90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Кыргызстан в «новой» геополитической реальности: кто претендует на главную роль в ЦА

Кыргызстан в «новой» геополитической реальности: кто претендует на главную роль в ЦА

В октябре в столице Казахстана встретились главы государств Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также Содружества независимых государств. В эти же в Астане состоялось заседание в формате «Центральная Азия – Россия». В рамках встречи главы шести государств обсудили сотрудничество между Российской Федерацией и странами центральноазиатского региона в контексте новых вызовов в меняющихся геополитических условиях.

В Бишкеке «Итоги Астанинских саммитов и роль Кыргызстана в региональных интеграционных процессах» обсудили участники круглого стола, организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.

По оценкам экспертов, парад саммитов в казахстанской столице был направлен на укрепление и развитие широкомасштабного международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности и экономического взаимодействия.

- Прошедшие в Астане мероприятия продемонстрировали векторы сотрудничества стран нашего региона с уже проверенными временем внешнеполитическими партнерами и международными организациями, которые выступают за стабильное развитие Центральной Азии. Особое значение, на мой взгляд, имело заседание в формате «Центральная Азия – Россия», а также трехсторонние переговоры с участием президентов Кыргызстана, России и Таджикистана по вопросам урегулирования пограничной ситуации, - подчеркнул директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков.

Говоря о затянувшемся кыргызско-таджикском конфликте, он упомянул заявление главы оборонного ведомства КР Бакытбека Бекболотова, заявившего, что вопросы урегулирования ситуации на границе Кыргызстана с Таджикистаном могут быть урегулированы лишь при участии третьей стороны. В этой роли министр видит ОДКБ.

- Когда в январе мы обсуждали трагические события в Казахстане, речь также шла о том, что стабилизировать ситуацию в Казахстане удалось именно благодаря Организации договора коллективной безопасности. В течение нынешнего года, который стал для нашего региона одним из самых напряженных в геополитическом плане, альтернативы ОДКБ так и не появилось. Несмотря на активные обсуждения в медийном пространстве и среди экспертов тезиса, что Турция и ее военный проект «Туран» могут взять на себя обязательства по обеспечению безопасности в регионе, этого не произошло, - отметил эксперт.

Спикер заострил внимание на том, что, позиционируя себя в роли ключевого внешнеполитического партнера стран ЦА, Анкара во многом копирует геополитические действия Запада. Ради укрепления собственных региональных позиций турецкая сторона, подчас, пренебрегает своими партнерскими обязательствами, что говорит о ее истинных целях, которые не имеют никакого отношения к решению реальных проблем.

- В итоге мы видим, что Турция, совершая попытки максимально интегрироваться в Центральную Азию, пока не предложила никакой альтернативы действующей системе безопасности. Это связано еще и с тем, что принятие на себя обязательств в данной сфере должно подкрепляться соответствующими ресурсами, на которые у Анкары нет финансов, тем более с учетом ее непростого экономического положения. Аналогичная ситуация и со странами Запада, которые в первую очередь озабочены навязыванием странам региона своей политической повестки, которую диктует Вашингтон, - пояснил спикер.

В этой связи он отметил, что визит американских военных в Баткенскую область имеет, скорее, задачи мониторинга ситуации, нежели стремление помочь кыргызской стороне.

- Пока военную помощь от Госдепартамента получал только Душанбе. С учетом этих и других обстоятельств руководство нашей республики связывает возможности урегулирования пограничного конфликта именно с ОДКБ и Москвой, показавших реальные примеры обеспечения региональной безопасности, - добавил И. Шестаков.

В свою очередь эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев подчеркнул, что активное участие Кыргызстана в Астанинских саммитах демонстрирует заинтересованность республики в углублении сотрудничества в рамках интеграционных объединений.

- В настоящее время очень остро стоит вопрос безопасности нашей страны, прежде всего, в контексте конфликта с одним из ближайших соседей – Таджикистаном. А участие в таких международных мероприятиях даёт нам возможность обратить внимание на эти проблемы на самом высоком уровне. Кыргызстан старается решить вопросы с таджикской стороной исключительно путем диалога в рамках дипломатических отношений, поэтому наша сторона заинтересована в предложении Москвы выступить посредником в этой ситуации, тем более, что мы состоим в одном военно-политическом блоке. Сейчас прорабатывается вопрос привлечения миротворческого контингента ОДКБ для недопущения эскалации конфликта на кыргызско-таджикской границе, - рассказал спикер.

Вместе с тем, по словам эксперта, руководство Кыргызстана ведет переговоры по данному вопросу и с другим странами, в частности, с Турцией.

- Недавно мы видели, что Кыргызстан в очередной раз приобрел военные средства у турецкой стороны, в связи с чем некоторые эксперты стали высказывать мнение, что нашей республике необходимо переключиться и глубже интегрироваться в Организацию тюркских государств и инициативу создания «Турана», но, на мой взгляд, это поспешные выводы, как минимум потому, что Анкара не может предложить реальную альтернативу действующей в регионе системе безопасности, поскольку мощный замах турецкого руководства на Центральную Азию никак не подкреплен экономически. Кроме того, мы находимся в разных военных объединениях, Кыргызстан – в ОДКБ, Турция – в НАТО. Поэтому с Анкарой мы можем продолжать выстраивать только двухстороннее сотрудничество по традиционным – торгово-экономическому и культурно-гуманитарному – направлениям, - поделился мнением Б. Курамаев.

Поддержал эту мысль в своем выступлении и экс-зампредседателя ГКНБ, эксперт по вопросам безопасности Асылбек Кожобеков.

- Нельзя забывать, что Турция – это страна НАТО. Кроме того кыргызы никогда не были в корнях тюрками, если глубоко вникнуть в историю. Мы вообще никакого отношения к ним не имеем. У нашего народа совсем другое сознание, оно идентично со славянами – именно с ними у нас общие корни, - отметил спикер.

Он подчеркнул, что в нынешних условиях, когда мир разделился фактически на две части, когда на одной стороне находится Россия, а на другой – коллективный Запад и НАТО, Кыргызстан должен определиться со своей позицией.

- Мы не сможем усидеть на двух стульях. Более того, если мы продолжим курс на, так называемую, многовекторность, мы просто потеряемся. За 30 лет мы у себя практически ничего не создали и живем на обломках советской эпохи, держимся на остатках того сильного государства, которое у нас было. Но завтра-послезавтра, когда и это закончится, мы встанем перед серьезными вызовами, поскольку своя национальная идея у нас не рождена. Наша идеология должна строиться на сохранении своих корней, которые у нас были, когда мы жили в социализме и приобрели опыт общественного сознания, когда мы жили одной семьей и с таджиками, и с узбеками, и с казахами и другими народами, - напомнил А. Кожобеков.

По его словам, нынешняя ситуация высветила проблему отсутствия четкой картины мира и у России: Сегодня Россия показательно бьется за свой суверенитет, противодействуя геополитическим программам. Она пока защищается, но противопоставить им свою идеологию пока не может. И этим нужно срочно заниматься.

Рассуждая о роли Кыргызстана в международных и региональных интеграционных процессах, он подчеркнул, что сегодня КР – практически единственная страна в Центральной Азии, у которой хорошо работает «иммунная система».

- Мы не принимаем капиталистическую форму управления – наш народ другой. Он показал единство, высокий уровень пассионарности и коллективного общественного сознания, которое будет распространяться по всему миру, потому что капитализм и следующая его стадия – империализм давно уже превратились в трупы, - уверен эксперт.

По его убеждению, удовлетворение каждой страной своих эгоистических желаний ни к чему хорошему не приведет. Необходимо выйти за их пределы и увидеть разумом, что происходит снаружи, то есть в мире.

- Сегодня в мире главенствуют несколько больших геополитических программ. Первая из них – глобализация, управленцы которой хотят сделать единый электронный лагерь с вышками 5G и чипированным населением, которым можно будет управлять из одного центра. Вторая программа, противостоящая глобализации, это тысячелетний план Соломона. Это богатые еврейские семьи и Ватикан, которые хотят сохранить государство, и у них своя концепция на управление миром. Третий глобальный план – китайский, называется он «Сообщество единой судьбы человечества», т.е. у Китая также есть притязания на этот мир, и они разработали для этого свои лекала. Я считаю, что сегодня перед нами стоит важная задача – выйти из воздействия этих программ, защитить и сохранить нашу маленькую страну и самих себя – свой культурный и генетический код, и не раствориться в этих многочисленных проектах, - высказал мнение А. Кожобеков.

Говоря о проблемах Кыргызстана, связанных с границей, эксперт подчеркнул, что сегодня МИ-6 делает из Эмомали Рахмона разжигателя войны в ЦА.

- Пограничный конфликт – это не внутренние дело Таджикистана, понятно, что это реализация больших геополитических замыслов. Что нам делать в этой ситуации? Во-первых, надо сесть на один стул – определиться, кто наши реальные союзники. Во-вторых, нам срочно нужно вырабатывать свою национальную идею, чтобы избежать рисков потерять свою идентичность, - поделился мнением экс-зампредседателя ГКНБ КР.

Он выразил согласие с заявлением министра обороны КР, который считает, что ОДКБ может взять на себя эту миссию посредника и помочь решить пограничные вопросы между Кыргызстаном и Таджикистаном.

Иную точку зрения озвучил военный эксперт, экс-замминистра, консультант МО Кыргызской Республики Мурат Бейшенов.

- Я не совсем согласен, что арбитром кыргызско-таджикского конфликта должна стать ОДКБ, поскольку и Кыргызстан, и Таджикистан являются равноправными членами данной организации, в связи с чем может возникнуть много вопросов, начиная с технического – с какой стороны будет располагаться миротворческий контингент. Я предлагаю другой вариант – выбрать посредниками Казахстан и Узбекистан, - поделился мнением эксперт.

Аргументируя свое мнение, он отметил, что Эмомали Рахмон не готов к переговорам при посредничестве Москвы.

- В Астане Владимир Путин попытался посадить за стол переговоров Садыра Жапарова и Эмомали Рахмона, но когда президенты двух соседних государств, которые еще недавно считались братскими республиками, даже не здороваются, это говорит о многом. Я, например, совсем не понял выпады таджикского лидера в сторону России. Учитывая, что президент Таджикистана очень опытный политик, возможно, это был какой-то отвлекающий маневр, чтобы не говорить про отношения с Кыргызстаном, - отметил спикер.

По его данным, в сентябрьском конфликте и по человеческим, и по техническим ресурсам Таджикистан понес в 3-4 раз больше потерь: «мы дали им достойный ответ, вот почему Рахмон даже не подал руки». Эксперт поделился опасением, что весной на кыргызско-таджикской границе может произойти очередное обострение ситуации и новый конфликт может стать более масштабным.

- С нашей стороны подготовка идет – усиливаются пограничники, социальные вопросы решаются и т.д. К сожалению все это отнимает много времени и средств. Поэтому я призываю стороны привлечь все дипломатические инструменты и сесть за стол переговоров, а не решать спорные вопросы военными методами, тем более, что ни кыргызская, ни таджикская экономика не потянет войну, - подчеркнул М. Бейшенов.

По его словам, сейчас очень важно поставить акцент на решение экономических вопросов: «Чем успешнее мы будем решать экономические вопросы, тем меньше будет опасностей извне». Решением пограничного вопроса, по мнению эксперта, могло бы стать создание в Ворухе свободной экономической зоны.

- Этот шаг решил бы все приграничные вопросы, поскольку провести демаркацию и делимитацию 300 км границы, по моему мнению, не получится, учитывая, что таджики никогда не пойдут на уступки, несмотря на работу множества комиссий. Решить этот вопрос можно, если создать СЭЗ и в качестве посредников привлечь за стол переговоров Казахстан и Узбекистан, - высказал свое мнение военный эксперт.

Турция же в урегулировании конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном вряд ли может оказаться эффективной. Неспособность реально исполнять роль стабилизирующей региональной силы Анкара продемонстрировала во время январских трагических событий в Казахстане, когда турецкая сторона ограничилась общими заявлениями по деэскалации ситуации и недопущение насилия. Аналогичным примером стали недавние события в Пакистане, когда в разгар политического кризиса турецкие власти не поддержали премьер-министра И. Хана, несмотря на свои прежние заверения о высоком уровне сотрудничества с ним. Более того президент Турции Реджеп Эрдоган одним из первых поздравил нового премьера Ш. Шарифа, который возглавил Пакистан путем госпереворота.

Кроме того, сложная ситуация в самой Турции ставит на первое место решение собственных социально-экономических проблем. Вероятно по этой причине, Анкара сегодня продает свои беспилотники и кыргызской, и таджикской стороне, пренебрегая при этом своими партнерскими обязательствами.

- Когда говорят о том, что Турция уделяет повышенное внимание Кыргызстану, мол, она провела игры кочевников, открывает памятники и еще какие-то вещи делает, мне сразу вспоминаются слова из песни: «не нужен нам берег турецкий». Я не хочу провозглашать эту строчку лозунгом в наших отношениях с Анкарой, однако, поделюсь выводом, к которому я прихожу из раза в раз – нем не нужно менять внешнеполитических партнеров. Исторически нашими партнерами и союзниками во всех сферах являются Россия и Казахстан. 95% нашей военной техники – это хорошая советская техника, которая еще не устарела. Мастерские по ее ремонту находятся в РФ, а сейчас база по ремонту бронетехники при поддержке российской стороны открылась и у нас в Балыкчы. В течение 3-5 лет мы сможем отремонтировать все, что у нас есть, тем самым сполна обеспечив свои вооруженные силы колесными и гусеничными боевыми машинами. А любая военная техника извне – американская, турецкая или китайская – это всего лишь техника, которая требует еще больших средств на подготовку боевых расчетов, которые будут ей управлять. Обучение кадров для работы с теми же Байрактарами, нам обошлась дороже, чем сами беспилотники, поэтому, прежде чем закупать новую технику у той же Турции, нужно подумать, насколько это целесообразно, - подчеркнул М. Бейшенов.

Он также обратил внимание, что сегодня Кыргызстан интенсивно налаживает военно-техническое сотрудничество и с Узбекистаном.

- Узбекская сторона сейчас идет нам на уступки, несмотря на негативный фон вокруг Кемпир-Абада. Некоторые говорят, про красные линии и т.д. Но нужно понимать, что есть информация, которая является государственной тайной и не подлежит разглашению. Например, насколько мне известно, руководство РУз идет на большие уступки, начиная со строительства железной дороги и заканчивая строительством стадиона, - добавил спикер.

Аналогичное мнение по этому вопросу высказал и политический обозреватель Александр Ильяев.

- Тему Кемпир-Абадского водохранилища сейчас зачем-то раскачивают наши «ура-патриоты», которые существуют на англосаксонские гранты. Я не из тех, кто поддерживает правительство, но то, что мы подписали протокол с Узбекистаном – прекрасно, мы получили хорошие добрососедские отношения с крупной региональной державой. А сама эта проблема возникла еще во времена СССР. В 1965 году я беседовал с первым секретарем Узгенского райкома компартии Талиповым, и он мне сказал, что «советская власть решила поставить плотину именно так», т.е. стратегически вода принадлежит Узбекистану. Лично я одобряю подписанный протокол, и не понимаю, зачем сейчас раскачивать эту тему, тем более, когда идет строительство железной дороги, - поделился мнением политолог.

Говоря о позициях Турции во внешнеполитической повестке Кыргызстана, спикер отметил: «надо бояться данайцев, дары приносящих».

- Нам нужно очень осмотрительно строить отношения с Турцией, и спокойно относиться к пафосным речам турецкого руководства, понимая, что в условиях формирования нового этапа внешнеполитического партнерства в ЦА Анкара пытается с выгодами для себя играть особую роль и нарастить свое влияние в регионе. Делается это по геополитическим лекалам и при поддержке коллективного Запада, о чем может свидетельствовать тот факт, что у турецкой стороны нет необходимых экономических ресурсов, чтобы довести до конца свой мощный замах на Центральную Азию, - подчеркнул А. Ильяев.

Рассуждая о причинах кыргызско-таджикского конфликта, он подчеркнул, что никаких реальных поводов для него нет.

- По моему мнению, Эмомали Рахмон, науськиваемый англосаксами, прежде всего США, ввязался в глобальные процессы, стал поддерживать северный альянс, который не одобряет ни Россия, ни Китай. Таджикистан – это ни пограничный конфликт, это попытка таджикской экспансии с целью захвата наших территорий, о чем говорит тот факт, что провокации происходят в Чон-Алае и нижней Ляйлякской зоне, тогда как Баткен и водный вопрос, который является формальным поводом, затрагивается постольку-поскольку. Наши пограничники – молодцы, но сейчас пока происходит латентная экспансия, дальше – больше. И нам надо быть готовыми к этому, - поделился мнением спикер.

В этой связи он выразил уверенность, что без ОДКБ эту проблему не решить:

- Я полностью поддерживаю заявления нашего главы Минобороны и секретаря Совбеза, что без ОДКБ и ее признанного лидера – России нам эту экспансию не остановить. Когда мир находится в турбулентности, небольшим народам и странам надо выбирать одну сторону. Пора заканчивать с многовекторностью. Но при этом нужно помнить, что не стоит верить США и западными партнерам, которые и таджиков подначивают, и к нам приезжают что-то обещают.

Вместе с тем спикер отметил, что сегодня ОДКБ нуждается в серьезной трансформации, обозначив существующие сегодня в рамках Организации проблемы. Ключевой их них, по его мнению, является отсутствие союзнического духа между членами военного блока.

- Когда Азербайджан попался на сделках по поставкам вооружения на Украину через третьи страны, мы смолчали. Сейчас в СМИ прошла информация, что через Иорданию и Британию продавать оружие Украине начинает и Казахстан. Казахстанское руководство отрицает закулисные сделки, но средства массовой информации опубликовали документы и доказательства этого. В этой связи возникает вопрос, почему Казахстан не выполняет союзнические обязательства в рамках ОДКБ? Стратегические партнеры так не поступают. Я думаю, что сообщество Организации договора коллективной безопасности не должно оставить этот вопрос в стороне, - добавил А. Ильяев.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Мурат Картайбекович Мукамбетов

Мукамбетов Мурат Картайбекович

Руководитель Аппарата правительства

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

$820 млн

Кыргызстан ожидает получить от доноров в 2015 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31