В годы Великой Отечественной войны каждый пятый житель КазССР отправился на фронт. Больше 500 казахстанцев стали Героями Советского Союза, в Казахстан были эвакуированы предприятия и учреждения культуры. Благодаря исследованиям и связи поколений память о войне живет в Казахстане и сегодня – ее современные формы и практики проанализировала д. и. н., профессор Евразийского национального университета им. Л. Гумилева (Астана) Альбина Жанбосинова в статье для научного журнала «Исторический курьер».
Вспоминая события, помним о людях
Основой для «коллективной памяти» в Казахстане остается родовая связь – воспоминания о войне передаются в семьях. Ежегодно 9 мая семьи с детьми выезжают на могилы отцов и дедов, где читают молитвы и повязывают ленточки (георгиевскую и/или в цветах государственного флага). Сам День Победы остается государственным праздником – это одна из немногих дат советского праздничного календаря, отмечаемых – с вариациями в практиках и названии – повсеместно на территории СНГ.
В отношении к прошлому Казахстан сочетает традицию и современные тренды: так, большое значение приобрел «Бессмертный полк». В пандемию он перешел в цифровой формат – это еще больше увеличило количество участников акции.
Также появились мнемонические сообщества в социальных сетях. Facebook*-сообщество «Участие казахстанцев во Второй мировой войне в странах Евразии» (администратор Гульнара Мендикулова) насчитывает свыше 11 тысяч подписчиков, группа «Про наших аташек, воевавших в далекой войне» (администратор Казбек Бейсебаев) – свыше 16 тысяч. Память о войне смещается к фокусу антропологии – пользователи собирают фотографии, ищут сведения о родственниках и т. д.
Историческая память о войне сохраняется в топонимике (названия улиц), мемориальных комплексах и т. д. Казахстан хранит память об эвакуации: так, в годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату переехали киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» вместе с режиссёрами Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Герасимовым. На доме на улице Богенбай батыра, 85 прикреплена памятная доска – известные советские режиссеры проживали здесь в 1941–1944 годах.
Один из самых почитаемых в Казахстане фронтовиков – Герой Советского Союза, панфиловец Бауржан Момышулы. В его честь названы улицы и проспекты 18 городов и населенных пунктов, включая Астану и Алма-Ату. Установлено более десяти бюстов и памятников в его честь.
В каждой области есть собственные участники Великой Отечественной войны, формирующие региональную память. В восточном Казахстане известен Касым Кайсенов, командир партизанского отряда имени Чапаева. Так как Кайсенов так и не получил звезду Героя Советского Союза, в 1995 году по указу президента Нурсултана Назарбаева он был награжден званием Халық Қаһарманы («Народный Герой» – высшая государственная награда в Казахстане. – Прим. Ia-centr.ru).
В отличие от советской эпохи современные «практики памяти» многослойны, поскольку существуют в плюралистичном информационном пространстве. Нарратив «никто не забыт, ничто не забыто» сохраняет влияние в Казахстане, однако ему приходится конкурировать с другими интерпретациями истории. Живых ветеранов войны осталось мало – современные знания о войне казахстанцы получают опосредованно, из «вторых рук» интерпретаторов. Это создает почву для современных «войн памяти», когда в информационном пространстве страны продвигаются идеи, отрицающие значение Победы для Казахстана и оправдывающие агрессию нацистов.
Как изучают историю Великой Отечественной в Казахстане?
Современные научные исследования, основанные на документах открытых архивов, позволили существенно дополнить знания по военной истории. Основные хранилища фондов по истории Великой Отечественной войны находятся в Архиве президента Казахстана, Центральном государственном архиве, региональных архивах. Там хранятся официальные и ведомственные документы, рассекреченные материалы органов безопасности, документы личного происхождения (обращения, письма солдат и тыловиков). В отдельных архивах сохранились аудио- и видеозаписи, фрагменты устной и визуальной истории.
Фокус внимания современных исследований в значительной мере сместился на личность фронтовиков (микроисторический и антропологический ракурс).
Активно изучаются гендерные аспекты войны. Так, история Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой – единственных девушек в Центральной Азии, награжденных званием Героя Советского Союза, – стала вкладом в современную казахскую идентичность. Частью активной коллективной памяти становятся истории и других участниц войны. Среди них – штурман-стрелок женского авиаполка М. Расковой Хиуаз Доспанова, девушки-танкистки Жамал Байтасова, Кулькен Токбергенова, Жамиля Бейсенбаева и другие.
В XXI веке появились архивные исследования коллаборационизма военных лет. Жаркие дискуссии в обществе Казахстана вызвала попытка реабилитации участников «Туркестанского легиона».
В Казахстане уделяется значительное внимание национально-этническим аспектам Великой Отечественной войны, происходит активная этнизация военной истории.
Казахстанские ученые провели феноменальную работу по исследованию истории казахов – участников европейского движения Сопротивления. Историк Гульнара Мендикулова впервые ввела в научный оборот широкий корпус визуальных источников, персональных данных. Была восстановлена память о солдатах Зейнулле Алимгазиевой, Коныспеке Жакиянове, Мысахане Тургамбаеве и Исине Джумагулове, похороненных в местности Валлеруа близ города Мец (Лотарингия).
Появились данные о первом советском партизанском отряде, действовавшем во Франции, – его сформировали военнопленные, бежавшие из лагеря Альби. В составе отряда оказалось около 300 казахов – они участвовали в параде в честь освобождения города Тулузы, где их приветствовал Шарль де Голль. Такие исследования не только заполняют исторические лакуны, но и восстанавливают семейный фрейм памяти. Параллельно возвращаются имена пропавших без вести, поисковики ведут работу по выявлению останков погибших.
Современная государственная «политика памяти» в Казахстане остается рамочной и в целом не противоречит коллективной памяти общества. Эта политика пересекается с трендами России, Белоруссии, других государств Центральной Азии. Казахстан формирует собственную историческую память, тем самым создавая важный ресурс государственно-национальной идентичности.
* – социальная сеть Facebook принадлежит компании Meta Platforms, деятельность которой запрещена в Российской Федерации.
Читайте полный текст статьи в электронной библиотеке «КиберЛенинка»
Правила комментирования
comments powered by Disqus