Но уверен, что там очень усиливается роль национальных сообществ
Эксперт российского института стратегических исследований Дмитрий Александров рассуждает о важной на сегодняшний день проблеме – тенденции негативного отношения к мигрантам из стран СНГ.
- Дмитрий Александрович, почему проблема так обострилась?
- Начнем с того, что «звоночки» начались с конца 2010 года. Эксперты говорили об этом на самых разных уровнях. Такой всплеск, который мы наблюдаем сегодня, показал, что проблемы с миграцией в России назрели и перезрели. Связано это с рядом факторов, ситуация эта – не новость в мировой практике. Подобное происходит, когда резко увеличивается число мигрантов. Проблемы носят не только экономический характер, имеют значение и культурный, и религиозный факторы. Пришлое население не успевает встроиться. Дело еще и в том, что значительная часть мигрантов, даже и внутренних, - из сельской местности. Город способен «переварить» разом ограниченное количество жителей провинции. Похожие проблемы возникали в конце девятнадцатого и в первой трети двадцатого века, когда крестьяне шли в города. Но острота ситуации в прошлом веке купировалась довольно жесткой советской системой.
- Означает ли это, что для решения вопроса необходимо ужесточение условий пребывания мигрантов?
- Я хочу сказать, что 80 лет назад это купировалось благодаря жесткой системе, а сейчас такой системы нет. И вовсе не говорю, что сегодня проблему решит ужесточение. Однако оно неизбежно. О его технических деталях пока рано говорить. Я, например, считаю, что все-таки никакой катастрофы нет. Ситуация находится худо-бедно под контролем. Но если никак не урегулировать эти процессы на уровне местных властей, то будущее непредсказуемо. Даже без новых законодательных инициатив необходимо навести порядок в самой России по части трудовой миграции. Понимание должно быть и среди мигрантов. Это должно быть встречное движение. Очень усиливается роль национальных сообществ мигрантов. Как по части просвещения – юридического и социального – так и по части контроля за своими же товарищами. Должно появиться понимание.
В сознании российского обывателя нет жесткого разделения мигрантов - кто из какой страны. Насколько я знаю, среди выходцев из Кыргызстана, например, проблема русского языка стоит наименее остро. В результате кыргызстанцы занимают более высокие социальные ниши, где-то даже управленческие позиции, особенно в коммерческих, торговых сферах. Лучшее знание русского языка плюс близость культур, и, как следствие, более высокая адаптивность определяют такое преимущество.
Правила комментирования
comments powered by Disqus