90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Постпандемическая реальность открыла новые векторы евразийской интеграции

29.09.2021 14:30

Экономика

Постпандемическая реальность открыла новые векторы евразийской интеграции

Коронавирус изменил ход развития ЕАЭС. По оценкам экспертов, преимущественно в лучшую сторону

Принятие вынужденных карантинных мер и введение локдаунов на первом этапе пандемии подстегнули членов Евразийского экономического союза не только к пересмотру некоторых векторов сотрудничества, но и к ускорению принятия решений по стратегическим вопросам, например, цифровизации, регулированию рынка медицинских препаратов и т.д. По оценкам экспертов, несмотря на то, что в рамках ЕАЭС сохраняются определенные проблемы, в целом предпринятые шаги укрепили взаимодействие стран-участниц союза и послужили повышению его эффективности.

- В этот сложный период Евразийский экономический союз выполнил свою миссию по обеспечению передвижения товаров и рабочей силы. Конечно, были проблемы в виде закрытых границ, но поставки товаров продолжались. При этом перемещались и доставлялись не только продукты питания, но и медикаменты, что было особенно актуально в разгар пандемии. Кроме того, ускорились процессы цифровизации, о которой много говорилось в рамках союза. Были некоторые проблемы в сфере трудовой миграции, но они достаточно быстро решились.

Например, объемы денежных переводов кыргызстанцев, работающих в России, после краткосрочного сокращения в первые месяцы пандемии в последующий период даже выросли. 2020-2021 годы стали испытанием, как для мировой экономики, так для международных интеграционных объединений, но ЕАЭС показал себя, как эффективно развивающееся экономическое объединение, - отметил в рамках круглого стола: «Векторы развития ЕАЭС в постпандемических экономических реалиях» главный редактор информационно-аналитического ресурса «Регион.kg», политолог Игорь Шестаков.

Он также обратил внимание, что международные эксперты отмечают высокую динамику развития ЕАЭС, указывая на рост его суммарного и внутреннего экспорта.

- При этом углубление интеграции в рамках союза наравне с развитием его внешних связей способствует максимально комфортной и взаимовыгодной синхронизации проектов в рамках ЕАЭС и программы «Один пояс – один путь». Эти процессы, формируя устойчивые механизмы сглаживания негативных эффектов от политики «нового санкционного протекционизма» с одной стороны, позволяют сдерживать агрессивную инвестиционную стратегию отдельных стран с другой, - подчеркнул эксперт.

По его мнению, не стоит недооценивать перспективы евразийской интеграции, ускорению которой может способствовать создание странами-участницами совместных предприятий.

- Кооперация откроет Кыргызстану возможности для выстраивания устойчивых производственных цепочек выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, ЕАЭС является для республики удобной площадкой в плане взаимодействия с партнерами в сфере транспорта и инфраструктуры. В числе перспективных проектов строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, а также железнодорожное сообщение, связывающее север и юг страны, - добавил Игорь Шестаков.

В свою очередь сотрудник Института исследований экономической политики при Министерстве экономики КР Нуругль Акимова отметила, что отсутствие инфраструктуры создает проблемы с перемещением товаров из «третьих» стран.

- Например, из Китая в Кыргызстан грузы можно доставить только автоперевозками, что делает практически невозможной доставку скоропортящихся товаров. Чтобы компенсировать эти недостатки, прорабатываются вопросы электронной торговли. Это нелегко с точки зрения информационного управления. Поэтому, сейчас ГП «Кыргызпочтасы» с органами ЕЭК прорабатывает эти процедуры. Думаю, это может повлиять на бизнес, который работает с реэкспортом, ускорить товарооборот. Однако, экспорт товаров из «третьих» стран актуализирует необходимость защиты местных производителей. Сейчас Минэконом КР прорабатывает вопросы повышения конкурентоспособности их продукции с точки зрения соотношения цены и качества. В основном это касается швейников и аграрного сектора, - сказала экономист.

В 2021 году в Кыргызстане наблюдались достаточно высокие показатели роста экономики. Об этом в своем выступлении рассказал замминистра экономики и финансов КР Эльдар Алишеров. По его словам, худшие прогнозы, которые давались республике, не подтвердились, во многом благодаря ЕАЭС. Более того, евразийская интеграция помогла стране обеспечить стабильность и продовольственную безопасность.

- Вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз было верным шагом, особенно, если учесть, что набольший экономический урон во время пандемии понесли страны, не входящие в те или иные интеграционные объединения. В настоящее время в нашей республике прорабатываются проекты по промышленной кооперации в рамках союза, которые помогут нашим предприятиям в дальнейшем развитии и продаже их товаров, - отметил чиновник.

Он также обратил внимание, что массового возврата мигрантов на родину, которого опасались в начале пандемии, не произошло. Напротив, граждане КР востребованы в России, где наблюдается нехватка рабочей силы.

- В 2021 году наблюдается рост по денежным переводам трудовых мигрантов в Кыргызстан, что оказывает серьезную поддержку экономике республики. Конечно, делать основную ставку на переводы мигрантов не стоит. Мы должны создавать рабочие места внутри страны – сейчас это является нашей основной целью, достичь которой мы планируем, в том числе, за счет участия в интеграционных проектах. В следующем году председательство в ЕАЭС переходит к нашей стране, в связи с чем, в республике планируется проведение крупных бизнес форумов и других мероприятий, которые, на наш взгляд, могут дать положительные результаты, - добавил Эльдар Алишеров.

По словам представителя РКФР, члена правления фонда Нурлана Мамытова сейчас для экономики Кыргызстана актуально кластерное развитие в различных сферах, ориентированных в основном на рынки ЕАЭС. На сегодняшний день на счету фонда есть успешные примеры реализации таких проектов.

- Раньше мы финансировали, так скажем, швейные цеха, которые сейчас осуществляют практически полный цикл от выращивания хлопка до производства полотна, из которого отшивают свои изделия и сами же их реализуют через собственные магазины. Хлопок, который традиционно выращивается на юге, дает хороший урожай в Чуйской области за счет капельного орошения и новых технологий. Во время ограничений, связанных с пандемией, когда границы были закрыты, и у наших производителей был дефицит по тканям, местный производитель, которого кредитовал РКФР, смог прочно завоевать внутренний рынок, оттеснив импортных производителей. Этот опыт был масштабирован, и сейчас продукция уходит уже на внешний рынок, прочно заняв свою нишу. Сейчас мы готовим ему на выдачу новый кредит, - рассказал финансист.

Говоря о перспективах развития аграрного сектора, он обратил внимание на мелкотоварность местных производителей, которая является одним из главных препятствий для выхода их продукции на рынки ЕАЭС.

- Практически ни один индивидуальный предприниматель – фермер не может самостоятельно выйти на евразийские рынки, т.к. не имеет возможности обеспечить крупные объемы поставок, и как следствие из-за дороговизны логистики. Сейчас мы прорабатываем создание кыргызско-российской агропродуктовой корпорации, задача которой – выступить основным заказчиком стандартизированной аграрной продукции на рынке Кыргызстана. Планируется освоить 12 позиций. Мы раздадим фермерам семена, благодаря чему они будут производить однородную продукцию, которая будет экспортироваться под единым брендом.

РКФР берет на себя задачу по брендированию, продвижению и логистике этой продукции. Это очень хороший проект, реализация которого представляет взаимный интерес для обеих стран. За счет масштабности и долгосрочных контрактов Кыргызстан сможет поставлять свою продукцию на рынки ЕАЭС. России это выгодно в плане решения вопросов продовольственной безопасности, - поделился планами РКФР Нурлан Мамытов.

По его словам, также в планах фонда взять на себя работу по подготовке, стандартизации и подаче интеграционных и бизнес проектов в различные финансовые институты и институты развития от имени правительства КР.

Проблему отсутствия специалистов по подготовке бизнес проектов затронула в своем выступлении и экс-председатель Счетной палаты КР, экономист Эльмира Ибраимова.

- Когда Кыргызстан приходит в ЕАЭС или к другим партнерам, то не может предоставить ни одного хорошего обоснованного бизнес проекта. И это касается не только государственного уровня. Аналогичная ситуация и в частном секторе. Мы все свои инициативы объясняем на пальцах, поэтому и не можем привлечь инвесторов. Эту проблему необходимо решить. Министерство экономики и финансов могло бы взять на себя эту задачу или помочь создать аутсорсинговые компании, которые готовили бы такие документы на профессиональном уровне, а специалистов в этой сфере можно обучить при помощи того же РКФР, - отметила эксперт.

В свою очередь профессор КЭУ, д.э.н. Бактыгуль Токсобаева также затронула вопрос о подготовке кадров, но в другой сфере – упрощения процедур торговли: «Таких специалистов будут готовить в Кыргызском экономическом университете. Мы надеемся, что все наши разработки и модули будут полезны и принесут помощь в устранении барьеров».

Мысль о том, что проблема Кыргызстана кроется в отсутствии специалистов, способных предложить хорошие проекты, поддержал и экс-советник премьер-министра КР, экономист Кубат Рахимов.

- На промышленное развитие Кыргызстана, если посчитать ресурсы РКФР, ЕАБР и т.д. выделено 300-400 млн долларов, но эти средства просто лежат, мы их не берем, потому что не знаем как использовать, ввиду отсутствия кадрового потенциала. После распада СССР многие специалисты покинули республику. Инфраструктура деградировала, крупная промышленность пришла в упадок. На ее месте выросла прослойка малого и среднего бизнеса, ориентированного в основном на реэкспорт товаров из других стран.

Т.е. у наших бизнесменов нет созидательного мотива, и нужно как минимум 15 лет, чтобы они его приобрели. Но это не значит, что нам нужно постоянно себя «бить». Да, Кыргызстан не станет Белоруссией или Узбекистаном, сумевшими сохранить и развить промышленный сектор, но республика может и должна найти и занять свои ниши, прежде всего в ЕАЭС. В некоторых сферах Кыргызстан – это уже своего рода бренд, который нужно развивать и выводить на новый уровень, - подчеркнул эксперт.

А вот экономист Азамат Акенеев уверен в том, что именно стремление изменить структуру экономики в сторону индустриализации, чтобы нарастить экспортный потенциал было основным лейтмотивом вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

- За пять лет участия нашей республики в евразийской интеграции рывка в экономике так и не произошло. И объемы и структура нашего экспорта остались практически прежними – в основном мы экспортируем сырье, товары легкой промышленности и немного перерабатываем сельхозпродукцию. Наверное, уже не стоит ожидать, что ЕАЭС поможет нам развить промышленный сектор. Возможно, потому что открывать заводы в Кыргызстане не выгодно, - отметил эксперт.

По его словам, республике надо смотреть в другом направлении – ориентироваться либо на природный потенциал, либо на наличие ресурса квалифицированной рабочей силы.

- Нужно развивать те ниши, которые мы занимаем – услуги, туризм, легкую промышленность и экспорт рабочей силы. Пользуясь нашим расположением на границе ЕАЭС и Китая, а также Узбекистана и Таджикистана можно сделать упор на реэкспорте и логистике. У нас есть преимущества в энергетике и воде, которые также можно использовать, - подчеркнул Азамат Акенеев.

По словам депутата Жогорку Кенеша Евгении Строковой, не стоит ожидать, что евразийская интеграция сама по себе решит все проблемы Кыргызстана, потому что ЕАЭС – это не донорская и не благотворительная организация, это экономическое объединение, открывающее для стран-участниц возможности, которые нужно правильно использовать.

- Нужно не просто ждать, когда начнется развитие, нужно активно участвовать в интеграционных процессах. Да, крупные игроки тянут одеяло на себя, а Кыргызстан уцепился за его кончик, и ждет, когда же, например, Россия придет и решит все наши проблемы. Это в корне неверное представление об объединении. Мы должны перестать быть инертной стороной, мы должны определить свои интересы, поставить цели и добиваться их реализации на уровне ЕЭК, учитывая, что все решения высшего Евразийского экономического совета принимаются консенсусом, что снимает вопрос о возможностях для отдельных стран проводить через совет выгодные только им решения, - отметила парламентарий.

Не согласилась она и с тем, что нужно развивать экспорт рабочей силы. По словам Евгении Строковой, это жестоко по отношению к населению республики.

- Кыргызстан должен использовать возможности ЕАЭС для развития экономики, чтобы не только создавать рабочие места, но и предлагать достойную оплату труда. И у нас есть для этого потенциал, нужно только грамотно им воспользоваться, чтобы к нам на работу приезжали граждане из других стран. Движение рабочей силы будет всегда, но мы должны стремиться к тому, чтобы стать страной приема, а не только страной исхода трудовых ресурсов, - добавила Евгения Строкова.

Тему трудовой миграции затронула и координатор фонда «Евразийское поколение» Элмира Мамытбекова, отметив, что пандемия коронавируса обнажила самые болевые точки в этой сфере, продемонстрировав, что страны ЕАЭС не готовы принимать безболезненные решения в отношении мигрантов.

- Последние полтора года вскрыли несовершенство договора о ЕАЭС в части свободы передвижения рабочей силы в рамках союза. Например, необоснованно дорогие билеты на авиаперелеты. Понятно, что это связано с внутренними механизмами регулирования цен в отдельных странах, но это и есть минус интеграции – такие вопросы должны решаться сообща членами союза. Еще один момент – ужесточение правила нахождения иностранных граждан в РФ, которые коснутся и трудовых мигрантов из стран евразийского союза.

Понятно, что российская сторона озабочена тем, что на ее территории участились случаи межнациональных конфликтов между иностранными гражданами, что многие мигранты не знают российского законодательства и практически не говорят по-русски. Но я думаю, что отчасти это связано с тем, что распространяется очень мало информации о правилах нахождения граждан ЕАЭС на территории союзных государств. Нужно организовывать тренинги, размещать информацию в СМИ и соцсетях о правах и обязанностях мигрантов в странах союза.

Максимально информативным должен стать и единый портал о вакансиях. Кроме того, было бы неплохо открыть центры подготовки мигрантов в странах исхода, что облегчит пребывание мигрантов и разгрузит принимающую сторону от лишних проблем, - уверена Элмира Мамытбекова.

По ее мнению, эти решения лежат на поверхности, но никто не спешит их применять, хотя они могут стать важным шагом в укреплении ЕАЭС.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

29.09.2021 14:30

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Данил Турсунбекович Ибраев

Ибраев Данил Турсунбекович

Министр по энергетике и инфраструктуре

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$5 млрд 173 млн

объем золотовалютных резервов Туркменистана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30