Киргизский чиновник предложил вычеркнуть из Конституции упоминание русского языка как официального. По его мнению, это даст возможность успешно развивать государственный язык. Так ли это?
Исключение, удаление, вычеркивание…
Инициатором предложения стал председатель Национальной комиссии по государственному языку при Президенте КР Эгемберди Эрматов. «Ученые предлагают исключить упоминание русского языка из Конституции. Только у нас сохранилась такая статья в основном законе. Но мы должны развивать родной язык. Для этого нам нужна законодательная база со стороны парламента», – сказал чиновник. При этом он не упомянул, какие именно ученые внесли озвученное им предложение, на каких исследованиях оно базируется.
Необходимо отметить, что до сей поры ни один патриотически или националистически настроенный чиновник, политик, депутат или общественный деятель не выступал с такой инициативой. Русский язык уже фактически лишен своего статуса: делопроизводство переводится исключительно на государственный язык, от чиновников законодательно потребовали знания киргизского, государственная служба теперь недоступна тем, кто не владеет им. В то же время сохранение конституционной нормы о русском гарантировало бы сохранение хотя бы остатков его позиции как официальном языка.
В Киргизии, точнее в Бишкеке, довольно много представителей титульной национальности, не владеющих в достаточной степени родным языком, или тех, кто вовсе его не знает – чиновников, политиков. При этом представительство нетитульных национальностей в госаппарате в центре и на местах минимальное, не более двух-трех процентов. В правительстве всего двое – министр финансов Ольга Лаврова и советник премьера Олег Панкратов – не говорят по-киргизски, что периодически становится причиной недовольства ура-патриотов, требующих уволить их и назначить тех, кто знает госязык.
В то же время в республике практически перестали открывать новые школы с русским языком обучения, не печатаются учебники в необходимом количестве. «Мы разработали учебник кыргызского языка, решили распространить его, – рассказывает завкафедрой журналистики Киргизско-Российского Славянского университета Александр Кацев. – Я лично обзвонил все кафедры других вузов, сказал им, чтобы приходили и забирали компакт-диски, записанные тиражом 500 экземпляров, на которых записаны учебники, размножали их. Угадайте, сколько мы раздали?»
Уверения чиновника Э. Эрматова, что государственный язык будет развиваться после исключения русского языка из Конституции как официального, как минимум необоснованно. В стране не хватает школ, учебников, учителей киргизского языка, особенно в сельской местности. Чиновник уповает на то, что государством выделено 243 млн. сомов ($4 млн.) на развитие госязыка, однако эта сумма явно недостаточна, чтобы напечатать учебники, стимулировать абитуриентов поступать на педагогические факультеты, обеспечивать выпускников жильем в сельской местности. Нет до сих пор четкой программы развития языка. Иначе говоря, как будут распределяться выделенные деньги, неизвестно, а наступление на позиции русского уже началось.
Э. Эрматов предлагает удалить из Конституции КР положение о русском языке как официальном
Инициативу Эрматова пока не комментируют даже известные с республике оппозиционеры, слишком уж зыбкая тема. Даже у них есть сомнения. «Инициатива хорошая, но найдет ли она поддержку?» – задается вопросом одна из популярных оппозиционных киргизскоязычных газет «Алиби».
«Разговоры о том, что кыргызский язык вымирает, превратились в своего рода бизнес. У нас же лжепатриоты пытаются ограничить свой народ в доступе к информации и обречь его на оскудение и забвение», – сказал журналистам профессор КРСУ и бывший спикер парламента Зайниддин Курманов. То есть предложение председателя комиссии по госязыку можно рассматривать не только как его личную инициативу с целью заработать политические очки, но и попытку стоящих за ним политиков прозондировать почву перед парламентскими выборами, которые намечены на осень.
Не секрет, что патриотическая тематика как в мягкой, так и в жесткой форме будет использоваться в предвыборной кампании исключительно всеми политическими группировками, партиями, движениями. При этом тема русского языка наиболее удобна для привлечения голосов националистически настроенных избирателей.
Мораторий на мораторий
«Отмена русского языка как официального и вычеркивание упоминания о нем из Конституции – преступление против кыргызского языка и кыргызского народа, – полагает профессор А. Кацев. – Это все равно, что отменить преподавание в школе химии, математики, физики. Знание двух, трех языков только помогает получать знания. А духовность без знаний?..»
Однако политики вовсе не думают о духовности. Возможный скандал вокруг официального языка для них – всего лишь инструмент для достижения других целей. Ярый оппозиционер и депутат Омурбек Абдыразманов полагает, что вместе с парламентскими выборами будет проведен референдум по внесению изменений в Конституцию. Дело в том, что после насильственной смены власти в 2010 г. был принят мораторий, то есть законодательно закреплен запрет на внесение каких-либо изменений в Конституцию до 2020 г. Для того чтобы снять мораторий, необходимо провести референдум, для чего надо собрать не менее 300 тысяч голосов избирателей.
Депутат полагает, что необходимо внести изменения в систему выборов судей, дать право парламентским фракциям лишать мандата депутатов, вышедших из фракций. Другие оппозиционеры, уже вне стен парламента, предлагают лишить президента некоторых полномочий, свести его функции до представительской. На этом фоне также предлагается включить в референдум и вопрос отмены русского как официального.
«Предложение по изменению статуса русского языка стоит в одном ряду с предложениями оппозиции и некоторых провластных политиков по снятию моратория и внесению определенных изменений в Конституцию. Инициатива Эрматова появилась не сама по себе. Вопрос надо рассматривать шире, в контексте политической жизни Кыргызстана накануне парламентских выборов», – полагает политолог Марс Сариев.
То есть вполне вероятно, что ультрапатриотически настроенные политики и депутаты могут настоять на внесении в список изменений в Конституцию и вопрос лишения русского языка статуса официального. Если все же референдум состоится и при этом голосование будет не по отдельным пунктам, а списком, то, вполне вероятно, предложение Э. Эрматова будет реализовано.
У инициаторов референдума свои расчеты, когда они предлагают совместить парламентские выборы и референдум и тем самым завалить избирателей агитационными материалами и предвыборной рекламой. Людям будет трудно не запутаться в списках кандидатов, партий и пунктах Конституции, которые могут быть изменены, они не станут подробно разбираться и проголосуют кучно за весь список. Что оппозиционерам и требуется.
Верное решение?
Как уже было сказано выше, статус русского языка пока остается лишь в Конституции. В реальной жизни сфера его применения все уменьшается. А в случае если инициатива Эрматова станет реальностью, пойдет дальнейшее наступление на положение русского языка. Некоторые политики и партии уже предлагали, например, перевести все школьное образование на киргизский, а кое-кто пошел и дальше, предлагая и высшие учебные заведения обязать преподавать исключительно на государственном языке.
В 2010-м этот вариант не прошел. Помешали не только соответствующая статья в Конституции, но более важные политические баталии в постреволюционной Киргизии. Теперь же, если будет изменена «языковая» статья Основного закона, у патриотов вроде Эрматова будет формальный повод осуществить и эти планы. И противостоять им будет нечем.
Пока же посольство России в Бишкеке на своей странице в одной из социальных сетей поместило заявление главы дипломатического представительства в Киргизии Андрея Крутько об инициативе отмены конституционного статуса русского языка: «В посольство России в Киргизии каждый день поступают десятки обращений с протестами против озвученной председателем Нацкомиссии по госязыку при Президенте КР Э.Э. Эрматовым идеи отмены конституционного статуса русского языка как официального языка Киргизской Республики. Следует подчеркнуть, что большинство обратившихся в посольство – этнические киргизы, которые категорически выступают против этой сомнительной инициативы... Приведу лишь одну цитату из письма профессора Ж.Б. Назаралиева: "Двуязычие киргизского народа является большим преимуществом. Именно благодаря тому, что большинство киргизов свободно владеют русским языком, они чувствуют себя членами большой семьи – стран СНГ с населением 250 млн. человек. Двуязычие позволяет Киргизии участвовать в интеграционных проектах – Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе". С такими оценками нельзя не согласиться.
Считаем, что развитие государственного киргизского языка ни в коей мере не предполагает вытеснение русского, как это хотят представить ряд псевдопатриотов. Только совместное сосуществование в Киргизстане двух этих языков, так называемый билингвизм, является твердой гарантией сохранения гармоничных межэтнических отношений, развития и прогресса в культурной, научной, образовательной сферах».
Правила комментирования
comments powered by Disqus