«Смена внешнеполитического курса Казахстана возможна только в одном случае - как ответ на внешние вызовы и катастрофы, которые затрагивают интересы страны», - казахстанский политолог Замир Каражанов рассказал StanRadar.com о том, как изменятся отношения Казахстана и России после избрания нового состава парламента.
StanRadar.com: Как будут складываться отношения Нур-Султана и Москвы?
- После избрания нового состава парламента в Казахстане отношения страны со стратегическими партнерами не изменятся. На это есть две причины.
Первая - за внешнюю политику в Казахстане отвечают другие люди - глава государства и Совет Безопасности. Вторая - любые изменения заключают в себе целый ряд факторов, которые не зависят от желания или воли узкого круга лиц.
Внешняя политика это не колесо, которое можно быстро развернуть и поехать в другую сторону. Это результат длительной работы по поиску компромиссов.
Читайте также: Как изменятся отношения России и Казахстана после парламентских выборов?
StanRadar.com: Какие факторы Вы имеете в виду?
- В первую очередь, это существующие обязательства перед партнерами, которые Казахстан намерен выполнять и требовать того же от своих союзников.
Наша страна входит в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. Участие в этих объединениях предполагает развитие отношений, основанных на целом ряде соглашений и договоров. А чем больше таких договоров действует - тем сложнее даются кардинальные изменения.
Во-вторых, поиск альтернатив. Если предположить, что Казахстан посчитает для себя возможным и выгодным менять вектор сотрудничества и отказываться от сложившегося партнерства, то стране необходимо искать замену.
Готовы ли другие страны к этому? Что Казахстан приобретет, а что потеряет в этом случае?
К сожалению, предложить Казахстану больше, чем он имеет сейчас в плане перспектив, конкретных проектов и взаимовыгодных соглашений, никто из новых партнеров не может.
В-третьих, недостаток времени. Допустим, Казахстан находит страны или объединения, с которыми можно работать. Выстраивание новых отношений потребует дополнительных ресурсов и, самое главное, времени. Переговорный процесс может быть длительным, затратным и, в конце концов, зайти в тупик.
Таким образом, фундаментальные изменения во внешней политике Казахстана в краткосрочной и долгосрочной перспективе невозможны.
Оптимальным вариантом в этом случае является продолжение работы по текущим проектам с параллельным поиском других вариантов, не вступающих в противоречия с национальными интересами Казахстана и с интересами экономических и военно-политических объединений, в которых Казахстан уже состоит.
Смена внешнеполитического курса Казахстана возможна только в одном случае - как ответ на внешние вызовы и катастрофы, которые затрагивают интересы страны.
Например, серьезный военный конфликт, распад государства-партнера, революция и так далее. Не такая революция, которая была в Кыргызстане в 2020 году, а революция 1917 года.
Тогда полностью менялось внутреннее государственное устройство, и изменения во внешнеполитическом курсе стране были одними из предсказуемых последствий этих событий.
Читайте также: 5 приоритетов председательства Казахстана в ЕАЭС: взгляд из Беларуси
StanRadar.com: В новом парламенте Казахстана работают люди, придерживающиеся националистических взглядов. Вам не кажется, что это закладывает конфликтный потенциал между Казахстаном и Россией, учитывая нерешенные вопросы в области трактовки общей истории двух стран и реформы казахского языка?
- Если вы говорите о разных подходах к изучению истории голода в Казахстане и переходе на латиницу - то это внутреннее дело Казахстана. Точно также как и избирательные процессы. Мы понимаем озабоченность наших российских партнеров, но эти вопросы лучше оставить на суд казахстанцев.
Что касается конфликтного потенциала, то повторюсь - внешнюю политику Казахстана определяют не депутаты парламента. Как бы ни хотелось националистам и другим группам депутатов, выстраивать отношения с Турцией и Европой - есть объективная реальность.
На сегодняшний день она такова, что есть ЕАЭС и ОДКБ. Полноценных альтернатив этому сотрудничеству у Казахстана пока нет.
Читайте также: Как пандемия коронавируса повлияет на сотрудничество Узбекистана и России?
Правила комментирования
comments powered by Disqus