Фобия (в переводе с греческого - "страх") - психический симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый, упорный, навязчивый страх, обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению.
Под "фобией" также понимается отрицательное, предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к кому-либо, чему-либо. Например, к другим государствам или национальностям - ксенофобия, русофобия, юдофобия и т.д.
Информационная война, начавшаяся в Кыргызстане одновременно с украинским кризисом, в последние дни стала обретать черты самой настоящей русофобии. "Россия готовится захватить Кыргызстан, как захватила Крым!" - такой мотив зазвучал не только в социальных сетях, где некоторые пользователи давно уже пугают друг друга этой страшилкой, но и в СМИ. Более того, объектом атаки становятся уже и кыргызстанские русскоязычные издания. Например, радио "Азаттык" без обиняков назвало ряд газет (в том числе и нашу) "прислужниками Кремля" - за "навязывание российской политики Кыргызстану".
Довольно забавно слышать такие обвинения от радиостанции, финансируемой Конгрессом США (выходит, по себе о других судят?!) и изначально созданной в качестве рупора американской пропаганды в "холодной войне".
Но речь сейчас не о рупорах, а о целях этой истерии.
И о том, какую эта фобия имеет под собой почву и насколько она охватила кыргызстанцев.
- Эта волна русофобии, конечно же, продолжение информационной войны между Западом и Россией, - убеждён постоянный эксперт нашей газеты - политолог, в прошлом дипломат Бакыт БАКЕТАЕВ. - Во всём мире идёт поляризация мнений. Она охватила и нас, кыргызов. На Украине открыли ящик Пандоры, вот во всех странах и стали выскакивать черти из табакерки...
- Кому и зачем эта русофобская волна понадобилась, как считаете?
- Думаю, прежде всего - нашим доморощенным майдановцам. Возможно, и их зарубежным покровителям. Им явно нужно, чтобы в Кыргызстане, помимо прочих конфликтов, началась ещё и какая-то возня между кыргызами и русскими, между кыргызоязычными и русскоязычными. Но информационная война имеет свойство медленно переходить в войну "горячую". Так начиналось везде, где вспыхивали межнациональные конфликты. Сначала ругаются в газетах, потом на митингах, а потом… Перебираются в окопы. Испытанная методология заварить в стране кашу.
Я не понимаю этих людей… Зачем искусственно раздувать конфликты вместо того, чтобы искать пути совместной жизни? Так, как это было в СССР. Вспомните, как мы тогда прекрасно жили. Как братья. Друг другу земли дарили - отчего и появились все эти нынешние анклавы. Взаимно обогащались культурой друг друга. Я, скажем, до сих пор люблю слушать узбекские и таджикские песни. Если и были межнациональные трения, то они пресекались очень жёстко, я вам скажу! И сейчас в Кыргызстане народам друг с другом делить нечего. Есть, конечно, таки-ие сволочи… Но они есть абсолютно в каждой нации.
- Было бы неплохо, если бы каждая нация их отторгала - и пусть эти сволочи образуют новую нацию. Нацию сволочей…
- Точно! Мне запомнилось одно высказывание Чингиза Айтматова. Выступая во время ошских событий 1990 года, он сказал: "Не могу понять этого безумия. Я что - должен теперь пойти и набить морду моему другу - академику-хирургу Миррахимову - только за то, что он узбек? Где логика?". Мордобой по национальному признаку - это возвращение в животный мир. Хотя нет, я несправедлив - животные грызут друг друга не потому даже, что те - другого вида, другой "нации", а просто потому, что кушать хотят.
- Вернёмся к сегодняшней волне русофобии. Скажите, кыргызы в самом деле стали бояться России из-за истории с Крымом?
- Люди так устроены, что пытаются любую ситуацию на себя примерять… Но, думаю, ни один серьёзный политик в Кыргызстане сам не верит, что от России исходит реальная угроза. И от этой политики разжигания ненависти к россиянам, уверен, эффекта не будет. Не получится. Миллион наших граждан работает в России. И ещё миллион отучились в советской школе. Мы читали Тургенева, Чехова… Мы учились видеть мир через призму русской культуры, мы даже влюблялись, как герои русской литературы…
- Вы лично знакомы с некоторыми российскими политиками, примерно знаете, что творится у них в головах. Как считаете, Россия в самом деле способна аннексировать Кыргызстан?
- У некоторых российских политиков - да, есть имперские амбиции. Но таких немного. Самый же главный вопрос, который мы должны задать: а России оно надо - присоединять к себе Кыргызстан? Давайте говорить откровенно: за вхождение нашей страны в состав Российской Федерации, случись вдруг такой референдум, сегодня проголосовали бы многие кыргызы. В первую очередь те, кто помнят СССР.
Сужу по себе. Мне было хорошо в Советском Союзе. Я ощущал себя гражданином большой великой страны. Это у МЕНЯ было ядерное оружие, которое меня защищало. Это МОИ корабли взлетали в космос. Я везде был у себя дома - и в Москве, и в Казахстане, и на Украине. Где хотел, там и жил. Когда приходилось выезжать за рубеж, люди, услышав, что я из СССР, очень уважительно со мной разговаривали. А сейчас за границей приходится долго объяснять, что Кыргызстан не имеет ничего общего с Курдистаном и что мы находимся "около Казахстана"…
Так вот, многие кыргызстанцы хотели бы вновь ощутить такое вот "имперское сознание" (смеётся). По большому счёту, распад СССР нужен ведь был не простым людям, а начальникам. Которые в результате получили уникальную возможность запустить руку в национальные богатства. Многие у нас знают, что татары и другие народы, которые сейчас живут в Российской Федерации, сохранили свою культуру, свой язык. И развивают его даже лучше, чем мы, кыргызы, имеющие своё независимое государство. В Кыргызстане, если помните, даже возникали общественные движения, ратующие за вхождение в состав России. Но… Россияне даже не обсуждали этот вопрос.
Давайте поставим себя на место россиян и проиграем этот сценарий. Нужен ли нам Кыргызстан в качестве ещё одного субъекта федерации, с которым у нас даже нет общих границ? Нужен ли нам ещё один дотационный регион? В Крым Россия сейчас вкладывает, если не ошибаюсь, 5 миллиардов долларов, а в Кыргызстан придётся вложить не меньше 10 миллиардов - с учётом повышения зарплат и пенсий до российского уровня. Нужен ли России регион ещё и очень неспокойный? Ведь найдутся силы, которые обязательно развяжут здесь антироссийскую партизанскую войну. Даже Россия нашу брыкастую "лошадь Пржевальского" не выдержит, не оседлает (смеётся).
Думаю, после присоединения Крыма Россия ещё лет пятьдесят на такие действия не пойдёт.
- А в каком качестве, по-вашему, Кыргызстан нужен России?
- Уверен, для России достаточно, чтобы Кыргызстан оставался дружественной страной. Причём страной стабильной. Зачем ей нас захватывать, если идут интеграционные процессы - и через 10-20 лет уже и границ не будет. Глобализация их сотрёт, будет большой союз - Евразийский или ещё какой-нибудь. К этому всё идёт. Ведь мы и сегодня живём в режиме таком же, как в Евросоюзе - друг к другу без виз летаем.
Сравнивать Кыргызстан и Крым просто абсурдно! Совсем разные ситуации…
Что произошло с Крымом? Хрущёв в своё время Крым Украине подарил. Но за этим подарком украинские власти должным образом не присмотрели. И он утёк на историческую родину. И в этом не Путин виноват - население Крыма довели до этого. Знаю одного коренного крымчанина, живущего сейчас в Бишкеке. Он рассказывает: "Мы всегда были там людьми второго сорта". А руководство майдана довело ситуацию до такого состояния, что россияне уже не могли себе позволить отстранённо за ней наблюдать. И они всё сделали правильно.
- Москва долго взывала к Западу: ну почему Косово можно, а Крыму нельзя? Объясните же наконец разницу! Запад молчал-молчал и наконец нашёл разницу: дескать, в Косово была резня, а в Крыму не было.
- Вот! В этом главная заслуга Путина и состоит, что он не допустил в Крыму резни. ООН, Европа и США ждали, когда в том же Косово прольётся кровь. И потом лишь признали независимость этого края… Знаете, я о ситуации во многих горячих точках сужу не по газетам. Я, как конфликтолог, побывал на Северном Кипре, в Абхазии, в Осетии. И везде мировое сообщество выжидало, пока прольётся кровь… Дождались, что и в Южной Осетии вспыхнула война, но вот её независимость почему-то так и не признали.
Ситуацию в Северном Кипре я изучал особенно глубоко. Ходил по окопам, видел, как всё там происходило. Два народа - греки и турки - жили веками в одной стране. А потом стали буквально вырезать друг друга - сёлами. И когда уже было уничтожено по несколько тысяч человек с обеих сторон, Турция ввела в Кипр свои войска. Без всякого референдума. Вот это была аннексия! Кстати, независимость Северного Кипра до сих пор в мире тоже не признали. Но турецкие войска и по сей день там стоят.
Даже не очень опытный политик мог предугадать: если в Крым придут майдановцы-западенцы, там будет резня. Лично я, как конфликтолог, в этом убеждён на сто процентов! Кровь может пролиться не только из-за такой большой территории, как Крым... В том же Северном Кипре всё началось всего лишь из-за шести мест в парламенте, которых не хватило туркам. Война может начаться из-за драки на базаре, как в Сирии. А Крым представлял собой настоящую пороховую бочку!
Путин, как опытный политик, тем более всё это прекрасно видел. При нём разыгрывались драмы в Афганистане, в Ираке, в Ливии, в Сирии. А он вёл достаточно мягкую политику. Но сейчас он понял: если такую политику продолжать, то в Крыму будут большие жертвы. И принял очень мудрое решение. Путин открыл новую формулу решения таких вопросов - абсолютно мирным, бескровным путём.
- Мог ли Путин поступить иначе?
- Не мог! Если бы он так не поступил, то тысячи людей в Крыму проклинали бы потом Путина за то, что он отдал крымчан на растерзание. И миллионы россиян смотрели бы на Путина как на предателя. Надо вспомнить историю. У России - три истока. Первый - Киев, откуда пошла Древняя Русь. Второй - Москва, вокруг которой стала собираться собственно Россия. И третий исток, духовный - Крым, откуда в Россию пришло православие. Это - святая святых. Как Арарат для армян, как Иерусалим для евреев, как Мекка для мусульман, как Иссык-Куль для кыргызов.
То есть Путин был бы больше виноват, если бы не сделал того, что сделал. И он, считаю, преподал урок всем мировым лидерам, всем "печеньконосцам": вот как надо предотвращать кровопролития! Ему, считаю, надо дать за это Нобелевскую премию. Не Обаме дать, а Путину!
И Крым - урок для всех правителей: к своим подданным надо относиться бережно. А то уйдут - вместе с территорией.
Вот и судите сами - разве можно сравнивать ситуации с Крымом и с Кыргызстаном?
- Те, кто разжигает сейчас русофобскую истерию, видят угрозу даже в том, что Россия решила в упрощённом порядке предоставлять своё гражданство…
- А нам-то чего этого бояться? Сколько кыргызов, работающих в России, давно уже имеют российское гражданство! И, думаю, многие из того миллиона наших соотечественников-мигрантов с радостью воспользуются этой возможностью. В этом кто виноват - тоже Путин? В этом мы сами виноваты, точнее, наши правители. Где рабочие места в Кыргызстане? Почему кыргызы вынуждены зарабатывать за границей?
- В качестве пугала выставляют местных русских - мол, Россия захватит Кыргызстан под предлогом их защиты…
- Что сделает Россия, так это, думаю, с удовольствием поможет наказать тех, кто попытается здесь устроить провокацию против русских. Поможет нашим правоохранительным органам. Попробовать осуществить такие бандитские вылазки может кто-то из мелких политических пакостников. Но таких у нас мало. Мы, считаю, получили две хорошие прививки - две революции. И у нас сейчас иммунитет. Мы, как я уже говорил, сегодня стоим намного выше по демократическому общественному развитию, чем та же Украина. Это нас надо брать в Европу, а не Украину (смеётся). Собирались наши оппозиционеры выйти на площадь 31 марта, почитали нашу с вами статью про сценарии "кыргызского майдана", увидели антимайдановские настроения в социальных сетях - и не вышли: слишком опасные могут быть последствия. Теперь, правда, 10 апреля выйти собираются - посмотрим, насколько зрелыми политиками они себя покажут. Мы, кыргызстанцы, в этом году, образно говоря, перешли в университет демократии. И, надеюсь, не будем возвращаться в детский сад, где можно нечаянно обкакаться.
- Слушайте, а не направлена ли вся эта русофобская волна как раз на то, чтобы натравить наших ура-патриотов на русских и тем самым спровоцировать Россию на какие-то ответные действия? Цель - пугая всех российской угрозой, делать всё, чтобы этот сценарий осуществился.
- Возможно, какие-то силы, больные на голову, и такую пакость планируют.
- Судя по вашей позиции по Крыму, вы - тоже "прислужник Кремля". Следуя логике "Азаттыка"…
- Получается, да (смеётся). Так же, как и тысячи ваших читателей, которые разделяют нашу с вами позицию. Не сочтите за комплимент, но в вашей газете уже 23 года люди ищут правду. И находят. Правда эта бывает горькой, но полезной - как пилюля.
Что касается информационной атаки на русскоязычные газеты, то я вот что скажу. Главное, чего мы наконец добились за 23 года независимости, - так это свободы слова. Мы сегодня можем писать в наших газетах всё. Нет газеты, в которой не критиковали бы Атамбаева и его окружение. Лично меня радует такой, например, факт. Руководитель аппарата президента Данияр Нарымбаев подал в суд на бывшего омбудсмена Турсунбека Акуна, который в интервью одной из кыргызоязычных газет его обозвал обидным словом. Но вот уже два месяца суд не выносит решения в его пользу. При Акаеве и Бакиеве, согласитесь, всё давно бы уже было решено. А говорят, что у нас судебная реформа не идёт…
Так вот, пытаться сегодня затыкать рот газетам, навешивая на них всякие ярлыки, - значит посягать на нашу свободу слова. Только читатель должен выносить вердикт - кому он верит, а кому нет, чьи аргументы убедительны, а кто блефует.
- Местные западники (назовём их условно так) всех, кто не разделяет их взгляды, делят на две категории - либо "прислужники Кремля", либо "зомбированные кремлёвской пропагандой". Правозащитники наши в социальных сетях требуют закрыть то одно, то другое неугодное СМИ, а недавно официально потребовали, по сути, отключить российские федеральные каналы - как на Украине. Вас, кстати, эти каналы сильно зомбируют?
- Нет (смеётся). Меня, как конфликтолога, как я уже говорил, на пропагандистской мякине не проведёшь. Я читаю "Вашингтон пост" в оригинале, смотрю CNN, "Евро-ньюс". И, кстати, российское телевидение, если внимательно за ним следить, даёт разные мнения.
Меня удивляет, когда людям отказывают в праве иметь собственное мнение, оскорбляя их словом "зомби". В Кыргызстане - спасибо свободе слова - есть возможность получать информацию из разных источников. Кто не даёт тем же американцам открыть свой телеканал, вещающий на кыргызском и русском языках? Как вещает тот же "Азаттык", Би-Би-Си. Можно у нас слушать и оппозиционное "Эхо Москвы". Я регулярно слушаю. Только одну вещь скажу - чем больше я его слушаю, тем больше проникаюсь уважением к Путину (смеётся). Хотя там про него страшные вещи говорят. И никто ведь "Эхо" не затыкает. Странный какой-то в России "авторитаризм"…
И требование правозащитников закрывать телеканалы, считаю, просто возмутительно! Что это за правозащитники, которые посягают на фундаментальное право человека - право получения информации? Я бы на месте западных доноров этих правозащитников одёрнул. Закрывать, запрещать - это какая-то отрыжка тоталитаризма. Что за мышление большевистское у наших правозащитников? Против слова надо бороться только словом!
Правила комментирования
comments powered by Disqus