На минувшей неделе власти России заявили, что так называемая зерновая сделка не будет продлена. Причины, которые вынудили Москву принять это решение, понятны и прозрачны. Российские официальные лица на протяжении года подчеркивали, что обещания, данные Российской Федерации для поддержки экспорта зерна и удобрений на мировые рынки, не были выполнены.
Ранее в России неоднократно продлевали срок действия сделки в надежде на исполнение обязательств со стороны Запада. МИД России указывал на пять основных системных требований, которые РФ просит удовлетворить для продления зерновой сделки. Среди обозначенных проблем отмечалась необходимость интеграции Россельхозбанка в систему SWIFT, разблокировка зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений, восстановление поставок сельскохозяйственной техники и её компонентов, а также возобновление работы аммиакопровода Тольятти-Одесса. В рамках сделки также предполагалась отмена ограничений на страхование сухогрузов и запретов на доступ в порты. Как видно, ничего экстраординарного российская сторона не просила, все требования связаны с сектором внешней торговли АПК.
Тем не менее, кроме дополнительных направлений экспорта для собственного зерна российская сторона так ничего и не получила. Так, в период действия сделки с июля по декабрь 2022 года Россия достигла увеличения экспорта зерновых и зернобобовых на 11,6%. Однако эти объемы вполне могут быть переориентированы через другие логистические коридоры. Тот же саммит Россия-Африка это уже подтвердил. Теперь сделка может быть возобновлена только после исполнения требований Москвы в сельскохозяйственной отрасли.
Как оказалось постфактум, договоренности о безопасном транзите продукции сельского хозяйства в Черном море, который в том числе обеспечивала Россия, были выгодны почти всем, кроме самой Российской Федерации. Три страны – Китай, Испания и Турция – получили более половины общего объема экспортируемых товаров в рамках зерновой сделки. По данным МИД РФ в рамках работы «черноморской инициативы» было вывезено в общей сложности 32,8 млн тонн грузов. Из этого объема более 70% (26,3 миллиона тонн) было отправлено в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая страны Европейского союза. Государства с наиболее низким уровнем доходов, такие как Эфиопия, Йемен, Афганистан, Судан и Сомали, получили менее 3% от общего объема, что составляет всего 922 тыс. тонн грузов.
Конечно, одним из главных бенефициаров зерновой сделки изначально была Турция. Договоренности годичной давности позволили Анкаре импортировать зерно из Украины и перерабатывать его для последующего экспорта пищевой продукции. Кроме того, подписание соглашений в рамках зерновой сделки имело стратегическое значение для президента Турции Реджепа Эрдогана. Глава государства использовал договоренности ещё и в имиджевом отношении – в сложный период предвыборной гонки Эрдоган подчеркнул свои достижения на международной арене.
Президент Турции не теряет оптимизма и надеется вновь склонить Россию на заключение сделки в ближайшие несколько недель. Однако заявление российского лидера Владимира Путина на саммите «Россия-Африка» о рекордном урожае зерновых в России и готовности поставить бесплатное зерно в ряд африканских стран имеет важное принципиальное значение для потенциального невозобновления сделки.
Ожидаемо, хуже всего заявления о приостановлении зерновой сделки встретили в Европе. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, конечно, резко осудила решение России прекратить Черноморскую зерновую инициативу, несмотря на усилия ООН и Турции. По её словам, Евросоюз «активно работает над обеспечением продовольственной безопасности для самых уязвимых слоев населения в мире». Однако из статистики экспорта сельскохозяйственных товаров становится очевидно, что аргументы о важности украинского зерна в борьбе с голодом в беднейших странах, можно признать пустым пропагандистским приемом.
У других международных акторов позиция более сдержана. Так, Министерство иностранных дел Китая распространило заявление, в котором Пекин тоже выразил пожелание о продолжении зерновой сделки в исходном формате. Тем не менее, в КНР осознают вынужденный характер российской политики. Несмотря на то, что Китай теперь не может импортировать ощутимую часть украинского зерна, российское продовольствие продолжит идти в эту страну так же, как и раньше. Более того, теперь объемы экспорта РФ скорее всего увеличатся. Логистическая инфраструктура для этого уже есть, а после наращивания трафика Северного морского пути система транспортировки грузов ещё больше преобразится.
Наконец, ориентируясь на потребности африканского континента, российские власти уже сообщили о планах безвозмездных поставок зерна беднейшим африканским странам. Государственные закупки и транспортировка зерна в регионы, в которых наблюдаются риски продовольственного кризиса, будут осуществляться за счет бюджета. Кроме того, активно обсуждаются и коммерческие поставки зерна в африканские страны. В ходе российско-африканского саммита было уделено много внимания развитию двусторонних экономических связей.
Иными словами, после замораживания зерновой сделки, Россия скорее всего обратится к традиционному формату двусторонних соглашений с основными интересантами прошлых договоренностей, среди которых страны Африки, а также Турция, Китай, и, вполне возможно, ряд стран Европы. Не исключено, что при необходимости будет предложен дисконт. Несомненно, Украина и страны Запада будут и дальше выражать недовольство этим развитием событий. Киев со своей стороны будет продолжать поиски альтернативных маршрутов экспорта зерна. Это несколько затрудняется тем, что ближайшие соседи – Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия выступают за запрет украинского зерна ввиду защиты интересов собственных аграриев.
В свою очередь для российских экспортёров мало что изменится, особенно в призме того, что условия России со стороны ООН, стран Запада и Украины так и не были услышаны. Данные Россельхознадзора показывают, что география экспорта российского зерна не претерпела значительных изменений в сравнении с прошлым годом. Основными покупателями продукции остаются страны Ближнего Востока, которые приобретают 39% от общего объема, а также страны Африки (20%), Азии (31%) и, к слову, Европейского союза (7%). Несмотря на ограничения и санкции, спрос на российское зерно продолжает оставаться высоким – большинство импортёров исходят из необходимости обеспечения своей продовольственной безопасности.
При этом за прошедший год значительно увеличились отгрузки зерновой продукции в страны Евразийского экономического союза: в Белоруссию на 72%, Казахстан – на 55%, Кыргызстан – 64% и Армению – в 49%. Опять-таки, важным достижением стало расширение торговли зерновыми культурами с Китаем. В общей сложности, Россия экспортирует сельхозпродукцию в 126 стран.
Все эти данные подчеркивают значимость российского зерна на мировом рынке и роль Российской Федерации в обеспечении продовольственной безопасности различных стран. Это подтверждается как востребованностью российских сырья и продукции, так и заявлениями самих импортёров и международных организаций. К примеру, представители Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН неоднократно указывали на то, что мировой рынок нуждается в российских зерне и удобрениях. Несмотря на то, что эти заявления были сделаны в период действия зерновой сделки, они как никогда актуальны сейчас. Продовольственная безопасность является одной из ключевых задач для каждого государства, и российское зерно будет востребовано на столах, несмотря на возможные разногласия на политическом уровне.
Правила комментирования
comments powered by Disqus