На сегодняшний день, Кыргызстан переживает сложный этап политических трансформаций, пронизывающих практически все аспекты и сферы жизнедеятельности и, соответственно, оказывающих на них влияние. Специфика современной политической жизни в стране в целом может быть охарактеризована как политика конфронтации, что в свою очередь отражается во всех уровнях власти. Президент, а также его команда в лице партийных функционеров, по сути, являются одной противоборствующей стороной в борьбе против всех остальных политических сил, в связи с чем растет уровень напряженности между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Так, заявленный анализируемый период был начат с продолжения антикоррупционной кампании, с одной лишь оговоркой, что после задержания Ахматбека Кельдибекова, а также общественного резонанса вызванного арестом, команда Атамбаева была вынуждена пойти на некоторые уступки. Главная критика антикоррупционных мероприятий Атамбаева лежит в претензиях президенту о «святой» репутации властной Социал-Демократической партии Кыргызстана (СДПК). Поскольку во всех резонансных делах, связанных с мздоимством и проявлениями недобросовестности в государственных делах, не было ни единого привлеченного лица от партии власти.
В совокупности это привело к формированию мнения, что вся антикоррупционная политика является ни чем иным как инструментом по устранению политических конкурентов президента. Оппозиционная партия «Ата-Журт» в результате мероприятий проведенных высшим руководством страны, на сегодняшний день стоит на пороге трансформации в радикальную оппозицию, т.к. практически все видные ее члены были лишены депутатских мандатов и выдавлены из процесса принятия каких-либо решений в государстве. Так, Атамбаев принял решение о снятии с должности своего одного из ближайших людей, столичного мэра Ису Омуркулова, а для снижения протестных настроений в обществе было заведено уголовное дело по статье «нарушение земельного законодательства». По истечению двух месяцев, тем не менее, никаких «телодвижений» властей не последовало, что дает повод обществу обвинить власти в предвзятости. Иса Омуркулов, к личности которого и без того накопилось немало вопросов у горожан столицы, на сегодняшний день пребывает на домашнем стационарном лечении и не находится под следствием. К тому же, принимая во внимание тот факт, что нарушение, которое ему инкриминируется имеет 3-х летний срок, то в скором времени дело может быть закрыто в силу срока давности. В случае развития событий именно по такому сценарию, президент и его команда подтвердят все опасения гражданского общества относительно своих планов в укреплении своих позиций на внутриполитической арене. Примечательно отметить, что на фоне возможного завершения дела Омуркулова, парламентарии страны подняли вопрос об упразднении понятия «срока давности» в делах о коррупции. Несмотря на принятие законопроекта в первом чтении, пока остается неясным каким образом это сможет повлиять на ход следствия по делу Омуркулова.
Между тем, президент входит в стадию активного противодействия с парламентом страны, вернее остальными партиями, представленными в законодательном органе кроме партии власти СДПК. Особенно заметно это стало после поднятия вопроса по «Кумтору», а также планируемого разделения акций по принципу 50/50. Одним из вариантов того, если парламент не поддержит варианта, предложенного президентом, и будет продолжать настаивать на увеличении доли Кыргызстана до 67%, является возможный роспуск парламента.Вариантов подобного развития событий в багаже политтехнологов за 10-летний период революционной нестабильности набралось уже достаточно.
Об этом президент не преминул упомянуть в своем выступлении на мероприятии, посвященному 75-летнему юбилею Жогорку Кенеша КР. Речь в большей степени состоялась как намек-послание парламенту в целом, что парламентский путь развития не оправдывает чаяния народа и оказался довольно спорным. К тому же, президент указал на несовершенство подходов законодательного органа в своих отношениях с правительством, а также попытки оказывания на него излишнего давления. Продолжая в этом же духе, Атамбаев обратил внимание на то, что парламент не должен допускать превышение своих полномочий и возлагать на себя функции правительства, правоохранительных и судебных органов. Более того, президент выразил сожаление, что в парламенте партия СДПК не представлена большим количеством депутатов, что в свою очередь позволило бы быстрей реализовывать свои планы в жизнь.
Тем не менее, смысл всего президентского послания довольно прост и прозаичен, Атамбае вделает ставку на подконтрольный парламент и нивелирование влияния всех оппозиционных элементов в органе. Однако, насколько президент сможет в одиночку со своей партией противостоять различным политическим силам не только в парламенте, но и за его пределами остается большим вопросом. Кадровые рокировки градоначальников Бишкека и Оша с назначением бывшего председателя Таможенной службы Кубанычбека Кулматова на должность столичного мэра, а также бывшего замглавы Дирекции по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад (после июньских событий 2010 г.) Айтмамата Кадырбаева на пост мэра Оша соответственно, тем не менее указывают на успешность деятельности президента в этом направлении. Лишение Мелиса Мырзакматова влияния на процессы, протекающие на юге страны, а также выдвижение своего приближенного человека Кулматова, которого после поста мэра прочат в высшие эшелоны власти, с лихвой компенсировало потери позиций властей, связанных с делом Исы Омуркулова.
Еще одним громким кадровым вопросом стала отставка верховного муфтия Рахматулло Эгембердиева. В интернете было опубликовано видео интимного характера и с участием экс-муфтия. Несмотря на все заявления муфтия о том, что это была его гражданская жена, резонанс и обвинения в адрес главного священнослужителя о его непристойной жизни возымели свой эффект на общество. Его отставку также связывали с соответствующейактивностью директора Госкомиссии по делам религий Абдулатифа Джумабаева, а также попытками государства вмешаться в финансовые дела религиозной сферы. Исходя из этого, в государственной системе создается некий вакуум в религиозной сфере, который был заполнен назначением нового муфтия Максатбека Токтомушева.
В СМИ практически сразу появилась информация о его причастности к организации «Таблиги Джаамат», которая весьма динамично расширяет свое влияние на территории страны и далеко за ее пределами. Рассматривая ситуацию в религиозной сфере, становится очевидным необходимость проведения реформ и повышения авторитета ДУМК в стране. Однако сомнительность репутации новых назначенцев демонстрирует в свою очередь сомнительность подобных кадровых ротаций. Отметим, что экс-директор Джумабаев по разным прогнозам, в скором времени займет пост посла КР в Саудовской Аравии.
Внешняя политика
Саудовское направление во внешнеполитической ориентации Кыргызстана играет в последнее время довольно активную роль. За последний год двусторонние отношения Кыргызстана и королевства Саудовской Аравии обросли посольством, введением безвизового режима для саудовцев и т.д. Совершенный визит замминистра иностранных дел в январе этого года (второй по счету, первый визит в сентябре 2013 г.) прямо указывает на интерес саудовцев к Кыргызстану. В первую очередь, разговор идет о религиозно-идеологических аспектах сотрудничества, главным предметом которого является распространение саудовского «продукта» в лице ваххабизма. К слову отметить, что последователи этого учения находят хорошую поддержку своим идеям не только в Кыргызстане, но и в Казахстане и других странах ЦА. Цели распространения религиозно-идеологических убеждений в сотрудничестве с Кыргызстаном преследовали Кувейт, Катар и ОАЭ, двусторонние связи с которыми имели аналогично бурное и непродолжительное развитие после определенных подвижек.
Не утихают разговоры на информационном поле о судьбе иностранной авиабазы, дислоцирующейся в аэропорту Манас. И как представляется очевидным, первостепенным предметом кыргызско-саудовского диалога был вывод американского Центра транзитных перевозок из Кыргызстана. По мнению отечественных и международных экспертов, Саудовская Аравия предпринимает определенные попытки закрепиться на территории Центра и оставить за собой место авиабазы после выхода американцев, выполняя операции логистического назначения. Примечательно отметить, что Саудовская Аравия является не первой страной, которая проявляет интерес к судьбе Центра, ранее являвшего собой хорошо оборудованную территорию для иностранного военного контингента. Катар, Турция, а позже и Южная Корея в свое время также проводили широкие политические консультации с кыргызскими властями по вопросу своего дислоцирования. Другими словами, Вашингтон через своих партнеров-сателлитов прорабатывает разные варианты и не желает отдавать наработанный за десятилетие плацдарм. И как показывает развитие событий, Саудовская Аравия может стать не последним государством в череде желающих внести свою лепту в экономическое развитие Кыргызстана посредством выплаты ежегодной аренды.
Бишкек, отметим, пока придерживается своей озвученной ранее позиции о полном выводе авиабазы из гражданского аэропорта, однако всей правды, как представляется очевидным, не озвучивается. Кыргызские власти осознают, что простой оборудованного объекта означал бы добровольный отказ от гарантированного постоянного извлечения экономических выгод от аренды. В этой связи, если создание какого-либо гражданского транзитного хаба будет противоречить кыргызско-российским договоренностям, то Бишкек вполне может предоставить территорию для российской стороны.
Между тем, в Кыргызстане вошел в силу Договор о зоне свободной торговли со странами СНГ. В 2011 такие страны как Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдова, Кыргызстан, Россия и Армения договорились о беспошлинном перемещении товаров по странам СНГ. Власти Кыргызстана отмечают этот шаг первой ступенью к поступательному движению страны в сторону Таможенного союза. Но учитывая позицию страны по вопросу интеграции со странами Таможенного союза, перспектива интеграции с Казахстаном, Россией и Белоруссией не совсем привлекает Кыргызстан. Общество страны также довольно противоречиво оценивает деятельность ТС, а также резкое подорожание цен на продукты первой необходимости, о чем постоянно говорит экспертное сообщество страны и ближнего зарубежья. С целью противодействия подобным перспективам в столице проводятся некрупные акции. Между тем, сам президент отклонил «дорожную карту», подготовленную Евразийской экономической комиссией, аргументировав это несоответствием национальным интересам Кыргызстана. Подорожание продукции из третьих стран, за счет реэкспорта которых Кыргызстан получает немалую долю бюджета, а также возможное закрытие крупнейших рынков Дордой и Кара-Суу поставит национальную экономику в бедственное положение, учитывая при этом сколько рабочих мест предоставляют рынки и реэкспорт в целом.
Довольно активное развитие получил инцидент на кыргызско-таджикской границе. Хронология событий ведет к блокированию трассы «Исфара-Ворух» гражданами обеих стран в результате пожара строения, где по различным данным проживали кыргызские пограничники. Этот факт послужил поводом для граждан КР обвинить в поджоге граждан соседней страны. Пограничный конфликт, набиравший обороты с каждым днем, стал предметом межправительственных и межведомственных встреч и диалогов. Отметим, что поводом для дальнейшего недовольства жителей таджикского анклава Ворух стало строительство кыргызскими службами автомобильной дороги «Кок-Таш – Ак-САй», которая проходит в обход анклава, но, по мнению таджикской стороны, по спорной приграничной территории.Апогеем пограничного противостояния двух государств стало подтягивание тяжелой бронетехники к границе с личным составом вооруженных сил, а также перестрелка пограничников обеих стран 11 января.
Главная проблема, тем не менее, кроется не в хозяйственных вопросах граждан обеих стран, сколько в отсутствии четко обозначенной межгосударственной границы, вопросы делимитации и демаркации которой не решаются уже на протяжении 20 с лишним лет. Примечательно отметить, что природа подобных вспышек на границе автоматически приобретает межэтнический окрас, сопоставляя тем самым два народа как враждующие противоположности. Именно в этом ключе развиваются на сегодняшний день отношения Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.
Приграничный конфликт привел к информационному противостоянию и агрессивному освещению событий, однако сдержанная позиция таджикских властей заведомо выставила Бишкек на ведущее место в этой информационной дуэли. Отзыв кыргызского посла из Душанбе и заявление Бишкека о возможном закрытии воздушного пространства для таджикских авиасудов, также возымели громкий эффект на общественное сознание. В этой связи, создалось впечатление о незыблемости позиций кыргызской государственности и готовности государства в любой момент встать на защиту своих интересов всеми любыми подручными способами. Несмотря на тот факт, что двусторонние отношения обеих стран находятся на хорошем и стабильном уровне взаимопонимания, кыргызская общественность после столь активного продвижения кыргызстанской версии в СМИ относительно конфликта намерено воспринимать таджикскую сторону как «посягнувшую на чужую землю», соответственно с определенной долей враждебности.
Несмотря на официальное заявление после переговоров представителей двух стран 31 января 2014 года о том, что стороны «достигли договоренностей по решению почти всех вопросов, связанных с инцидентом на границе», до окончательного обнародования результатов переговоров, судить о окончании пограничного противостояния двух стран представляется затруднительным.
Анализ событий в стране в целом демонстрирует их сугубо политическую ориентацию. К тому же, внутриполитическая борьба во властных кулуарах превалирует над остальными темами в новостной ленте отечественных СМИ. Развитие событий во взаимоотношениях президента и его команды с остальными представителями властных элит, равно как и продолжение антикоррупционной кампании руководства Кыргызстана, по всей видимости, внесет новые корректировки в баланс сил на внутриполитической арене.Внешнеполитический срез, продемонстрированный новым интересом международных стран к Кыргызстану, а также деятельность Таможенного союза в вопросе присоединения Кыргызстана, обусловит интерес для дальнейшего анализа.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Кыргызстан: декабрь 2013 – январь 2014: краткий обзор событий
Показать все новости с: Ахматбеком Келдибековым , Мелисом Мырзакматовым , Исой Омуркуловым , Кубанычбеком Кулматовым
Материалы по теме:
-
Ликвидация Камчи Кольбаева. Что известно о воре в законе
-
«Киргизия переворотная». Идут аресты
-
Ошские события: Жапарова и Ташиева допросят в суде в качестве свидетелей
-
-
Поссорились кыргызы и казахи, в...
18.03.2024 14:00
-
Альжан Исмагулов об Алашорде и новой...
27.10.2023 08:00
-
-
Кыргызстан. Религиозная партия рвется к власти. Не подорвет ли это основы "светскости"?
-
«Ворон ворону глаз не выклюет». Как чиновники Кыргызстана избегают уголовной ответственности
-
На выборах конкуренция будет не только между партиями, но и между кандидатами
-
Все мэры Бишкека по срокам пребывания на посту — наглядно
-
Кыргызстан. Железный миллион Садыра Жапарова вновь поддержал его
-
Кыргызстан. Схватка богачей за Бишкек
-
Кыргызстан. Проклятая должность. Пост премьера как трамплин в тюремную камеру
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
1286
митингов прошло в Киргизии в 2012 году
Правила комментирования
comments powered by Disqus