Миротворцы ОДКБ выполнили все поставленные перед ними задачи в Казахстане, отметил командующий контингентом Андрей Сердюков. 19 января из страны были выведены последние участники миротворческой миссии. Однако процесс стабилизации на этом не закончен. Со стороны ЕС звучат обвинения в «нарушении прав протестующих». «Объясниться» из-за обращения к союзникам за помощью требуют от Казахстана и США. В Кремле уверены, что это «не первая и далеко не последняя попытка вмешательства извне» во внутренние дела региона. Как январские события повлияют на процессы интеграции и безопасность в Центральной Азии, оценил заместитель председателя Комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по международным делам и национальной безопасности Андрей Русакович.
– Андрей Владимирович, миссия ОДКБ в Казахстане оперативно подошла к завершению – 19 января закончился вывод миротворцев из Казахстана. В то же время, ранее в медиа много говорилось об угрозе «оккупации» Казахстана. Кому это было выгодно, и что за этим стоит?
– Коллективные миротворческие силы ОДКБ, как известно, были направлены в Казахстан по просьбе президента этой страны ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету и по решению Совета коллективной безопасности. Основание – статья №4 Договора о коллективной безопасности. О принятом решении были проинформированы основные международные организации – ООН, ОБСЕ, ШОС. Следует отметить, что основные мировые акторы это решение восприняли с пониманием, в том числе и Запад (нюансы в оценках есть), так как ситуация в Казахстане явно выходила из-под контроля.
Принятое в рамках ОДКБ решение было сложным, но необходимым. Присутствие миротворческих сил ОДКБ, основу которых составляют российские военнослужащие, в Казахстане было ограничено по времени и по мандату. Их главная задача состояла в обеспечении охраны стратегических объектов, и они оставались в стране до полной стабилизации ситуации. Уже 11 января президент Казахстана заявил о завершении миссии ОДКБ в стране и скором выводе миротворческих сил.
Если в международном отношении присутствие и мандат миротворческих сил ОДКБ в стране в целом понятны, то в политической среде спектр мнений весьма широк. В частности, оппозиционные нынешнему казахстанскому руководству политические структуры оценивают это событие как «оккупацию» или «интервенцию». Подобный подход использует и белорусская оппозиция, которая находится за пределами страны.
Можно предполагать, что расчет в таких оценках делается на продолжение эскалации в обществе, формирование негативного имиджа России и ОДКБ в целом, разжигание вражды между казахстанским народом и народами стран ОДКБ. Таким путем оппозиционные силы стремятся приобрести политический капитал, возглавить протестное движение, и на этой волне прийти к власти.
– Какие факты указывают на присутствие профессиональных боевиков среди участников протестов?
– Протестное движение, которое начиналось как мирное и имеющее в основном социально-экономические требования, очень быстро трансформировалось в попытку насильственной смены власти определенными силами, дестабилизации, террористической атаки. По оценке руководства Казахстана, это был хорошо организованный и подготовленный акт агрессии с участием иностранных боевиков преимущественно из центральноазиатских стран, Афганистана и стран Ближнего Востока. Деятельность групп этих боевиков была организована, координировалась, была налажена связь и снабжение оружием. Многие факты также указывают на их проникновение в правоохранительные структуры Казахстана.
– Какой сценарий ожидал Казахстан без вовлечения ОДКБ?
– С учетом дезорганизации деятельности государственных структур в этот сложный период, реальными были сценарии дестабилизации страны и насильственной смены власти.
А если учесть такие факторы, как геополитическое положение Казахстана, сложную военно-политическую обстановку в регионе в целом (Афганистан, террористические угрозы), все это в совокупности могло привести к серьезным осложнениям в Центральной Азии и формированию здесь своего рода «зоны хаоса» с непредсказуемыми последствиями.
Решения и действия ОДКБ 5-6 января сыграли стабилизирующую роль. В этот сложный период получил поддержку президент Токаев, после чего уже удалось стабилизировать внутриполитическую ситуацию, подавить очаги вооруженного мятежа и решить вопросы общей стабилизации ситуации.
– А какого развития ситуации в Казахстане следует ожидать теперь? Что будет актуально предпринять властям для дальнейшей стабилизации обстановки?
– В настоящее время ситуация в Казахстане в целом стабилизирована, основные очаги террористической угрозы ликвидированы. Президентом Казахстана объявлено о проведении широкомасштабных реформ, сформировано новое правительство, руководством страны развернута работа по укреплению государственных структур, в особенности это касается правоохранительных органов. Правительство намерено перестроить работу в финансовом секторе, обеспечить социальные гарантии, укрепить таможенный и пограничный режим, предполагается также реализовать комплекс мер по противодействию экстремизму, недопущению сращивания террористических и криминальных структур.
В этих условиях для Казахстана важна внутренняя стабильность, диалог власти и народа и выход на устойчивое социально-экономическое развитие. Членство Казахстана в ОДКБ и ЕАЭС, как показывает опыт последних дней, эффективно обеспечивает внешнеэкономические аспекты безопасности государства. Миротворцы ОДКБ сыграли стабилизирующую роль.
– Какую роль они способны сыграть в дальнейшем?
– Коллективные миротворческие силы, в сущности, выполнили свою роль в процессе стабилизации ситуации. Этот опыт показывает, что в целом инструмент был адекватен, и такое направление деятельности ОДКБ, как миротворчество, надо совершенствовать, в том числе в вопросах, которые касаются мандата, подготовки контингента и так далее.
Наиболее эффективно в этом направлении работает Россия, ее контингент в Казахстане был самый многочисленный. Он составил основу миротворческих сил, был быстро переброшен. Было организовано снабжение, взаимодействие с местными органами власти. Это стало реальной отработкой действий коллективных миротворческих сил в целом, потому что это был первый опыт за всю историю ОДКБ. Он заслуживает всестороннего анализа, на основе которого можно будет принимать дальнейшие решения по их развитию, возможно, увеличивать численность миротворцев.
– По оценке президента Беларуси Александра Лукашенко уроки, о которых в ходе саммита ОДКБ «много говорили, должен извлечь, прежде всего, Узбекистан». Что стоит за данной оценкой? Актуально ли в связи с ситуацией в Казахстане рассмотреть возможность возвращения Узбекистана в состав ОДКБ?
– Глубокий и всесторонний анализ совокупности внешних и внутренних факторов, а также причинно-следственных связей, которые привели к обострению ситуации, еще предстоит сделать и государственным деятелям, и политикам, и экспертам. Но уже сегодня очевидно: то, что произошло в Казахстане, является системной проблемой для многих стран, в том числе и Центральной Азии. Узбекистан в этом отношении не является исключением, тем более, он граничит с Казахстаном.
Многие проблемы – социально-экономическое развитие, внешние угрозы – идентичны для государств региона. Поэтому, как представляется, определенные выводы политическими элитами Узбекистана сделаны. Например, правительство Узбекистана намерено сохранить позитивную динамику в экономике, улучшить социальную политику, обеспечить системную работу всех отраслей, укрепить национальную безопасность.
В последние годы Узбекистан активно развивает отношения со странами ЕАЭС и ОДКБ, в первую очередь с Россией, имеет статус наблюдателя в ЕАЭС. После обострения военно-политической ситуации в Афганистане в прошлом году существенно усилилось политическое и военно-техническое сотрудничество между Узбекистаном, Россией и другими членами ОДКБ.
Можно отметить, что в последние годы Узбекистан выработал приемлемую и оптимальную на сегодняшний день модель взаимодействия с ОДКБ и ЕАЭС. В контексте последних событий в регионе рассмотрение возможности возвращения Узбекистана в состав ОДКБ не исключается, тем более, Узбекистан в 2012 г. не осуществлял процедуру выхода из состава ОДКБ, а лишь приостановил членство.
В любом случае, решение о возвращении в ОДКБ или сохранении нынешнего формата взаимодействия – это суверенное решение Узбекистана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus