На протяжении 30 лет независимости Казахстана буржуазная элита восхваляет и пропагандирует идеологию движения «Алаш», которое зародилось в начале XX века. Участники этого движения стали представители казахской буржуазной интеллигенции: Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Алимхан Ермеков, Шакарим Кудайбердиев и другие.
Казахская буржуазная власть представляет деятелей «Алаш» как борцов за независимость казахского народа, как выдающихся учёных, писателей, которых Советская власть преступно репрессировала и тем самым нанесла непоправимый урон культурному развитию Казахстана.
Так, 04 июля 2021 года в городе Нур–Султан, во время открытия памятника основателям движения «Алаш» Президент Республики Казахстан Касым–Жомарт Токаев заявил, что
«Алихан – государственный деятель, возглавлявший правительство Алашорды. Ахмет – известный педагог, ставший духовным учителем нации. Миржакып – талантливый писатель, автор знаменитого стихотворения "Оян қазақ" и первого казахского романа, в котором получила воплощение идея национального единства. Все они – выдающиеся исторические личности. Этот памятник – дань уважения всем героям движения "Алаш", – подчеркнул Президент.»
Также, довольно знаменательно, что в 2016 году Казахстан проигнорировал столетие восстания казахских шаруа в 1916 году, но при этом, пышно отметил столетие движения «Алаш», то есть представителей буржуазной казахской интеллигенции, отстаивавших привилегии и права правящего класса казахского общества.
При исследовании истории движения «Алаш» казахские буржуазные историки однобоко освещают данный вопрос и совершенно игнорируют другие исторические работы и документы, показывающие совершенно тёмные, а порой и кровавые страницы «Алаш». Были ли лидеры «Алаш» борцами за независимость казахского народа? Какие методы они использовали для достижения своих «благородных» целей? Действительно ли лидеры «Алаш» были эталоном благородства, мужества и доблести?
Давайте разбираться.
В далёком и тревожном 1916 году, когда по казахской степи пронёсся слух о начале «Большой войны», степяники были встревожены и в душе надеялись, что эта напасть пройдёт мимо их жилищ. Но их ожиданиям не суждено было сбыться. 25 июня 1916 года был принят указ Николая Второго о реквизиции инородцев на тыловые работы. Туркестан восстал. Алексей Куропаткин, бывший военный министр России, генерал-губернатор Туркестана писал:
«Невероятно спешные мероприятия, без подготовки и оповещения населения о привлечении туземцев к работам в тылу армии, послужили причиною волнений. Чуть не за несколько дней до объявления туземцам было приказано собраться к 15 июля для наряда на работы. Население могло быть разорено, ибо как раз наступал период сбора хлопка».
Ситуация усугублялась тем, что начался сезон сбора урожая, и призыв мужского населения на тыловые работы поставил на грань голодной смерти тысячи семей.
Позиция казахской национальной буржуазной интеллигенции из движения «Алаш» была вполне закономерной. Так, в газете «Казак» от 22 июля 1916 года писали:
«Приказ царя должен быть обязательно выполнен. Мы так говорили и будем говорить царю. Честно служить царю — наш долг. Это нужно разъяснить казакскому народу. Мы принимаем все меры, чтобы убедить наш народ в этом. На Актюбинском совещании казаки делились на две группы. Одна группа — это знатные аксакалы, образованная интеллигенция и должностные лица, они за осуществление приказа царя. Вторая группа (против приказа царя) — это неграмотные, несознательные казакские крестьяне».
Думаю, комментарии излишни.
Далее, лидеры Алаш-Орды А. Букейханов, А. Байтурсынов и другие, созвали в Оренбурге представителей движения «Алаш» и в вместе с Тургайским генерал-губернатором Эверсманом разрабатывали план подавления восстания казахских шаруа.
Для справки: в армии Амангельды Иманова служило до 50000 бойцов, а в правительство «Алаш-Орды» смогло мобилизовать не более 3000 человек, хотя планировалось набрать в карательные отряды «Алаш» 13 000 человек. Возникает вопрос: почему казахский народ не пошёл защищать провозглашённую автономию и по какой причине алашские каратели не объявили о всеобщей мобилизации, если они так яростно боролись за независимость казахского народа? Увы, вопрос к нынешним идеологам остаётся без ответа.
Ответ мы можем найти в книге «Казахстан в огне гражданской войны», представляющей собой сборник воспоминаний участников борьбы за установление Советской власти в Казахстане. В этой книге помещены воспоминания видного казахского большевика Баймена Алманова, которые называются «Алаш-ордынцы у позорного столба» и фрагмент из которых хочется воспроизвести здесь:
«...Идя по следам алаш-ордынцев, мы во многих местах встречались с фактами совершённых ими грабежей, произвола над мирным населением. Почти в каждом ауле мы видели казахов с окровавленными лицами, избитых за отказ дать своих лошадей, за угощение нефамильным чаем, за то, что чай разливала не жена или дочь хозяина, а старуха или мужчина. Безобразия и насилия, которые творились алаш-ордынцами, этими «культурными силами», возмущали всех и каждого в степи. Ещё позорнее для Алаш-Орды было то, что в большинстве случаев население жаловалось именно на её «вождей», творивших произвол и зверства.
...Прибыв в Оренбург с докладом Кирревкому о положении нашего района (конец 1919 года), Киселёв и я получили распоряжение об амнистии всех алаш-ордынцев и о привлечении их к работе в советских органах. Алаш-ордынцы были освобождены. Многие из них вступили в Коммунистическую партию и занимали ответственные посты в советских органах.
Это ясно говорит о том, что Советская власть чистосердечно простила бывшим своим противникам их вражеские действия. Так что никто не мог жаловаться на притеснения и указать хотя бы единичные случаи, когда бывшие алаш-ордынцы были бы обижены. Никакая другая власть не применила бы так широко амнистию по отношению к своим бывшим противникам. В то же время Алаш-Орда, в лице Дулатова, Испулова, Кенжина, Сейдалина и других, расстреливала казахов только за то, что они коммунисты.»
(Хочу выразить большую благодарность товарищу под псевдонимом «Комкор Черненко» за предоставленную информацию об этой замечательной книге).
Зверства и насилие над мирным казахским населением со стороны боевиков из карательных отрядов «Алаш» подтверждаются документальными данными. Так, в Телеграмме инспектора милиции Приуралья, направленной Министру внутренних дел Колчаковского правительства о применении военной силы при взыскании налогов с казахского населения от 21 декабря 1918 года сообщается, что
«Алаш – Орда, в составе Кадаева, Байтурсынова, Испулова, Кенжина. Члены военного совета совместно с киргизским полком, приблизительно в триста сабель, под командованием полковника Быкова и генерала Дашкина находятся в посёлке Денисовском Кустанайского уезда. Отряды полка взыскивают с киргизских областей налоги в пользу Алаш – Орды, население терроризировано. Инспектор милиции Приуралья Чорба».
В письме консула СССР Л.М. Гавро Председателю выездной сессии Верховного суда СССР от 11 августа 1927 года упоминается расправа атамана Анненкова над 12 000 мирных жителей у реки Карагач. Примечательно то, что орудием расправы выступил организованный Анненковым алаш–ординский полк, укомплектованный киргизами, чью ненависть к русским искусно использовал Анненков.
Далее, Л.М. Гавро пишет о зверствах алаш–ординцев на пограничных заставах, расположенных на границе с Китаем. По приказу Анненкова, алаш–ординцы во главе с полковником Луговским отправились в Западный Китай у первой заставы учинили настояющую резню: были убиты не только солдаты и офицеры заставы, но и их жёны, дети. Но перед убийством последних алаш – ординцы зверски изнасиловали женщин и маленьких девочек.
После победы Октябрьской революции образования в 1922 года СССР, алаш – ординские каратели старались причинять ущерб социалистическому строительству в Казахстане. Так, в Спецсправке Секретно – политического отдела ОГПУ «Об эмиграции из Казахстана в Китай», датируемой октябрём 1931 года сказано о том, что
«на территории Китая была организована контр – революционная Алаш – Ордынская организация во главе с казахским князем Алленом и бежавшим в Китай алаш – ордынцем Марсековым. Они ставили задачу образовать в Китае казахское националистическое государство. И одной из задач для образования такого государства было как можно больше перетянуть из Казахстана казахского населения. С июня 1929 года в казахских аулах велась активная агитация о массовой откочёвке в Китай. Для организации откочёвок и прикрытия при переходе границы присылались специальные вооружённые банды.».
Заключение.
Вишенкой на торте под названием Архипелаг «Алаш» станет дело Такбулатова, алаш-ординца, который в свое время разваливал колхозы, которыми руководил. Итак, 24 апреля 1937 года возбуждено уголовное преследование в отношении Такбулатова и еще 7 обвиняемых алашординцев по обвинению в антисоветской деятельности. Уголовное дело находилось в стадии расследования. В основном расследование проходило в Амангельдинском районе и обвиняемые после их ареста были этапированы в Кустанай 13 июня 1937 года начальником райотдела вместе с уголовным делом. Имеющиеся материалы следствия говорят следующее:
Такбулатов Кабак последнее время работал председателем аулсовета №4 член ВКП(б). В данное время исключен из партии за участие в Алаш-Орде. До этого Такбулатов был председателем в 3-м, 5,10, 12, 13 аулсоветах. В момент нахождения председателем аулсовета в отдельности из вышеуказанных аулсоветах Такбулатов систематически совершал преступления по развалу колхозов, содействовал убою скота, занимался очковтирательством, забитый скот в сведениях не показывал, а наоборот, поголовье скота автоматически увеличивал. Имел связь с баями, брал взятки, избивал колхозников, арестовывал колхозников.
Был случай, что арестованных колхозников в ноябре 1931 года загонял в холодную воду, держал их в воде, в частности Токсаибаева и Оспанова, последние умерли. О его преступных действиях с 1930 по 1935 года вели расследование, затем это уголовное дело судом прекращено за давностью и выбытием некоторых свидетелей. Уголовное дело прекращено под влиянием секретаря райкома Измаилова. Этот вопрос был разрешен через бюро райкома. Следствие по делу вел следователь Якупов, за то что он вел следствие, подвергался гонению со стороны Измаилова, а также подвергались гонению и те, кто давал материалы на Такбулатова, в частности селькор Елеов. Измаилов на него создал материал, снят с работы, Елеов – умер.
Такбулатов в момент восстания Алаш-Орды был одним из активных участников, имел близкую связь с лидером Алаш-Орды Джанбусиновым, вместе с руководителями Алаш-Орды Кодыбековым, Дулатовым, Джанбусиновым, Казбековым участвовал в расстреле народного героя Амангельды Иманова, в момент расстрела Иманова пинал ногами, при расстреле Иманова за исключением вышеперечисленных руководителей участвовали активные бойцы Иржанов, Тышебаев. Эти двое проходят по делу. Расстрел производился ночью за городом.
Как говорится, комментарии излишни.
Правила комментирования
comments powered by Disqus