90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Зачем президент Кыргызстана приезжал в Сочи

29.05.2021 10:00

Политика

Зачем президент Кыргызстана приезжал в Сочи

Садыр Жапаров посетил Россию с двухдневным визитом и провел переговоры с Владимиром Путиным. Официально для общественности скудно сообщили информацию о предмете переговоров, но очевидно, что обсуждались и более значимые проблемы.

Наиболее злободневный повод для обсуждений – это, разумеется, недавний конфликт на кыргызско-таджикской границе. Ранее эту проблему Владимир Путин обсуждал с Эмомали Рахмоном во время визита президента РТ в Россию.

«…Мы внимательно очень и с большой тревогой смотрели за ситуацией на таджикско-киргизской границе, – сказал президент России своему киргизскому коллеге. – Как Вы знаете, совсем недавно у нас был с визитом президент Таджикистана. Мы обсуждали, конечно, и с ним этот вопрос. Позитивно восприняли намерение двух сторон решать все спорные вопросы подобного рода в ходе переговоров. Уверен, что эта цель может быть достигнута именно таким способом. Всё, что от нас зависит, мы будем делать для того, чтобы помочь вам в решении этих вопросов».

Также В. Путин сообщил, что Москва продолжит поставлять КР медицинскую помощь для борьбы с коронавирусом. А также, что российские специалисты изучают возможность развернуть производство вакцины «Спутник V» на одной из площадок в Кыргызстане. Напомним, что российская вакцина пользуется там популярностью, но на всех её пока не хватает. Более того, неделю назад почти тысяча доз «Спутника V» была испорчена из-за халатности персонала.

В свою очередь С. Жапаров поблагодарил за внимание и сопереживание народу Кыргызстана относительно ситуации на границе и еще раз подтвердил, что Москва остается главным внешнеполитическим союзником и торгово-экономическим партнером.

Уже после завершения вышеупомянутого визита в Кыргызстане разгорелся скандал из-за слов министра здравоохранения Алымкадыра Бейшеналиева о том, что якобы Путин спрашивал у Жапарова о так называемом иссык-кульском корне (Аконите). Настойку этого ядовитого растения министр недавно рекламировал и устно поручил применять в больницах.

«Владимир Владимирович спросил сам. Садыр Нургожоевич рассказал, что аконит помогает некоторым больным. Путин заинтересовался, потому что это средство применяется в России при различных заболеваниях», – сказал Бейшеналиев. В ответ на это резонансное заявление пресс-секретарю президента КР пришлось делать официальное опровержение, что тема Аконита в рамках официальных переговоров не обсуждалась.

Ослабить турецкое влияние

Политолог из Кыргызстана Марс Сариев в интервью «Ритму Евразии» высказал мнение, что В. Путин на переговорах старался вернуть пошатнувшееся российское влияние и перебить тренд на усиление протурецких настроений в кыргызском обществе.

«Я думаю, основной темой переговоров Путина и Жапарова был недавний кыргызско-таджикский конфликт, – отметил М. Сариев. – Нельзя допускать того, чтобы два члена ОДКБ находились в состоянии военного конфликта между собой. Москва обеспокоена тем, что во всяком случае в медийном поле Кыргызстана идет падение имиджа России как главного военного партнера в рамках ОДКБ.

В результате в общественном сознании произошел крен в сторону Турции. Многие заговорили о союзе между тюркскими странами на основе тюркской идентичности. Поэтому я думаю, что Москва забеспокоилась этим обстоятельством. Тем более что во время военного конфликта именно Турция заняла дружелюбную по отношению к Кыргызстану позицию, предложила гуманитарную помощь и помощь в восстановление разрушенной в результате боевых действий инфраструктуры. Казахстан и Узбекистан тоже не остались в стороне и приняли участие в урегулировании конфликта. В результате в кыргызском обществе наступило разочарование Россией, и появилась тяга к некоему тюркскому единению, это чувствовалось.

Разумеется, Путину после визита Эмомали Рахмона на 9 мая в Москву (где он был единственным зарубежным лидером из приглашенных гостей), надо было сбалансировать отношения, сделав реверанс в сторону Кыргызстана. Необходимо было сохранить пошатнувшиеся российские позиции, поднять статус и невелировать последствия инцидента у анклава Ворух.

Ведь Россия заняла пассивную позицию, т. к. в рамках ОДКБ не был задействован механизм урегулирования конфликта, да его, похоже, и нет. Это было особенно заметно на фоне того, что параллельно боевым действиям в Душанбе проходил саммит ОДКБ. Хоть Рахмон и был там председателем, это не остановило его от агрессивных действий против Кыргызстана. В результате Россия оказалась в некой патовой ситуации, некой растерянности, даже официальный представитель российского МИД Мария Захарова смогла сказать лишь то, что ситуация изучается.

В результате, повторюсь, имидж России в Кыргызстане серьезно испортился. Российский политолог Семен Уралов как-то сказал, что Киргизия – это Брестская крепость РФ в Центральной Азии, так вот эта крепость сейчас тает на глазах. Поэтому России надо срочно нормализовать отношения внутри членов ОДКБ, не допустить больше подобных боевых столкновений.

Тем более что сейчас идет вывод американских войск из Афганистана. Появилась угроза того, что Таджикистан может соблазниться на предложения США о размещении на его территории американских войск. Узбекистану тоже поступило это предложение, но Ташкент сразу дал понять, что не согласится на подобное.

Таджикистан регулярно получается военную поддержку от России в виде поставок военной техники. Также я считаю, что и в политическом плане Рахмон заручился поддержкой России в деле передачи власти своему сыну. А невмешательство России в таджикско-кыргызский конфликт тоже был на руку Душанбе.

В этом отношении для России первоочередной целью внешнеполитического внимания был Таджикистан как наиболее привлекательная для американцев страна на границе с Афганистаном. В результате неизбежного прихода талибов к власти в Кабуле и падения афганского правительства Таджикистан станет первым эшелоном обороны ОДКБ, а Кыргызстан – вторым эшелоном.

Поэтому Россия осторожно подошла к кыргызско-таджикскому конфликту, а теперь Владимиру Путину надо гармонизировать отношения с Кыргызстаном и нивелировать то критическое медийное воздействие, которое на нее обрушилось. Необходимо укрепить наши союзнические отношения в рамках ОДКБ, ЕАЭС. Возможно, в Сочи шли переговоры и для углубления отношений в рамках ШОС.

Экономическая сфера на переговорах тоже рассматривалась. Но чего-то нового мы не могли услышать. Наши трудовые мигранты и так приносят в экономику Кыргызстана солидные средства. Россия беспошлинно поставляет Кыргызстану ГСМ по внутренним ценам. Кыргызстан заинтересован в сохранении связей со своим основным экономическим партнером и в дальнейшем развитии Евразийского союза», – заключил М. Сариев.

Закрыть конфликт и привлечь инвестиции

Другой политолог из Бишкека Денис Бердаков также полагает, что вооруженный конфликт на кыргызско-таджикской границе был основной темой переговоров между президентами России и Кыргызстана.

«Садыр Жапаров и Владимир Путин в результате переговоров надеялись полностью закрыть тему конфликта, – отметил Д. Бердаков. – Сейчас для Бишкека это ключевой вопрос, решение приграничного вопроса с Таджикистаном является приоритетом во внешней политике. Пока у нас не будет общепризнанной границы, не прекратятся все эти перестрелки, забрасывание камнями, гибель людей.

Лишь после решения этого вопроса в Баткенскую и Ошскую область Кыргызстана возможно будет привлекать серьезные инвестиции. С помощью иностранного капитала можно будет разрабатывать крупные горнорудные проекты. В этих двух областях находятся большие залежи полезных ископаемых, в том числе серьезные залежи ценных редкоземельных металлов.

Что касается самих переговоров, то это был именно рабочий визит, поэтому в его рамках ничего не подписывалось. Лидерам было необходимо лично переговорить, так сказать, сверить часы по основным направлениям. В частности, обсуждалась борьба с COVID-19, Бишкек интересуется дальнейшими поставками «Спутника V» и разворачиванием его производства на своей территории. Скорее всего В. Путин пообещал решить вопрос с поставками вакцины и других медицинских препаратов.

Также обсудили планы по совместным мероприятиям и общему видению развития в рамках ОДКБ и ЕАЭС. Сейчас идут большие изменения: это и маркировка товаров, и прослеживание товаров через цифровые печати, и другие моменты в экономической сфере. Также затронули тему работы Межправкомиссии, которая должна привлекать российские инвестиции в Кыргызстан.

Гуманитарная повестка тоже, безусловно, была. Из-за пандемии не удалось провести многие культурные мероприятия в рамках Года России в Кыргызстане и Кыргызстана в России. Формально он продлеваться уже не будет, но неформально сотрудничество в гуманитарной сфере будет продолжено.

На этот счет глава Российского государства высказался вполне определенно: «Свыше 200 мероприятий у нас было намечено. К сожалению, пандемия не позволила их осуществить, а это самые разные направления, включая молодёжные обмены, межвузовские контакты и так далее. Но мы обязательно это сделаем по мере того, как будет улучшаться эпидемиологическая ситуация и в России, и в Кыргызстане».

В связи с этим, – отметил Д. Бердаков, – будет реализовываться большой комплекс мер по развитию сотрудничества между НПО, научными и учебными учреждениями, министерствами РФ и КР».

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

29.05.2021 10:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Женис Махмудулы Касымбек

Касымбек Женис Махмудулы

Министр по инвестициям и развитию

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
70%

имамов в Кыргызстане не имеют религиозного образования

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31