Правительство выделяет деньги на переселение людей с юга, но те предпочитают Нур-Султан и Алматы.
В 2021 году собрались дополнительно профинансировать целый ряд проектов (в рамках «Рухани жаңғыру»). Среди них:
- проект «Ұлы қоныс» по стимулированию и развитию внутренней трудовой миграции — 2,4 млрд тенге
- специальный проект «Ұлт тарихы» — 109,8 млн
- организация и проведение Республиканского военно-патриотического сбора «Айбын» — 73,1 млн
- проект по развитию современной детской литературы «Менің атым Қожа» — 61,4 млн
- разработка мобильной и браузерной игры Qazaq handygy — 27,8 млн
- проведение слета передовиков растениеводства — 23,6 млн
- комплекс мероприятий по обучению государственному языку представителей других этносов — 13,8 млн
- организация и проведение Республиканского фестиваля военно-патриотической песни «Жас Сарбаз» — 2,5 млн
Этот список опубликовал на своей странице в Facebook Данияр Ашимбаев.
Политолог Замир Каражанов сомневается в рациональности этих затрат, за исключением первого пункта. Правда, на него и денег дали в семь с лишним раз больше, чем на все остальное вместе взятое. Видимо, потому что тут проблема набирает обороты, и справиться с этим пока никто не может.
Люди едут в Россию, а их место здесь никто не занимает
— Замир, насколько оправданы эти дополнительные затраты? У нас проблемы в этих сферах?
— Если говорить о первом пункте, то есть стимулировании и развитии внутренней трудовой миграции, тогда внимание вполне оправдано. Ситуация здесь очень сложная. У нас почему-то больше говорят о внешней миграции, хотя внутренняя уже перевалила за 300 тыс. человек в год. Это очень большой поток населения, который действительно надо регулировать.
В Казахстане есть трудоизбыточные (юг) и трудодефицитные регионы (север и запад). По-хорошему, стимулировать надо переезд с юга на север. И из южных регионов уже действительно едут, но не на север, а в Алматы и Нур-Султан. Потому что это экономические центры. А на Севере и Западе по-прежнему нехватка рабочих рук.
Неоднократно звучали заявления, в том числе и со стороны правительства, что если ничего не изменить, в конце концов мы получим целые обезлюдевшие районы на севере. Там и рождаемость очень низкая, и внешняя миграция. Люди уезжают главным образом в Россию. Так что нужно создавать различные стимулы для привлечения туда населения, поэтому дополнительное финансирование не лишнее. То ли в конце 2020, то ли уже в начале 2021 даже Токаев поставил вопрос об усилении стимулов для переезда в эти области.
Но надо понимать, что одним только переселением с юга на север серьезно улучшить экономический рост регионов и Казахстана в целом не получится. Нужно уже на местах создавать условия для развития бизнеса и создания новых рабочих мест. А не просто вливать деньги из республиканского и местных бюджетов. Потребуется целый комплекс мер.
Большие вопросы насчет эффективности
— Второй момент — ситуация с демографией. В целом естественный прирост у нас довольно высок, но если учесть территорию, а мы девятая страна в мире, плотность населения оказывается не очень хорошей. С этой проблемой тоже надо бороться.
— А какая-нибудь работа в этом направлении ведется? Насколько хорошо получается?
— Вообще-то, были различные программы, и не только по общей миграции, но и, например, конкретно для молодежи. Начинают использовать образовательные гранты, то есть человек переезжает в северный регион и может получать образование по гранту.
Но насчет эффективности всех этих программ есть большие вопросы. Года четыре назад, говоря о программе переселения, называли цифру в 59 тыс. семей, которые якобы переедут на север. В самой программе этого числа не было, называли уже в правительстве. А в конце 2020 (или начале 2021) оказалось, что за все эти годы переселили всего около 1,7 тыс. семей. То есть от планируемых показателей отстали в разы.
— Почти в 35 раз, если быть точнее.
— Наша реальность зачастую такова: программ много — эффекта мало. Тем не менее сама проблема налицо, и решать ее необходимо.
Кроме того, нужно способствовать урбанизации страны, то есть переселять из менее крупных в большие населенные пункты. На том же севере вообще собираются ликвидировать несколько поселков, потому что в каждом живут по несколько человек, и ради них строить инфраструктуру — это очень невыгодно
Как бы снова не пришлось «расчехлять» Национальный фонд
— А что тогда можно сказать об остальных проектах из списка?
— Остальные оценить сложнее, надо разбираться более внимательно. Хотя всегда нужно смотреть, что более актуально. Сейчас актуален коронавирус и его последствия. Из-за пандемии просела экономика — в 2020 работу приостановили более 20% предприятий МСБ. И не все возобновили ее до сих пор. А проблемы в экономике начнут сказываться, и уже начали, на социальной сфере. Эти вопросы нужно решать в первую очередь.
Не вижу большого смысла закачивать большие бюджетные средства в военно-патриотические мероприятия, а то опять придется «расчехлять» Национальный фонд. Такие вообще можно проводить в любом регионе собственными силами.
Хотя, с другой стороны, указанные суммы для бюджета не такие уж и большие. Но здесь снова возвращаемся к вопросу эффективности.
В этом наша самая главная беда: деньги выделяются (хоть большие, хоть малые), а тратятся неэффективно
Проблемы кочуют из года в год, из десятилетия в десятилетие, и никто с ними ничего сделать не может. Хотя средства на их решение вроде дают. Множество программ у нас закрылось именно потому, что оказались бесполезными. Их либо упраздняли вообще, либо объединяли в надежде, что хоть это поможет. Но помогло не сильно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus