Нарастание неопределенности вокруг Афганистана, который фактически захватил «Талибан» (организация, запрещенная в РФ и странах Средней Азии) порождает в государствах Центральной Азии множество мифов и страхов.
Несмотря на это, усиливающиеся попытки Таджикистана вооружаться, используя различные каналы, вызывают настороженность их соседей.
Сегодня за Афганской повесткой в Центральной Азии, перестал быть актуальным вопрос, касающийся приграничного спора между Таджикистаном и Кыргызстаном.
Несмотря на успехи «Талибана»*, лидеры этого запрещенного во многих странах террористического движения неоднократно заявляли об отсутствии планов нападения на соседние страны. По мнению ряда авторитетных экспертов в ближайшее время «Талибан»* будет заниматься своими внутриафганскими вопросами.
Например, сегодня талибам* активно противостоит северная провинция Панджшер, местами вспыхивают стычки с повстанцами и недовольными. А в дальнейшем ожидается, что споры вокруг распределения власти могут на достаточно длительное время погрузить Афганистан во внутриполитическую борьбу, снижая какие бы то ни было риски серьезного и полномасштабного вторжения «Талибана»* в страны Центральной Азии.
Вместе с тем, делимитация и демаркация кыргызско-таджикской границы до сих пор не проведена ни по одному из спорных участков.
С момента окончания последней острой фазы противостояния, унесшей человеческие жизни и принесший разрушение с обеих сторон, прошло несколько месяцев. За это время было описано лишь около 40 км. спорных территорий. Происходящие события говорят о том, что ситуация на границе далека от завершения и сохраняет потенциал для очередной эскалации.
Как мы знаем, сразу после конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном сократились социальные, политические и экономические отношения. Граница была перекрыта, что привело к резкому сокращению течению товаров (в том числе «серых» грузов и откровенной контрабанды), а также трудовых ресурсов.
Несмотря на режим прекращения огня в начале мая и практически в каждом последующем месяце лета, стороны активно осуществляли перестрелки между собой. Более того, в кыргызских селах было сожжено несколько домов. Вместе с тем, кыргызская сторона 1 мая сбила таджикский БПЛА, который, судя по всему, изучал концентрацию сил ее стороны.
И в этой ситуации официальный Бишкек своевременно стал рассматривать вопрос о придании Баткенской области особого статуса.
Конфликт между тем подогревался рядом событий. В начале июня таджикская сторона под покровом ночи в одностороннем порядке установила контейнер, а также разместила военную инфраструктуру в Чон-Алайской местности без уведомления кыргызской стороны. После переговоров таджикская сторона нехотя демонтировала этот объект.
29 июня состоялась встреча между президентами двух постконфликтных сторон в Душанбе. Эта встреча не смогла оправдать всех ожиданий, и мелкие приграничные стычки и далее продолжали происходить.
Затем в июле граждане Таджикистана предпринимали попытки строительства разного рода объектов на спорных территориях, что вызывало настороженность соседей.
А 12 августа стали поступать сообщения, что вооруженные силы Таджикистана начали рыть окопы недалеко от нефтепровода «Катта-Туз» близ села Арка. Однако после согласования с администрацией Баткенской области и широким освещением в СМИ они были нехотя зарыты таджикскими партнерами.
За последние сутки приходят тревожные извести вблизи водозабора «Головной» (места, где в апреле-мае произошли вооруженные столкновения). Как пишут СМИ со ссылкой на пограничников Кыргызстана и местных жителей, таджикская сторона начала рыть окопы вблизи этого водораспределительного объекта.
8 июля на пресс-конференции глава ГКНБ Камчыбек Ташиев заявил, что Кыргызстан будет самостоятельно строить дорогу Ходжаи Ало — Ворух. В этот же день, во второй половине дня произошла очередная перестрелка, в результате которой погиб кыргызский пограничник и еще один был захвачен таджикской стороной и возвращен 10 числа того же месяца.
Далее 19 июля таджикская сторона вновь установила камеры вблизи водозабора «Головной» (напомним, что размещение таджикских видеокамер непосредственно на водозаборе привело к вооруженному конфликту).
24 июля произошла очередная перестрелка в местности Кум Мазар Баткенской области. По данным таджикской стороны был ранен один пограничник.
11 августа со стороны Таджикистана были произведены выстрелы в сторону больницы села Интернационал, где были разбиты окна второго этажа.
На этом фоне особенно тревожно звучат известия о фактически милитаризации Таджикистана.
Да, Афганистан является достаточно серьезным вопросом безопасности Центральной Азии и с ее территории возможно ухудшение ситуации. Однако, если наблюдения за достаточно напряженной ситуацией на кыргызско-таджикской границе, демонстрируют возникновение вероятности очередной эскалации напряженности.
Между тем, Таджикистан обратился за вооруженной помощью сразу к нескольким странам: Казахстану, России, Пакистану, США, Китаю и ряду других государств.
Официальный Душанбе форсировал поставку вооружений из Казахстана и добился того, чтобы до ухода казахского парламента на каникулы соглашение о поставках вооружения и военной амуниции было рассмотрено.
Несколько дней назад министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что таджикской стороне будет на безвозмездной основе передано вооружение и амуниция, для защиты на афганском направлении. А министр обороны Сергей Шойгу отметил, что Россия в рамках ОДКБ будет активно готовиться к возможному осложнению ситуации на границе с Афганистана.
На этом фоне Таджикистан стал проводить масштабные военные учения в Согдийской области, которая граничит с Кыргызстаном. Вместе с этим в августе Таджикистан проводит военные учения на границе с Афганистаном, с участием Узбекистана, России.
Демонстрация и фактически использование официальным Душанбе профессиональной военной силы происходило не раз.
По достоверным источникам известно, что в апрельских и майских стычках со стороны Таджикистана воевали в большей степени не военные призывники (тема военной подготовки таджикских призывников оставляет желать лучшего - даже по заверению ряда местных экспертов, боевая готовность срочников находится на низком уровне).
Так было замечено нахождение в зоне боевых действий лиц, имеющих опыт в вооруженных конфликтах, а также присутствие бывшего полевого командира Шохи Искандерова.
То есть против кыргызских пограничных войск воевали лица, имеющие боевой опыт и специально переброшенные в зону конфликта.
Последнее вызывает настороженность со стороны соседей Таджикистана - а не будет ли использована эта вооруженная помощь для решения приграничного конфликта, например с Кыргызстаном?
Эксперты разных стран не исключают того, что вооружение, переданное для укрепления таджико-афганской границы, теоретически может быть применено в другом направлении. И отследить это достаточно сложно.
И такая вероятность сохраняется, даже несмотря на действие двусторонней комиссии по делимитации и демаркации спорных участков. Осложняет ситуацию и то, что продвижение вопроса по делимитации и демаркации границ между странами происходит крайне неуверенно: позиция таджикской стороны на этом фоне выглядит выжидательной.
Таким образом, можно предположить, что таджикская сторона и некоторые агрессивно настроенные политические силы могут быть заинтересованы в дальнейшей эскалации ситуации.
Исключить полностью предположения о том, что Таджикистан будет использовать военную силу против Кыргызстана нельзя. Поэтому попытки блицкрига в этом направлении могут повториться.
К сожалению, как показывает опыт, молниеносно захваченные территории или стратегическая инфраструктура вооруженным способом редко возвращается обратно.
До тех пор, пока не будет решен вопрос с делимитацией и демаркацией госграниц, очередного, но более острого конфликта с негативными последствиями для Кыргызстана исключать нельзя.
А ситуация вокруг Афганистана может служить ширмой для скрытной милитаризации Таджикистана, что несомненно увеличит риски эскалации конфликта на границе с Кыргызстаном.
* организация, запрещенная в России и ряде других стран
Автор: Ферганский вестник
Правила комментирования
comments powered by Disqus