В правительстве Кыргызстана руководство меняется постоянно. Однако кыргызстанцы вправе рассчитывать на сохранение институциональной памяти. Но судя по хроническому дежавю, возникающему у населения, память у правительства, как у рыбки Дори, и это приводит к самым печальным последствиям.
В стране очередная вспышка заболеваемости коронавирусной инфекцией. В сутки регистрируется более 1 тыс. заразившихся. Прошлый июль по итогам назвали "черным". Какие ошибки в борьбе с COVID-19 за это время были учтены, а какие нет? Давайте сравним.
За что можно сказать спасибо
Нас не заперли.
На карантин кыргызстанцев, как в прошлом году, не закрывали. И волонтерам не пришлось кормить голодное население, оставшееся без заработка и средств к существованию. Введенный весной 2021 года режим чрезвычайного положения и, как следствие, приостановка экономической деятельности сильно ударили как по республиканскому, так и по семейному бюджету. Помощи были вынуждены просить те, кто раньше никогда этого не делал.
Карантин сказался и на здоровье. Эксперты в области здравоохранения выдвинули предположение, что огромное количество заболевших летом - это последствие стресса на карантине и результат подорванного иммунитета людей, сидевших взаперти.
Асфальт не поливали хлоркой.
Деньги на дезинфекцию столичных улиц текли в прошлом году на асфальт рекой в буквально смысле слова. Мало того что это было дорого и неэффективно, так еще и опасно для растений, насекомых и вдыхающих пары хлора бишкекчан.
И больше благодарить не за что
Снова июль. И снова пугающие цифры. Казалось бы, в правительстве знали, что летом будет очередная волна коронавируса. Но накрыла она нас все-таки неожиданно.
Опять ничего нормально не работает.
Как вести себя, если у вас появились признаки коронавируса? По идее, как и в прошлом году, звонить на горячую линию 118. И снова пациенты столкнулись с тем, что дозванивались туда лишь счастливчики. Объяснили это в Минздраве тем, что на линии работает не так много операторов. Но ведь о вспышке знали заранее? Почему же не увеличили число операторов?
Многие обращались в редакцию Kaktus.media по поводу того, что не могут дождаться мобильную бригаду и сдать ПЦР-тест. Кто-то в итоге ездил в частные лаборатории, рискуя заразить окружающих.
А уж контактировавшие с больным и вовсе перестали интересовать борцов с распространением инфекции.
Для консультаций пациентов создали команду пульмонологов. Их телефоны опубликовали в СМИ. Дозвониться до пульмонологов тоже удалось далеко не каждому. Обещанного наблюдения со стороны участковых врачей тоже особо не было. Как рассказали читатели Kaktus.media, в поликлинику им приходить на капельницы и уколы в запретили, а альтернативных путей лечения не предложили.
И да, несмотря на заверения, что пациентам с легкой и средней тяжестью заболевания антибиотики не нужны, а капельницы и подавно, их продолжают назначать. Как и антикоагулянты.
И снова лекарства приходится искать по аптекам. Причем в социальных сетях пишут не просто: "Подскажите, где найти лекарство?", а добавляют "по приемлемой цене". Где обещанная государственная аптека с жизненно важными препаратами? Осталась в виде обещания чиновников.
Где обещанные места?
Согласно алгоритму, в стационары госпитализируют только пациентов в тяжелым и крайне тяжелом состоянии. "Места в больницах есть", - заверяют в Минздраве. Помогающие скорой помощи с транспортировкой пациентов волонтеры говорят обратное. Либо мест уже нет, либо нет мест в реанимации, а больной нуждается в интенсивной терапии.
Медики - расходный материал?
Общественность возмущалась: не все медики получили компенсации за заражение коронавирусом. Семьи некоторых умерших врачей так и не увидели обещанных денег. Все потому, что, помимо заполнения кучи бумажек, с них потребовали указать точный источник заражения. Мол, нельзя просто написать "заразился на работе", нужно с именем и фамилией и чуть ли не датой и точным временем заражения указывать. А кто же его знает, кто стал этим источником - больных полные палаты и коридоры.
При этом министр здравоохранения и социального развития Алымкадыр Бейшеналиев считает, что в настоящее время в системе нет проблем с кадрами, а врачи с нетерпением ждут своей очереди поработать в красной зоне.
На вопрос, почему в таком случае медработников в красной зоне не обеспечивают нормальным питанием, в учреждениях нет воды, а врачам приходится на свои деньги покупать воду в бутылках на улице, глава Минздрава ответил, что просто теперь этим занимается не МЧС, но он даст распоряжение, и вода у медиков будет.
Коронавирус с нами навсегда. Ставку ученые делают на вакцинацию. Но и она не гарантирует, что медицинская помощь больным с COVID-19 больше не понадобится. Но в Кыргызстане правительство ведет себя так, будто волна пойдет на спад и про коронавирус можно забыть. И это пугает.
Правила комментирования
comments powered by Disqus