90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Кара-Балтинский нефтеперерабатывающий завод в Кыргызстане: когда деньги важнее экологии

Кара-Балтинский нефтеперерабатывающий завод в Кыргызстане: когда деньги важнее экологии

Кара-Балтинский нефтеперерабатывающий завод стал одним из самых масштабных инвестиционных и промышленных проектов за последние годы такой нестабильной истории Кыргызстана. В строительство завода вложены рекордные суммы, чиновники от профильного министерства сулили жителям небольшого городка экономический прорыв и все вытекающие из него блага. Но, не начав работать на полную мощь, завод уже несет карабалтинцам одни проблемы. Официально нефтеперерабатывающий запустили 26 января. Однако еще до этой «знаменательной» даты горожане начали возмущаться работой завода. По Кара-Балте поползли едкий и неприятный запах сероводорода и разъедающий дым...

Черные нефтяники

Первая информация о работе китайского завода начала появляться около двух недель назад. Тревогу забили жители улицы 40 лет Киргизии. Они первыми начали ощущать неприятный запах. К проблеме подключились и местные депутаты. Член фракции «Республика» в городском кенеше Ольга Архипова сообщила, что еще до официального запуска на завод пришел большой железнодорожный состав нефти.

«Когда дует ветер с гор, мы просто умираем. Воняет бензином и газом, из труб валит дым, вонь страшная. Звонят жители, буквально плачут», - делилась своими переживаниями нардеп.

Ее слова подтверждали и другие жители, которые сообщали о том, что на заводе начались работы. Вскоре министр экономики Темир Сариев заявил, что официального запуска завода действительно не было. Это всего лишь пробный запуск.

«Завод запустился 17 января. Для того чтобы начать официально работать, компании нужно получить первую продукцию, сдать ее на сертификацию и получить этот сертификат. А потом уже будут официальная государственная приемка и запуск на полную мощность», - пояснил чиновник.

Ему вторили и представители самого завода. Советник президента компании «Джунда» Шатман Борбоев сказал ИА «24.kg», что на предприятии идет подгонка высокотехнологичного оборудования, устраняются неполадки, выявленные при тестовом запуске в прошлом году. В том числе решался и вопрос о поставках сырья.

«17 января на завод пришла первая партия сырья, которое было переработано и сдано на сертификацию. Как только будут получены результаты экспертизы и сертификат соответствия на нашу продукцию, мы сможем запустить завод. Ожидается, что госприемка завода в эксплуатацию пройдет 25 января совместно с представителями Госэкотехинспекции», - отмечал Шатман Борбоев.

Керосиновые инвестиции

Почти сразу после запуска завода социальные сети стала заполнять информация о том, что по городу ползет жуткое желтое облако, из-за которого невозможно дышать. Труднее всего пришлось тем, кто живет неподалеку от злополучного нефтехранилища. И даже пугали о якобы произошедшем на заводе пожаре.

Руководство предприятия опасения карабалтинцев не разделяло: все идет в штатном режиме, никаких отклонений в работе нет.

«В первые дни запуска НПЗ в Кара-Балте могут наблюдаться шум, гул и выброс остатков газов через факельную установку», - предупредил журналиста ИА «24.kg» Шатман Борбоев.

«Сейчас на заводе идут пусконаладочные работы и подготовка к госприемке. В это время возможны небольшие выбросы и шум. На территории восточной промзоны, от жителей которой и поступают жалобы, находится только склад исходного сырья и готовой продукции, то есть непроизводственная часть НПЗ. Производственная часть - у автотрассы Бишкек - Ош. На складе идет заготовка сырья, при сливе которого, естественно, возможен запах. Но не более едкий, чем на любой автозаправке», - комментирует жалобы он.

По словам советника главы компании, согласно заключению Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, выбросы вредных веществ за пределами санитарно-защитной зоны завода и склада нефтепродуктов находятся в пределах нормы.

Чуть позже и Минэнерго распространило официальное сообщение о том, что выбросы газов через факельную установку нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте минимальны.

Также в ведомстве подчеркнули, что в настоящее время проводится мониторинг состояния окружающей среды. Государственная инспекция по экологической и технической безопасности совместно с Госагентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства взяла анализы на пробы воздуха, воды и земли. По итогам полученных результатов показатели остались в пределах нормы.

Но карабалтинцев отчеты экологов так и не убедили. Люди продолжали жаловаться... А городские власти безмолвствовать...

В соответствии со стандартами

Уже после официального запуска завода мэр Кара-Балты Данияр Шабданов все-таки дал свою оценку деятельности предприятия. Однако она не была столь категоричной.

«Да, действительно, когда безветрие, ощущается запах бензина на территории города. Но я бы не сказал, что он настолько едкий, что невозможно дышать. Вместе с тем и райадминистрация, и мэрия города обращались в Госсанэпидемстанцию, чтобы та провела замеры и дала результаты. Специалисты комиссионно приезжали, взяли все необходимые пробы. Больше вреда Кара-Балте наносит хвостохранилище радиоактивных отходов аффинажного завода, которое расположено здесь же. Однако, используя НПЗ как информационный повод, отдельные люди пытаются решить свои проблемы», - заявил он.

Предполагалось, что депутаты местного кенеша посетят завод, чтобы самостоятельно оценить степень его воздействия на окружающую среду. Но поездка так и не состоялась. Депутаты решили обратиться с официальным запросом к контролирующим органам и дождаться их оценки.

Ты помнишь, как все начиналось?

Нынешнее противостояние жителей Кара-Балты и китайских инвесторов отнюдь не первое. С самых первых дней проект привлек к себе внимание многочисленными скандалами. За давностью лет никто уже и не вспоминает или предпочитает не помнить, как все начиналось.

Осенью 2009 года в восточно-промышленной зоне было начато строительство нефтеперерабатывающего завода компанией «Джунда». Кыргызстану вложения в Кара-Балту были выгодны тогда и сейчас по ряду причин. Во-первых, восточно-промышленная зона города давно считается нерентабельной. Во-вторых, по окончании строительства многие карабалтинцы должны были обрести рабочие места. В-третьих, государство получало бы в виде налогов немалые средства. И, наконец, НПЗ должен был на 70 процентов обеспечить республику горюче-смазочными материалами.

Именно так инвестиционный проект и был подан депутатам местного кенеша, которые с радостью проголосовали за то, чтобы отдать территорию бывшей Сельхозхимии под строительство завода. Заметим, именно завода, а не склада нефтепродуктов. Это был первый тревожный звоночек. Однако никаких акций протеста со стороны жителей, никакого возмущения относительно нарушаемой экологии тогда не последовало.

Бить в колокола начали уже после того, как территорию обнесли забором и ударными темпами начали строительство. Завод рос буквально «на дрожжах». Вот тогда-то и озаботились все, не навредит ли будущее производство экологии и здоровью жителей. Начали изучать документы. Выяснилось, что китайская сторона значительно увеличила изначально предполагаемую мощность завода. Получалось, что территория маловата для такого гиганта.

Выход нашелся быстро. Китайской стороне было предложено выкупить территорию ипподрома, что в соседнем с Кара-Балтой Акбашатском айыльном округе. К слову, до того ипподром использовался по своему прямому назначению - там регулярно проводились национальные конноспортивные игры. Но оказалось, что территория его принадлежит частному лицу, который и продал ее компании «Джунда». И теперь уже на новой территории началось строительство самого завода. Смета предприятия тянула на $250 миллионов. А на территории Сельхозхимии китайцы решили построить склад нефтепродуктов. Казалось бы, конфликт исчерпан. Завод будет располагаться на территории Акбашатского айыл окмоту, что называется, в чистом поле, рядом только заброшенные дачные участки да аэродром Национальной гвардии.

Однако не тут-то было. Прежде чем завод запустили в тестовом режиме в октябре 2013 года, китайские инвесторы выкупали жилье у людей, чьи дома попали в санитарно-защитную зону нефтехранилища. Сопровождалось это все многочисленными акциями протеста. Но, после того как большая часть домов была выкуплена, страсти как-то поутихли. Завод был построен, однако запущен только в тестовом режиме. Не было договоренностей о поставках сырья. Некоторые эксперты даже высказывали предположение, что он и вовсе не будет работать, ведь соседнему Казахстану и России невыгодно завозить в страну сырую нефть, когда они завозят на рынок Кыргызстана свои нефтепродукты.

Инвестиционный перегар

Но завод все же заработал. Пока на баткенской нефти, однако уже есть подписанные контракты с казахской стороной на поставку нефти. Случилось то, чего все так долго ждали. Но особой радости жителям Кара-Балты это не принесло. Завод стал главным источником новостей для небольшого городка. А еще карабалтинцы неустанно следят за прогнозами погоды, особенно за изменениями в направлении ветра. От этого напрямую зависит, каким воздухом они будут дышать в ближайшие сутки.

Наученные горьким опытом предыдущих конфликтов представители завода пока предпочитают отмалчиваться. А вот жители Кара-Балты настроены куда более решительно. Сегодня в городе назначен митинг, на котором и будут озвучены основные претензии к работе завода.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Темиром Сариевым

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Досалы Акпаралиевич Эсеналиев

Эсеналиев Досалы Акпаралиевич

руководитель Аппарата президента Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
Свыше 1,38 млн

жителей Казахской ССР ушли на фронт во время Великой Отечественной войны

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31