались еще раз понять, насколько может быть достоверна официальная статистика по случаям заболевания и смертности от коронавируса в Таджикистане. И еще раз убедились, что прозрачности тут искать не следует.
По данным Министества здравоохранения и социальной защиты Таджикистана с начала пандемии COVID-19 от этой болезни в республике умерли 90 человек.
В совокупности число всех умерших в 2020 году (мы сравнили с четырьмя предыдущими годами) значительно увеличилось. В частности смертность от пневмонии по сравнению с 2019 годом выросла в 2,5 раза или на 1068 человек.
Ведомства Таджикистана не объясняют причину такого резкого повышения смертности.
«Сигнал тревоги» в Джабборасуловском районе
По сведениям СМИ, эпопея COVID-19 в Таджикистане началась с района им. Джаббора Расуллова.
5 апреля Радио Озоди сообщило о том, что после смерти жителя этого района Х.Ш. “с симптомами коронавируса”, соответствующие ведомства взяли под карантин Центральную районную больницу и врачей этого учреждения.
Публикация вызвала бурные споры в социальных сетях, потому что официальные структуры страны тогда еще не признавали наличие коронавируса в стране. По словам заместителя главного врача больницы Джабборрасуловского района Алишера Абдукаримова, 28 марта 2020 года Х.Ш. обратился к ним с пневмонией или двусторонним воспалением легких. Он сказал врачам, что пил холодную воду, а на вопрос врачей - выезжал ли он за пределы страны, Х.Ш. ответил отрицательно.
Этот ответ с одной стороны успокоил врачей по поводу того, что он заболел обычной пневмонией, однако с другой стороны, заместитель главврача отмечает, что до того времени они не встречали пневмонию, похожую на болезнь Х.Ш.
«Человек, подверженный пневмонии, не должен лежать в реанимационном отделении. Мы ни разу еще не делали больным пневмонией искусственную вентиляцию легких», - сказал медик.
О болезни Х.Ш. врачи Джабборрасуловского района сообщили в Санитарно-эпидемиологическую службу Согдийской области. Абдукаримов сказал, что ответственные работники этого ведомства взяли у Х.Ш. тест на коронавирус. До выявления точного результата теста 1 апреля 2020 года он скончался.
После смерти врачам сказали, что результат теста вышел отрицательным, но листок с результатами врачам и родственникам Х.Ш. не показали.
По словам Алишера Абдукаримова, по происшествии двух дней после смерти Х.Ш 4-5 медсестер пожаловались на боли от кашля и боли в горле. Повысилась температура и у Абдукаримова. Сообщение об этом в СЭС области, по словам заместителя главврача, было похоже на «сигнал тревоги».
Работники санитарной службы в срочном порядке взяли под карантин в инфекционной больнице города Худжанд 11 медицинских работников и близких родственников Х.Ш. Представители Министерства здравоохранения Таджикистана 6 апреля 2020 года подтвердили взятие под карантин медработников больницы района Дж. Расулов и сказали, что у заместителя главврача тоже повышенная температура.
После смерти Х.Ш. количество умерших с диагнозом "пневмония" в Джабборрасуловском районе резко увеличилось. Только в апреле в этом районе по схожим симптомам, но с пневмонией скончались еще 6 человек.
Амонулло Нуралиев, охранник кладбища села Гулафшон говорит, что в апреле прошлого года после смерти Х.Ш в селе был объявлен карантин.
По официальным данным, до конца ноября прошлого года в районе Дж. Расулов официально были зарегистрированы жертвами COVID-19 четыре человека, другие 21 человек считаются умершими от пневмонии.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за 10 месяцев 2020 года случаи смерти в этом районе увеличились на 125 человек. Ведомства района не комментируют причины увеличения смертности.
Истаравшан: «Не имеем права не говорить о COVID-19»
Фаррух Максудзода, начальник Управления здравоохранения Согдийской области в интервью «Азия-Плюс» назвал Истаравшан одним из уязвимых регионов по отношению к коронавирусу. Однако ответственные чиновники этого района говорят, что до ноября 2020 года не зарегистрировали тут ни одного случая смерти от COVID-19.
Несмотря на это, ведомства подтверждают, что по сравнению с 2019-ом в 2020 году случаи смерти от пневмонии здесь увеличились почти в четыре раза.
Если за 10 месяцев 2019 года в Истаравшане были зарегистрированы всего 30 случаев смерти от пневмонии или воспаления легких, то в 2020 году число умерших от этой болезни достигло 113 человек. Количество жертв от острой сердечной недостаточности и воспаления легких также увеличилось со 130 до 200 человек.
Некоторые ответственные лица Истаравшана также сомневаются по поводу того, что нет зарегистрированных смертей от COVID-19 в городе.
- Когда мне говорят о большом количество случаев смерти жителей от COVID-19 с одной стороны, однако в документах, которые нам передают врачи, нет ни одного такого случая, это приводит в недоумение, - говорит ответственный работник ЗАГС-а города.
Кладбище «Гузари чилуяк» в махалле «Зафар» города Истаравшана не очень большое. Местный охранник говорит, что только здесь похоронили три тела, завернутых в целлофан. Охраннику сказали, что эти люди умерли от «вируса». Возраст умерших составлял от 58 то 72 лет. Они умерли в течение трех месяцев: в сентябре, октябре и ноябре.
Напротив этого кладбища расположено более крупное кладбище. По словам охранника там с соблюдением санитарных норм было захоронено десять человек.
Ведомства здравоохранения города Истаравшана не захотели комментировать причины увеличения случаев смерти жителей.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за 10 месяцев 2020 года смертность здесь увеличилась на 200 человек.
Смерть двух соседей с одним симптомом: один от COVID-19, другой от сердечной недостаточности
В других районах Согдийской области, в частности, в городе Исфара также в 2020 году выросла смертность.
А.О., 69-летний житель города, умер 21 сентября. Причины его смерти врачи обозначили так: «сердечно-сосудистая недостаточность. Острая распространенная пневмония, связанная с COVID-19».
По словам супруги А.О – Мубинахон О., у мужа были симптомы гриппа, но потом повысилась температура, и затем трудно стало дышать.
Родственники сказали, что тело А.О. прямо из больницы отвезли на кладбище и похоронили с соблюдением мер предосторожности. А.О. является соседом А.С., одним из официальных жертв COVID-19 в Исфаре. Их дома находятся в 500 метрах друг от друга.
В итоге А.С. зарегистрирован, как жертва COVID-19, а А.О. - скончавшийся от сердечно-сосудистой недостаточности.
Таибиддин Мухаммедов, главный врач Центральной больницы Исфары от беседы с журналистами отказался. Он только подтвердил, что по сравнению с предыдущим годом число подверженных пневмонии в Исфаре увеличилось. Причину – почему так произошло – он также не назвал.
На кладбищах Исфары другая картина. По словам охранников, только на погостах «Гарибон» и «Саиди Сарбарахна» этого города при соблюдении особых мер предосторожности похоронили 10 тел умерших. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года всего в течение 10 месяцев 2020 года в Исфаре было зарегистрировано на 10 фактов смерти больше.
Соответствующие структуры Исфары не комментируют статистику.
Могилы «C20» в Худжанде
Город Худжанд – административный центр Согдийской области назывался самым проблематичным в плане заражения COVID-19 в Таджикистане. Из 10 тысяч 574 зараженных коронавирусом в Таджикистане до 20 октября 2020 года, 4 тысячи 650 человек были зарегистрированы именно здесь.
При этом ЗАГС города сообщает, что за 11 месяцев 2020 года в городе от COVID-19 умер 1 человек...
Но за это же время случаи смерти от других болезней в Худжанде увеличились в 4 раза. В частности, число умерших “от сердечно-сосудистой недостаточности” за 11 месяцев 2020 года по сравнениею с предыдущим годом с 132 случаев увеличилось до 375 человек.
Статические данные по смерти “от сердечной недостаточности и воспаления легких” по сравнению с 2019 годом выросли с 48 до 178 случаев.
Еще одним фактом, который ставит под сомнение официальную статистику, является немалое количество специальных знаков, которые были нанесены на могилы умерших. В 2020 году на могилах в городе Худжанд появились метки «С20». Другие могилы просто забетонировали цементом.
Охранник двух кладбищ и также отвественный работник похоронной конторы подтвердили, что знак поставлен на могилах, в которых лежат жерты коронавируса. По словам охранников, “знак ставится для того, чтобы в будущем эти могилы не открывали”.
В Худжанде существует такая традиция, когда после происшествии десяти лет по желанию близких умершего его могилу открывают и в ней же хоронят тело одного из родственников.
Охранники двух кладбищ в городе Худжанд назвали имена 27 человек, чьи тела были похоронены при соблюдении мер предосторожности. Могилы некоторых из них имеют знаки С20, а другая часть забетонирована.
Имена некоторых из них, в частности, Лолы Бобоевой как жертв COVID-19 называли СМИ.
По статданным, город Худжанд среди 18 городов и районов Согдийской области по увеличению случаев смерти занимает первое место. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года за 10 месяцев 2020-го в Худжанде было зарегистрировано на 233 больше случаев смерти.
Джовид Ходжазод в 2020 году потерял мать и супругу. Сам Джовид, его брат и отец тоже переболели. Супруга Джовида, главврач роддома Согдийской области Шоира Бузрукова, о которой китайское издание “Садои Осиё” (“Голос Азии”) со ссылкой на свои источники рассказало, что она умерла от коронавируса.
Супруг Бузруковой говорит, что его жену похоронили с соблюдением строгих санитарных норм, а в документах причину смерти написали “пневмония”. Причиной смерти его матери также признали “пневмонию”.
Соответствующие структуры Худжанда не комментируют причины увеличения смертности в 2020 году по сравнению с 2019 годом.
Отказ от комментариев по поводу причин увеличения случаев смерти происходит на фоне того, что число умерших от пневмонии в Согдийской области в 2020 году значительно увеличилось. Если за 9 месяцев 2019 года в Согде от гриппа, ОРВИ и пневмонии умерли всего 13 человек, то в течение 9 месяцев 2020 года этот показатель достиг 362 человек.
Хатлон: Тела хоронили ночью
Наши исследования в пяти городах и районах Хатлонской области также подтвердили, что смерть населения в этом регионе по сравнению с 2019 годом значительно увеличилась.
По словам работников кладбищ, в городах и районах Хатлонской области было множество случаев, когда тела хоронили при строжайшем соблюдении санитарных норм. На основании официальных статданных, в пяти городах и районах области случаи смерти от пневмонии резко увеличились.
По словам ответственных работников Центральной больницы Восейского района, за 10 месяцев 2020 года в этом районе 30 человек умерли с диагнозом – “пневмония”. Все они скончались в течение очень короткого времени – со 2 по 20 мая.
Амирали Сафаров, охранник и могильщик одного из кладбищ района Восеъ говорит, что только на этом кладбище врачи ночью захоронили 10 тел умерших.
“Во время пика коронавируса – в мае и июне имамхатиб района поручил заранее подготовить могилы. Тело одного из жителей района, который проживал в Душанбе, врачи привезли в полночь и похоронили. Сказали, что умер от “коронавируса”. Во время погребения присутствовал также брат умершего. А через три дня сообщили, что и он умер”, - сказал охранник кладбища.
По сообщению ЗАГС района Восе, за 11 месяцев 2020 года тут зарегистрировано 946 случаев смерти, что на 231 случай больше по сравнению с предыдущим годом.
В городе Куляб также наблюдается резкое увеличение случаев смерти от пневмонии в 2020 году. Если за 11 месяцев 2019 года в этом городе и его четырех джамоатах всего 10 человек умерли от пневмонии, то в аналогичном периоде 2020 года число жертв достигло 68 человек.
И здесь кроме двух человек, смерти других больных пневмонией начались с апреля 2020 года. Число умерших в городе Куляб за 11 месяцев 2020 года по сравнению с этим периодом 2019 года увеличилось на 405 человек.
Соответствующие структуры не комментируют причины увеличения случаев смерти.
Изменение формы пневмонии: с бактериологической на вирусную
Среди людей, умерших в Кулябе от пневмонии множество тех, причиной смерти которых обозначена «острая вирусная пневмония легких».
«Раньше больные пневмонией лечились не в инфекционных, а в обычных больницах. В этом году все те, которые лечились в инфекционных больницах, были подвержены пневмонии, возникающей по причине коронавируса», - сказал Абдукарим Шокиров, главный врач инфекционной больницы города Куляб.
Число заражений и смерти от пневмонии в городе Бохтар – административном центре Хатлонской области в 2020 году не отличается от других регионов. В областной Инфекционной больнице имени Бури Вохидова в 2019 году не было случаев пневмонии, однако в 2020 году здесь были госпитализированы с этим диагнозом 344 человека. Из этого числа 27 человек умерли.
По словам ответственных лиц, анализ подтвердил заражение четырех из них коронавирусом.
Если в Согдийской области в условиях пандемии COVID-19 статданные смерти от пневмонии резко пошли вверх, то в Хатлонской области случаи смерти увеличились от болезней дыхательных путей, повреждения сосудов мозга и ишемии сердца.
Душанбе. На 700 смертей больше по сравнению с годом ранее
Город Душанбе, столица Таджикистана считался одним из уязвимых регионов по отношению к COVID-19. По сравнению с другими регионами сообщения о смерти с симптомами коронавируса здесь звучали чаще.
Официальные данные свидетельствуют о том, что в 2020 году в столице увеличилось количество смертей от пневмонии. Если за 9 месяцев 2019 года в Душанбе от пневмонии умерли всего 12 человек, то за этот же период 2020 года число умерших достигло 400 человек.
Причиной смерти многих видных людей официальные структуры связывали с пневмонией. Однако их тела не были переданы родственникам, врачи сами вывозили их на кладбища.
По сравнению с 2019 годом число смертей в городе Душанбе увеличилось на 700 человек. Ответственные работники Управления здравоохранения города Душанбе не стали комментировать причины увеличения случаев смерти среди населения.
В Управлении здравоохранения города Душанбе в своем ответе предоставили данные только по 2019 году, а от комментариев о причинах смертности среди населения в 2020 году воздержались.
Доступ к информации об увеличении случаев смерти от пневмонии в городе Душанбе стал возможным благодаря Агентству по статистике при президенте Таджикистана.
90 жертв COVID-19, 1788 пневмонии и ОРВИ
По сообщению Агентства по статистике, если за 9 месяцев 2019 года в Таджикистане от ОРВИ, гриппа и пневмонии умерли всего 720 человек, то за 9 месяцев 2020 года число умерших от этих болезней достигло 1788 человек.
Таким образом, по сравнению с 2019 годом в 2020 году случаи смерти от гриппа, ОРВИ и пневмонии в Таджикистане увеличились на 1068 человек. Смерти от болезней дыхательных путей также увеличились на 300 случаев.
Беспрецедентное увеличение случаев смерти от пневмонии происходит на фоне того, что Министерство здравоохранения Таджикистана жертвами COVID-19 считает только 90 человек. Минздрав воздержался от ответов на конкретные вопросы о причинах увеличения случаев смертности от пневмонии и болезней дыхательных путей.
Другим спорным вопросом является резкий скачок случаев смерти в Таджикистане в 2020 году по сравнению по крайней мере с тремя годами ранее.
За 9 месяцев 2017, 2018 и 2019 годов статистические данные по смерти составляли чуть менее или более 24 тысячи случаев. Однако за 9 месяцев 2020 года число умерших достигло почти 29 тысяч человек.
Нехватка «тестов» - одна из проблем Таджикистана
Врачи говорят, что поставить диагноз заражения COVID-19 умершему человеку они могут только в том случае, если у них на руках будет положительный результат его “теста”.
В крупных районах Согдийской и Хатлонской областях наблюдается нехватка тестов. Ответственные лица Первичной медико-санитарной помощи Бободжонгафуровского района в октябре 2020 года обратились с просьбой к министру задравоохранения, чтобы им отправили медицицинское оборудование и “тесты”. В письме говорилось, что для своевременного определения заражения человека коронавирусом шесть джамоатов этого района нуждаются в необходимом оборудовании, в частности, в тестах.
В то же время руководитель Первичной медико-санитарной помощи района отмечал, что в подведомственном ему районе не зарегистировано ни одного случая смерти от COVID-19.
Проблема нехватки тестов наблюдается и в Хатлонской области. Раджабали Курбонов, главврач Центральной больницы Фархорсого района говорит, что в начале пандемии эта проблема была еще острее. Поэтому, по его словам, те 8 человек, которые в мае 2020 года умерли от пневмонии, на самом деле, неизвестно чем были больны.
В Фархорском районе, как и в районе Бободжона Гафурова не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом.
В одном из отчетов Организации Объединенных Наций, который был опубликован в июле говорится, что «снижение числа больных коронавирусом в Таджикистане может быть связано со слабостью проверочной мощи в стране».
Почему в Таджикистане увеличились смерти от пневмонии?
Исследование определило, что статданные по смерти в 2020 году в Таджикистане увеличились в основном за счет болезней, которые называют последствиями коронавируса. В частности, пневмония, сердечная недостаточность и воспаление легких, болезни дыхательных путей.
Ответственный работник одной больницы, пожелавший остаться неназванным, в беседе с нами отметил, что больной умирает не от COVID-19, а от его последствий.
«Смерти от пневмонии в 2020 году увеличились потому что, когда вирус входит в организм человека, вначале страдают дыхательные пути. Защитная система организма в результате вхождения вируса для преодтвращения расширяет кровесносные сосуды легких для того, чтобы кровь больше несла антител в легкие и уничтожала вирус. Когда вены легких расширяются и в них поступает много крови, они не могут своевременно снабжать себя кислородом. В конце концов сыворотка крови осядет в легких и человек по причине недостаточности работы легких или сердца умирает», - сказал ответственный работник больницы.
Почему статданные Минздрава стали причиной еще большего сомнения?
Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Таджикистана держит в монополии информацию, связанную с COVID-19.
Это Министерство своим подведомственным учреждениям – руководителям управлений в регионах не разрешает предоставлять информацию СМИ и общественности о жертвах COVID-19.
Также Министерство в большинстве случаях не выдает лист результата анализа ни больному, ни врачам. О результатах теста сообщает по телефону. В таком случае не возможно с уверенностью говорить, что обществу предоставляются реальные статданные о количестве зараженных и умерших от коронавируса.
Правила комментирования
comments powered by Disqus