90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Хафиз Бобоёров: «Мулла не имеет права говорить о политике»

12.12.2014 11:22

Политика

Хафиз Бобоёров: «Мулла не имеет права говорить о политике»

Заявление представителей Академии наук Таджикистана о Партии исламского возрождения стало самой обсуждаемой темой первой декады декабря. «АП» решила выяснить, чем мотивирует критику в адрес религиозной партии Центр по изучению современных процессов и прогнозирования при АН, стоящий за заявлением. Беседа с его директором, доктором философии (PhD) Хафизом БОБОЁРОВЫМ, началась еще в коридоре Академии.

Кто стоит за анонимными авторами

- Вы должны подчеркнуть, что мы не являемся авторами тех статей и видеоматериалов, о которых говорят. Все наши работы мы публикуем под своими именами. Мы не представители «Фабрики чавоб» (так окрестили СМИ серию ответных публикаций, выходящих под именами вымышленных экспертов, на выступления ряда оппозиционных лидеров и на критические материалы журналистов, – прим. ред.). Наше возмущение было вызвано заявлением лидера ПИВТ, который в ходе своей встречи с мигрантами заявил, что в Академии наук есть отдел, который занимается подобными материалами. Хотя чуть позже на сайте ПИВТ - www.nahzat.tj - было опубликовано извинение за то, что в новости со встречи по техническим причинам и из-за человеческого фактора допущена ошибка. Они признали свою ошибку, но ведь новость уже распространилась.

- Но ведь и раньше были такие разговоры, и не раз эксперты говорили о том, что авторами некоторых материалов не могут быть простые люди?

- А какой эксперт сделал по этим анонимным материалам официальное заявление? Я что-то не припомню.

- А разве эксперт может сделать официальное заявление?

- Нет, но он должен привести факты и доводы. Когда М. Кабири, как лидер ПИВТ, официально высказал такое мнение, с юридической точки зрения он, как депутат, представитель государства, должен ответить перед законом. Если у него есть какие-то факты, что на самом деле эти статьи и видео против представителей религии - наша работа, то – пожалуйста, пусть нас призовут к ответственности. Мы готовы ответить перед судом.

Центр, ПИВТ, докторская

- Вначале нам все же хотелось бы узнать о работе вашего центра. Как Вы уже заявляли в СМИ, ваш центр работает почти полгода. Могли бы Вы назвать цель создания такого центра при Академии наук?

- Наш Центр по изучению современных процессов и прогнозирования при Академии наук РТ был открыт в июне этого года. В нашем рабочем уставе отмечается, что наше общество нуждается в создании и развитии научного мировоззрения. Поэтому мы тщательно изучаем вопрос политического ислама в обществе. Теологизация общества заметно препятствует развитию научного мировоззрения. Это одно из направлений нашей работы. Мы должны создать такие модели, которые помогли бы контролировать исламские движения и партии. В нашем центре работает 12 человек, которые являются учеными в таких областях, как физика, экономика, социология, психология, история, философия и филология. Такие центры есть в любой развитой стране, где изучаются процессы современности. Одним из таких современных процессов в нашей стране является деятельность партий и движений, поэтому деятельность ПИВТ как политической партии страны мы изучаем.

- Почему именно ПИВТ?

- Вообще, мы изучаем все политические партии страны, в том числе и ПИВТ. Также мы изучаем процессы миграции, вопросы, связанные с женщинами, наукой и образованием. По этому поводу мы уже предложили правительству концепцию на 24 страницах. Также мы изучаем процессы, связанные с экономическим развитием страны, глобализацией и теми опасностями, которые она несет. Изучаем процесс теологизации общества, подрастающего поколения.

- Вернёмся к этому чуть позже. А сейчас хотелось бы узнать о Вашей диссертации, которую Вы защитили в Германии. Сколько лет Вы там жили и чему была посвящена Ваша научная работа?

- Не только я, но и другие сотрудники нашего центра – Комил Бекзода и Нуриддин Шахобиддинов защитились за границей. Я жил в Германии с 2006 по 2011 год. Докторскую работу на тему «Коллективная сущность и общественная система в Таджикистане» я защищал в университете Бонна. В своей работе я изучал роль ислама, семьи, клана и другие причины местничества. В 2013 году немецкое издательство LIT Verlag опубликовало мою работу, которая получила отличную оценку. Об оценке я упоминаю, потому что М.Кабири заявил, что в нашем центре работают случайные люди.

- Почему Вы думаете, что именно вас он имел в виду?

- Это заявление направлено против нас.

- Разве в этом заявлении было упомянуто Ваше имя или ваш центр?

- Никто не заметил. Но если хорошо вслушаться, то он говорил именно о нас. Кабири обозвал нас случайными людьми в Академии.

- Всё же в Академии наук много сотрудников, почему Вы уверены, что речь шла о вас?

- Он точно говорил о нас. Я предлагаю лидеру ПИВТ прийти и доказать нашу «случайность». Между мной и Кабири идут споры, поэтому я уверен, что он имел в виду меня. Если лидер ПИВТ через СМИ скажет, что нет, он говорил не о нас, мы официально принесем ему извинения.

Местничество в партиях

- Вы сказали, что изучаете все партии и движения в Таджикистане. Что можете сказать по поводу деятельности Социал-демократической партии?

- Сейчас у нас никакого заключения относительно СДПТ нет. Социал-демократы выполнили свою миссию с созданием Объединения реформаторских сил Таджикистана перед президентскими выборами. Это была инициатива СДПТ, но потом её присвоила ПИВТ. Потому что СДПТ не инициативная партия и у нее нет большой силы.

- А что можете сказать по поводу деятельности и последних разногласий в Компартии?

- Коммунистическая партия, а также и все остальные политические партии ограничены в своих кругах и обществе. Например, Компартия ограничена номенклатурой советских времён. Другие партии ограничены местническими рамками.

- О каких партиях сейчас идет речь?

- К примеру, социалисты. Они действуют в узком местническом кругу. Я имею в виду, что сознание и менталитет наших граждан находится в местнических и клановых рамках. Такие же проблемы есть и у ПИВТ.

- И снова ПИВТ? Ведь мы сейчас говорим о других партиях?

- Они (пивтовцы, - прим. ред.) тоже не свободны от местнических проблем. Темы, которые эта партия поднимает на протяжении последних лет, не были идеологическими, они больше носили местнический характер.

Про ПИВТ попунктно

- Когда мы шли сюда, Вы сказали о каком-то заключении относительно деятельности этой партии. Можете поделиться ими?

- Мы сделали заключение по 32 пунктам. После того как мы сравнили ПИВТ с «Талибаном» и ИГИЛ, мы отдаём себе отчёт в этом. Да, эта партия представляет опасность не меньше, чем «Талибан». О деятельности ПИВТ и ее опасности мы написали много статей, но лишь 10 процентов работы нашего центра направлено на изучение деятельности этой партии, остальные 90 процентов касаются других направлений. Да, на самом деле у ПИВТ есть экстремистские или радикалистские тенденции.

- Так что это за пункты?

- Например, один пункт касается интервью М. Кабири в марте текущего года на сайте www.nahzat.tj: «Востребованность революции в демократическом обществе», другой пункт - его постоянное публичное восхищение работой Реджепа Тайипа Эрдогана. А кто такой Эрдоган, разве он справедливый человек? Как я знаю, и как говорят мои коллеги, у него есть дворец, где более тысячи комнат. Эрдоган постоянно выступает против светского государства.

Еще один пункт касается публичной пропаганды Кабири партии «Братья-мусульмане». На своей последней встрече с молодежью М.Кабири сказал, что был и останется сторонником этой партии. Постоянная защита ПИВТом «Хамаса» и оказание ему денежной помощи… интересно, почему ПИВТ ни разу не заступилась за курдов, а защищает только палестинцев?

Следующий пункт касается уместной и неуместной критики государственной политики в отношении сатра и посещения мечетей лицами, не достигшими 18 лет. Почему они говорят без фактов? Это провокация.

Следующие пункты касаются таких вопросов:

Почему М.Кабири и ПИВТ никогда не выступали в защиту тех, которых объявили безбожниками? Почему ПИВТ не отвечает на пропаганду против светских государств? Почему ПИВТ не возмущается пропагандой против национальных ценностей? Почему ПИВТ не делает официального заявления относительно деятельности «Талибана», ИГИЛ? Почему не осуждает их операции против человечества? Почему ПИВТ выступает против светских ценностей? Почему проблему проституции видит в социальной свободе женщин и пропагандирует тех женщин, которые являются рабынями мужчин? На их сайте много таких статей.

Почему ПИВТ не говорит о проблемах исламских государств, таких как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Пакистан, Турция и Афганистан? Ведь в этих государствах ущемляются права женщин, меньшинств и мигрантов. Почему ПИВТ злоупотребляет проблемами мигрантов? Почему ПИВТ в политической борьбе всегда злоупотребляет именем Аллаха, Пророка и мусульман? Почему ПИВТ не пропагандирует современную науку и нанотехнологии и не содействует этому?

Все это говорит о том, что ПИВТ заинтересована в создании такой политической и социальной системы, которая противоречит светским принципам.

- Вы говорите, что изучаете деятельность всех партий, но ваши 32 пункта свидетельствуют, что больше всего вы интересуетесь именно ПИВТ. Это так?

- Да, это правда.

- Почему?

- Потому что ПИВТ - одна из активных и популярных партий в обществе. Но, к сожалению, методы их деятельности очень опасны.

- В чём видите их опасность?

- В своих 32 пунктах, которые перечислил.

- Чуть ранее Вы сказали, что СДПТ выполнила свою миссию в создании ОРСТ. Что Вы имели в виду? Вы не видите необходимости существования СДПТ?

- Нет, пусть действует. Просто создание Объединения реформаторских сил Таджикистана было инициативой СДПТ, которую украла ПИВТ. Об этом в интервью одной из газет сказал сам Рахматилло Зойиров, председатель СДПТ. Он был недоволен тем, что ПИВТ украла у них инициативу.

О религии, Боге и атеистах

- В одном из своих интервью Вы сказали, что Вы атеист. Не хотелось бы задеть чувства Ваших сотрудников, но можете ли сказать об их отношение к исламу?

- Мы к религии и народу относимся уважительно. Ни в своих статьях, ни в отчётах не допускали и не допустим оскорблений в адрес мусульман. Мы и не говорили, что ислам или другая религия опасны. Речь идет о политическом исламе. Использовать имя бога, Пророка – вот что опасно. Это нравственная коррупция.

- И все же, какой религии придерживаются Ваши сотрудники?

- Здесь работают не только, как говорят другие, безбожники. Здесь есть разные личности. Если Вы хотите спросить, являются ли они атеистами или нет, то должен сказать, что по сей день существование бога не доказано наукой. Я не раз говорил своим сотрудникам, что, несмотря на возможности современной науки, до сегодняшнего дня никто не смог и еще в течение миллиона лет никто не сможет научно доказать существование бога. И все наши рассуждения касаются того, что не стоит полагаться в своих проблемах на бога.

А какой религии придерживаются мои сотрудники - это их дело. Но мы не должны свои научные, политические, экономические и социальные обсуждения связывать с религией. Мулла не имеет права говорить на политические, экономические, социальные темы. Всё это необходимо обсуждать с научной точки зрения. Мулла не эксперт. Почему развалился СССР? Потому что народ поверил Кашпировскому. Когда был мировой финансовый кризис, я был в Европе. Там по всем радио- и телевизионным каналам выступали эксперты, а не муллы, попы и другие религиозные деятели.

- В Таджикистане, по разным оценкам, свыше 90% населения исповедуют ислам. Пусть их меньше, но не думаете ли Вы, что своими словами о боге заденете их чувства?

- Мы живём в светском, демократическом обществе, где должен быть плюрализм мнений. И мы никому не навязываем своего мнения, мы просто являемся сторонниками того, что на всё происходящее необходимо смотреть с научной и философской точки зрения.

Президент не политизирует ислам

- Являетесь ли Вы членом какой-нибудь политической партии?

- Нет, я беспартийный.

- Теперь хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу правящей партии.

- Относительно НДПТ я думаю, что некоторые государственные чиновники прячутся за спиной президента. Этим они пытаются скрыть свою лень, безделье. В обществе создалось такое мнение, что все достижения и проблемы связаны с президентом и что он один должен за все это быть в ответе. И это тогда, когда в правительственных и государственных органах работают более 20 тысяч сотрудников. Каждый из них должен чувствовать ответственность за свою работу. К сожалению, они безответственны. Такие люди есть и в правительстве, и в НДПТ. Они почему-то не хотят говорить о проблемах, думают, что так они снизят имидж президента. Как я сказал, использование ПИВТом ислама так же опасно, как и мнение, что всё связано с президентом.

- Как Вы думаете, почему создалось такое мнение?

- У нас народ привык во всем полагаться и возлагать всю ответственность на госструктуры, даже за свою бездеятельность и безграмотность. Но лень и бездеятельность есть и в некоторых госструктурах. А ведь они за свою работу должны отвечать перед народом.

- Вы упомянули только об отрицательных сторонах религиозности общества. Разве нет ничего положительного?

- Я говорю о политической исламизации общества. В политической исламизации мы не нашли ни одной положительной стороны. И наша тревога вызвана именно этой причиной.

- Но ведь у нас были и государственные религиозные программы. К примеру, международный симпозиум в честь Имоми Аъзама, и сам президент не раз затрагивал религиозные темы.

- Здесь большая разница: что такое религиозные чувства народа - и что такое политизированный ислам. То, что говорит президент, он говорит это в своих официальных речах; насколько я понимаю, это не политизирование ислама. Симпозиум в честь Имома Аъзама не носил политического характера.

- Но ведь неважно, председатель какой партии говорит: председатель НДПТ или ПИВТ, все сказанное ими будет оцениваться с политической точки зрения, даже если они говорят о религии. Потому что они политические фигуры и их деятельность имеет политический характер. Как Вы можете обосновать, что лидер одной партии говорит о религии - он политизирует ислам, а другой - нет?

- Если в дальнейшем ПИВТ уберёт из своего названия фразу «исламское возрождение» и изменит идеологию своей партии, всё будет решено. Тогда ПИВТ будет вести равную конкуренцию с другими политическим партиями, они ведь не используют исламскую идеологию, они не полагаются в своей политической работе на бога и пророков.

- Но разве в политической конкуренции не должно быть плюрализма? Вы же сторонник плюрализма в обществе.

- Видите ли, некоторые играют с религиозными чувствами народа. Они получают льготы, используя ислам. Посмотрите, у других партий нет возможности иметь такие эмоциональные льготы. С социальной точки зрения это несправедливо, когда у одних есть такие эмоциональные льготы, а у других нет. Мы сторонники создания общество, где царит справедливость, где все должны быть равны, в том числе в политической борьбе партий.

- А какими еще льготами злоупотребляют другие политические партии?

- На сегодняшний день только ПИВТ злоупотребляет идеологией и ценностями ислама. У других таких льгот нет. Пусть ПИВТ создаст полноценную программу развития общества и предложит ее народу. Пусть народ сам сделает вывод.

«В наш адрес пришло пять тысяч оскорблений»

- С учётом Вашего постоянного упоминания о ПИВТ, складывается впечатление, что основная ваша работа направлена на эту партию?

- В последние дни обсуждается эта тема. Но мы ведем и другую работу. И не мы принимаем решения; возможно, правительство не примет наши предложения. Но мы всего лишь определили правду - политические исламские движения и партии препятствуют развитию научного мировоззрения. Свою работу мы будем продолжать.

- Когда полноценно начнет работать ваш центр?

- Наша программа стартует в январе 2015 года. Сейчас мы работаем на основе устава. Наша цель - пропаганда научного мировоззрения. С начала нового года мы будем проводить исследования по шести темам, и мы не ограничиваемся только политическим исламом. Мы будем изучать миграцию, науку и образование, экономические внутренние и международные процессы, их воздействие, процессы исламизации, СМИ и их участие в создании научного мировоззрения, историю и культуру таджикской философии, развитие технологий в современном мире.

- Вы хотите, чтобы общество оценивало все с научной точки зрения. Но немало разговоров относительно уровня наших молодых учёных. Что Вы скажите об их профессионализме? Может ли народ полагаться на них?

- Это только разговоры, и они не соответствуют действительности. Да, у общества такое представление, что нынешние учёные неграмотные. Мы оставляем это на совести нашего народа и некоторых учёных. Говорю только за себя, за других просто не имею права.

- И последнее. Некоторые пользователи социальных сетей предлагают вам и ПИВТ встретиться лицом к лицу и обсудить проблемы. Если вам предложат, готовы вы встретиться?

- Мы в своём заявлении сказали, что в наш адрес пришло пять тысяч оскорблений. Но наши религиозные деятели ни разу не пригласили нас и не спросили, чего мы хотим. Если в наш адрес поступит такое предложение, решение будет за всеми сотрудниками центра. Возможно, мы его примем, но с условием, что они будут спорить с нами с научной точки зрения. Если они будут задевать наши чувства и достоинство, говорить, что мы случайные люди в Академии наук, мы не согласны.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Рахматилло Зойировым

12.12.2014 11:22

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
70%

имамов в Кыргызстане не имеют религиозного образования

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31