Вопреки призывам таджикской оппозиционной группы "Группа-24" митинг 10 октября в Душанбе не состоялся. Руководитель организации Умарали Кувватов выступил с сенсационным заявлением, что "революции" не случилось, так как для подавления демонстрантов в столицу прибыло 800 китайских военных. "Они должны были участвовать в последней стадии разгона митинга, когда началась бы паника и неразбериха. Они стали бы стрелять, зачищать площадь. Наши бы военные не стреляли бы. Многие командиры, генералы и полковники, были на нашей стороне. И Рахмонов воспользовался именно этой китайской, третьей силой" — заявил господин Кувватов.
Хотя слова таджикского оппозиционера и вызывает очень серьезный скепсис, тем не менее, очевидно, что власти отнеслись к потенциальным волнениям 10 октября очень серьезно. Так в Таджикистане были заблокированы более чем 200 сайтов, среди которых социальные сети Facebook, ВКонтакте, YouTube, некоторые новостные российские сайты и даже Википедия. В день мусульманского праздника Курбан-Байрам на центральной площади Душанбе неожиданно состоялись совместные учения военных 201-й российской военной базы и таджикских силовиков. А за день до намеченного митинга Верховный суд Таджикистана признал "Группу-24" экстремистской. На территории республики введен запрет на ее деятельность.
При этом, скорее всего, "Группа -24" искренне верила, что объявленная ими "революция" состоится. В этом смысле очень примечателен "прокол" "Независимой Газеты", опубликовавшей на сайте 10 октября материал, что в Душанбе проходит многолюдный митинг (позднее материал был снят).
Неоднократно упомянутая Организация создана бизнесменом Умарали Кувватовым, обвиняемым в Таджикистане в экономических преступлениях. В 2012 году он бежал в Москву, где объявил о создании оппозиционной политической "Группы-24" – по количеству входящих в нее бизнесменов, политиков и общественных деятелей. Ее членом является еще один опальный предприниматель Шарофиддин Гадоев. Имена остальных участников неизвестны.
К слову сказать, деятельность Умарали Кувватова критически оценивают как многие независимые эксперты, так и таджикские оппозиционеры. "Кто нас призывает снова выйти на площадь? Те кто входил в окружение и перешагнул через многих предпринимателей, в своем бизнесе, а теперь, когда попросили делиться, пошел в оппозицию. Снова хочется крови, да? Тогда почему они не здесь, а в Москве? Или хотят на коне через трупы въехать лже-демократы? Им не народ нужен, а власть …" — написала на своей странице в Фейсбуке обозреватель ТАСС, известный таджикский журналист Галина Гриднева.
"Появление "новой" оппозиции за границей – это вымученная идея. Такая оппозиция не может стать политической силой, потому что у нее нет никаких рычагов воздействия на власть. Они не являются участниками избирательного процесса, не являются субъектами участия в осуществлении государственной власти, не имеют реальных структур внутри страны", – считает лидер Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров.
Другая оппозиционная сила – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) – также высказалась против участия в митинге "Группы-24". Руководство ПИВТ пригрозило членам партии исключением, если кто-то вдруг решит участвовать в мероприятиях, не соответствующих позиции партии. "Проведение митингов и других видов массовых акций возможно только при получении разрешения соответствующих государственных органов. Несоблюдение законодательства может привести к нежелательному негативному процессу в стране", – говорится в распространенном заявлении ПИВТ.
По мнению российского политолога Аждара Куртова, население, как правило, очень подозрительно относится к живущим за рубежом оппозиционерам. "За рубежом хорошо работают те оппозиционеры, которые имеют моральный авторитет, такие, например, как аятолла Хомейни, когда он бежал от шахских преследований в Ирак, а затем в Париж. Многое конечно зависит от реальной ситуации в стране, от того насколько готов народ выйти на акции протеста. В Таджикистане явно население не готово к таким шагам. К тому же постсоветская практика Центральной Азии показывает, что в подобных ситуациях прежние заказчики и спонсоры акций протеста часто "бросают" свою креатуру — тех кто в стране пытается работать на них и реально рискует" — заявил Росбалту Аждар Куртов.
Судя по всему, российский политолог, действительно, прав. Но тогда тем более показательна реакция на анонсируемый митинг Душанбе. Если таджикские власти столь нервно реагируют даже на несерьезную оппозицию, то это свидетельствует, что правящий режим в Таджикистане чувствует себя не слишком уверено.
Правила комментирования
comments powered by Disqus