90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Чем для Казахстана была «Алаш-Орда»?

Чем для Казахстана была «Алаш-Орда»?

Недавно в Казахстане прошел биографический фильм «Міржақып. Оян, қазақ!» («Миржакып. Проснись, казах!») о жизни одного из лидеров «Алаш-Орды» Миржакыпа Дулатова. Авторы картины — семейная пара: режиссер Мурат Есжан и продюсер Айсауле Абилда. Оба с 2014 по 2018 годы учились по программе «Болашак» в Академии искусств Университета Сан-Франциско. Точнее, фильм смонтирован из одноименного сериала, снятого для телеканала «Казахстан» еще в декабре прошлого года. Тогда же Абилда вступила в партию «Аманат» - бывшую «Нур Отан».

Миф — дитя незнания

В аннотации к фильму о Дулатове сказано:

«Рассказывается о его жизни и творчестве, пути, который преодолевала казахская интеллигенция в годы репрессий».

Однако о художественных особенностях этого фильма пусть спорят кинокритики и сетевые «национал-патриоты» со своими оппонентами. Раз уж в фильме шла об этом речь, есть смысл напомнить, что такое движение «Алаш» и инициированное им государство «Алаш-Орда».

Дело в том, что на протяжении вот уже четвертого десятка лет лидеров «Алаша» представляют этакими ангелами — только крыльев не хватает. Они мол, боролись за независимость Казахстана — сначала против царя; потом — против большевиков. И вообще все, что они делали — правильно. Тот, кто с этим не согласен — «раб», «совок», «ватник», «манкурт» и так далее.

А что делали лидеры «Алаша»? К примеру, один ресурс пишет, что главной целью движения было создание независимого Казахского государства». Далее тот же самый ресурс рассказывает о первом Всеказахском съезде июля 1917 года в Оренбурге. После которого, собственно, и появился «Алаш». Ну а следом в том же самом материале сообщается, что главным решением съезда было отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». То есть, в одной и той же публикации мы читаем взаимоисключающие вещи. «Автономия» и «независимость» - несколько разные понятия.

Так чего же хотели «алашевцы»? На этот вопрос 12 сентября 1918 года ответил один из основателей движения — Алихан Бокейханов:

«Мы едины с демократической федеративной республикой Россия, мы мыслим себя только частью единой России. Те, которые говорят, что создается сепаратизм, просто говорят, как рабы старой психологии, которые в самодержавной России привыкли думать, что инородцы – рабы, а представители Великороссии – это рабовладельцы, и от этой психологии не могут отказаться».

Ну а пока что в декабре 1917 года прошел второй съезд «Алаша». На нем и было образовано то, что стало потом «Алаш-Ордой». По задумкам лидеров, в состав «Алаш-Орды» должны были, как пишут историки, войти:

«...Бокеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская области, районы Закаспийской области и Алтайской губернии, населенные казахами».

Здесь необходимы некоторые пояснения. Тургайская область — это земли между Оренбургом и нынешним Актобе. Бокеевская Орда сегодня — Атырауская область. Акмолинская область — это Центральный и Северный Казахстан. А Семипалатинская область — Восточный Казахстан.

В этом месте человек, знающий географию, просто обязан спросить: «А где остальное? Где Южный Казахстан, Жамбылская и Алматинская области?». Дело в том, что еще в конце ноября 1917 года свои права на эти земли заявила так называемая «Кокандская автономия». Оно же - «Временное правительство Автономного Туркестана». Которую утвердили на IV чрезвычайном общемусульманском краевом съезде в Коканде.

Во главе «кокандцев» стоял соратник Бокейханова по работе во Временном правительстве Мустафа Чокаев (Шокай). Пишут, правда, что в дальнейшем будто бы планировалось объединение «Алаш-Орды» с «Кокандской автономией». Но не вышло. Да и не могло выйти, потому что власть, как справедливо замечали классики — это стол, из-за которого никто добровольно не встает. Да, сетевые «либералы» и «национал-патриоты» Казахстана считают и Бокейханова и Чокаева одинаково борцами за независимый Казахстан и против России. Но в итоговой резолюции общемусульманского съезда говорилось:

«IV чрезвычайный общемусульманский краевой съезд, выражая волю населяющих Туркестан народностей к самоопределению на началах, возвещенных Великой Российской революцией, объявляет Туркестан территориально автономным в единении с Федеративной Демократической Российской республикой, предоставляя установление форм автономии Туркестанскому учредительному собранию, которое должно быть созвано в кратчайший срок, и торжественно заявляет, что права населяющих Туркестан национальных меньшинств будут всемерно охранены».

Казахстанский историк, нынешний аким Улытауской области Берик Абдигалиулы в своем труде «Военные формирования Алаш-Орды» сообщил еще одну любопытную деталь. Когда Бокейханова в 1937 году арестовали, то в своих показаниях он сообщил, будто была договоренность по созданию «единого Башкиро-Казахского государства». Бокейханов тогда же отметил, что из этой затеи ничего не получилось только потому, что в 1919 году красные разгромили и белых, и «алашордынцев».

Между красными и белыми

О военных формированиях «Алаш-Орды» следует сказать отдельно. Потому что именно история их создания характеризует отношение простого народа к «алашевцам» лучше всего. Некоторые современные казахстанские историки и публицисты утверждают, будто Бокейханов сотоварищи пользовались массовой поддержкой казахского населения. Так вот: численность бойцов «алашордынских» отрядов на пике не превышала 5 тысяч человек. И это — при численности казахов (по словам того же Бокейханова) в 6 миллионов человек. То есть, 0,8%. Для сравнения: басмачей в Средней Азии и то было 150 тысяч.

Современник отзывался о качестве «алашского» воинства так:

«Кроме грабежа своего населения и помощи враждующим родным ничего эти полки не дали».

Этого современника звали Александр Дутов. Тот самый атаман, которого застрелил в 1921 году чекист Касымхан Чанышев, выведенный в фильме выдающегося казахстанского режиссера Шакена Айманова «Конец атамана» под фамилией Чадьяров. Таким образом, сообщают исследователи, воинские отряды «Алаш-Орды» создавались либо непосредственно под прямым руководством атамана Дутова и служили под его командованием, либо напрямую вливались в войско адмирала Колчака и банду атамана Аненнкова. Ну а как воевали колчаковцы, дутовцы и анненковцы — история страшная, грязная и очень кровавая. Как, впрочем, и любая гражданская война. Вопреки тому, что сейчас модно писать о красных, по части жестокостей им до троицы Колчак-Дутов-Анненков — еще очень далеко. Достаточно сказать, что когда Анненков уходил в Китай, по его приказу расстреляли 3800 человек казаков и казахов, которые отказались уходить за границу вместе со своим атаманом.

Можно вспомнить Тургайский мятеж 1919 года, который устроили «алашордынцы». Который произошел, как пишет Берик Абдигалиулы, цитируя сборник документов «Алаш қозғалысы» («Движение Алаш»),

«...по договоренности главарей Алаш-Орды во главе с Дулатовым и начальником отряда, бывшим турецким военнопленным офицером Хидаятом, который и был начальником объединенного отряда».

Да-да, это — тот самый Миржакип Дулатов, над несчастной судьбой которого предлагают поплакать сейчас создатели фильма «Міржақып. Оян, қазақ!». Интеллигент, гуманист и прочее.

В ходе мятежа «алашордынцы» арестовали военного комиссара Тургайского уезда - Амангельды Иманова (да, мы знаем, что этого человека иные современные историки Казахстана называют бандитом), и еще несколько красных командиров и просто сочувствующих большевикам. Потом Иманова и еще 40 человек расстреляли, когда красные на короткое время подошли к Тургаю. Из этих 40 человек 24 были русскими, а остальные 16 — казахами. Ну а когда белые при помощи «алашордынцев» взяли Тургай снова, то… В общем, из 86 тысяч жителей Тургайского уезда (99% населения — казахи) было расстреляно 18 тысяч…

После разгрома белых, для «алашордынцев» Советская власть объявила амнистию. В апреле 1919 года вышло постановление ВЦИК, в котором говорилось:

«…киргизы (казахи — Авт.), принимавшие участие в гражданской войне против советской власти, а также члены и сотрудники бывшего национального киргизского правительства «Алаш-Орды» за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат».

Вместо того, чтобы, как водится у истинных борцов за независимость, гневно ее отвергнуть, «алашордынцы» амнистию приняли. Потом они стали работать в партийных и советских органах. К примеру, член «Алаша» Габдул-Карим Токтабаев с 1927 по 1931 годы был наркомом земледелия Казахской АССР: как раз весь период коллективизации. То есть, коллективизацию Казахстана проводили не русские «комиссары в пыльных шлемах», а свои же казахи. Да еще и из тех, кого считают «отцами казахской государственности». Которые несут свою огромную долю ответственности за то, что в 1932 году в Казахстане начался голод.

С конца 1920 годов бывших «алашевцев» начали репрессировать вплоть до расстрела. Того же Дулатова, например, осудили по статье 58-2 действовавшего тогда Уголовного Кодекса РСФСР:

«Вооруженное восстание, любое действие с намерением насильственно отторгнуть от Советского Союза любую часть его территории или вторжение с целью захватить власть».

Сейчас утверждается, что всех, кто имел отношение к «Алашу», расстреляли. Однако того же Дулатова суд в 1929 году приговорил к расстрелу, но потом заменили его на 10 лет тюрьмы. Умер Дулатов в 1935 году в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря, что в Карелии. Как видим, репрессировали «алашевцев» вовсе не за то, что они были писателями, поэтами и филологами. В Гражданскую вообще никто не бывает образцом гуманизма и добродетели. Если, конечно, жить хочет...

Вообще короткую историю «Алаш-Орды», если разобраться, характеризует всего одно слово: «метания» - от одного противоборствующего лагеря к другому. Впрочем, как бы парадоксально это ни звучало, но мечта движения «Алаш» о создании казахского государства осуществилась 5 декабря 1936 года — на куда большей территории, чем хотели «алашевцы». В этот день, как мы знаем, появилась Казахская ССР, которая в 1991 году стала независимым Казахстаном — в тех границах, каких ее определили проклинаемые ныне на всех уровнях большевики. Те, которых в нынешней Республике Казахстан хотят предать забвению.  

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Специально для StanRadar.com: Дмитрий Орлов

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
47-е

место занимает Узбекистан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31